В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий БИЧУКОВ: `Любовь к родине и любовь к матери - понятия равнозначные` Назад
Анатолий БИЧУКОВ: `Любовь к родине и любовь к матери - понятия равнозначные`
У стелы "Скорбящая мать" Мемориала памяти военнослужащим внутренних войск, погибшим при исполнении воинского долга, расположенного в Лефортовском сквере Москвы недалеко от здания Главкомата войск правопорядка, всегда лежат свежие цветы. Алые гвоздики, бутоны распустившихся бордовых роз, нежно-розовые тюльпаны... Десятки офицеров и солдат, родители павших военнослужащих ежедневно приходят сюда, чтобы почтить память боевых друзей и достойных подвигов своих прадедов сыновей...

Автор этого Мемориала - выдающийся российский скульптор, лауреат премии МВД СССР и России, кавалер Золотого почетного знака "Общественное признание", вице-президент Российской академии художеств, председатель экспертного художественного совета по декоративному и монументаль-ному искусству при Министерстве культуры РФ, руководитель студии художников МВД РФ имени В. Верещагина, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, ректор Московского государственного художественного академического института имени В. Сурикова, Народный художник России, полковник Анатолий Андреевич Бичуков - личность очень известная в нашей стране и за рубежом. О роли искусства в развитии культурных традиций России и своих взглядах на проблемы нравственного и патриотического воспитания молодого поколения Анатолий Бичуков рассказал корреспонденту "Реута".

- Анатолий Андреевич, к 200-летию МВД вы удостоены высшей общественной награды России - Золотого почетного знака "Общественное признание". Скажите, насколько важно для художника признание людей?

- Общественное признание важно не только для художника, но и для любого творческого человека. Это самое главное, это то, для чего человек живет и творит. Плохо, когда творчество не находит отклика в сердцах людей, если оставляет равнодушным. Когда не слышно аплодисментов, то для творца это смерти подобно. От людского признания как будто крылья вырастают. Я однажды испытал это счастье. После открытия памятника Сергею Есенину на Тверском бульваре в Москве празднование 100-летия поэта переместилось в Рязань. Пригласили и меня. В областном театре, где яблоку некуда было упасть, я примостился на галерке. Когда речь зашла о памятнике, народ потребовал в президиум автора. Я шел к сцене под гром аплодисментов, люди приветствовали меня стоя. За эти мгновения можно все отдать. Именно это заставляет художника работать с утроенной энергией.

- Скульпторов такого масштаба и дарования в стране - единицы. Не кажется ли вам, что использовать свое время, силы и возможности для решения пусть и очень важных проблем Суриковского художественного училища является непростительной расточительностью?

- Во-первых, институту на посту ректора нужен именно художник, пользующийся авторитетом в мире изобразительного искусства. Такова традиция. Вузом всегда руководили выдающиеся художники. Поэтому просто менеджера эта аудитория не примет. Для меня же большая честь возглавлять Суриковку. Я не могу не оправдать доверия, которое оказали мне Российская академия художеств и коллектив института. И сделаю все, чтобы вывести его из состояния кризиса.

- Должно ли искусство быть в основе своей нравственным?

- Если искусство не нравственное, оно не нужно никому. Это не искусство. Искусство должно быть человечным и нравственным, служить Отечеству своему (это ведь тоже нравственность). Любовь к Родине и любовь к матери - явления очень похожие, и если это не заложено в человеке, то непонятно, для чего тогда он существует. Военно-патриотическую тему я воспринимаю тоже как воспитание нравственности. Но, к сожалению, нашему государству это сейчас не очень-то нужно. Надеюсь, что пока.

Маленький очажок такого искусства являет собой студия МВД имени В. Верещагина. Считаю, что ее художники идут впереди - по тематике, по содержанию, по композиционным решениям. Мы продолжаем традиции русского реалистического искусства. Пока я возглавляю этот коллектив, так и будет, иного я не хочу. Придет другой на мое место, может, будет по-друго-му. Мне противна смена человеком своих убеждений, противны люди, побросавшие свои партбилеты и ставшие в одночасье ярыми "демократами". Но вы меня в политику не впутывайте. Все на политике играют, потом власть захватывают и забывают, где и для чего они живут.

- А в чем, по вашему мнению, суть ответственности художника перед народом?

- Есть разные художники и разный народ. Был такой народ, который царя убивал и радовался этому. И народ в этом смысле достоен своего правительства. А потом получилось, что кто-то во всем виноват. Есть народ, который пьет водку, и его ничего не интересует. Такой будет валяться на земле, в то время когда на ней можно растить хлеб и пасти стада. А есть народ, который трудится с утра до вечера. Вот это для меня другой народ, который созидает, кормит свое Отечество. Перед этим народом-тружеником я снимаю шапку. Его трудолюбию, долготерпению и таланту я хотел бы служить и поставить ему памятник.

Таких людей у нас подавляющее большинство. Если их под-держать, помочь, а не долбить и загонять в угол, то они горы свернут. Наша история это подтверждает. Крестьянство было уничтожено не случайно. "У кого земля - у того и власть". Сельский труженик - это свободный человек. Над ним, если разо-браться, никакой власти нет, кроме Божьей. Крестьянство со своей христианской традицией, культурой на сегодня уничто-жено, в деревнях одни старушки остались. Нет сильного мужика, способного обрабатывать землю. А тут еще землю собираются продавать. Скупят ее иностранцы да бандиты и будут диктовать свои условия, спекулировать. Вот чего я опасаюсь.

- Актуальный вопрос: насколько важны для вас день-ги? "Чеканная свобода" - так ведь говорят...

- Лично для меня деньги, богатство не имеют большого значения. Но я знаю людей, которые много денег имеют, но остаются хамами и невеждами. Видел одного нувориша: малообразованный, на какой-то спекуляции разбогател. Богатый хам - это страшно для общества. А если у благородного человека есть деньги, то он потратит их на помощь нуждающемуся, коллегам, родным. Вот я всю жизнь помогал своим близким. Если бы я этого не делал, не знаю, как бы они жили в Донецке: матери ведь 90 лет.

- Что вам дорого в советской культуре? Каковы были ее важнейшие принципы?

- Ей был присущ принцип гуманизма, что там ни говорили бы. В советские времена был сильный творческий союз, были художественные фонды, молодежные секции. Молодым художникам помогали, на выставки выделялись деньги, художник был социально защищен. А сейчас мои ученики заканчивают обучение, а что с ними дальше будет "в этом прекрасном и яростном мире" - не знаю... Это мне небезразлично. Душа за них болит.

- Традиционный вопрос для творческого человека: расскажите о своих планах и замыслах. Над чем вы сейчас работаете?

- В работе у меня сразу несколько проектов: памятник Галине Улановой и губернатору Москвы Алексееву - человеку, много сделавшему для столицы России. Построил он, например, Исторический музей, психиатрическую клинику, музыкальную школу и множество других зданий.

А еще сейчас проходят согласования по поводу установки в городе Ульяновске памятника, название которому - "Россия". Это будет всеобъемлющий образ нашей Родины. Один из ее удачных вариантов я уже исполнил для Московского Кремля. В своей скульптуре я хочу воплотить главные черты, присущие нашему народу: его многонациональность, широту натуры с такими нравственными добродетелями, как целомудрие, спокойствие, внутренняя гармония, готовность защищать свой дом, своих детей, свою землю, радушие и открытость для добра, справедливости и правды.

- В прошлом году вы отметили свой 70-летний юбилей. Скажите, по своему внутреннему ощущению, сколько вам лет?

- Скажу откровенно: по своему мироощущению мне где-то лет тридцать, не больше, хотя я, наверное, и кажусь нескромным.

- А в чем секрет бодрости духа и творческого долголетия?

- Вы застали меня врасплох, поскольку мне никогда не приходилось над этим задумываться. Сейчас времени даже на творчество не хватает - очень много общественных нагрузок. Просыпаюсь в шесть часов утра и часа два работаю в мастерской, потом еду по делам, а вечером до полуночи опять творю. Так что стареть мне некогда. А может, в этом и есть тот самый секрет творческого и активного долголетия?

Светлана КОЛОМЕЕЦ.
11.03.2005

www.mosoblpress.ru

Док. 563870
Перв. публик.: 11.03.05
Последн. ред.: 25.05.09
Число обращений: 0

  • Бичуков Анатолий Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``