В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Должны жить лучше, чем в России Назад
Должны жить лучше, чем в России
Вера Медведева, автор "Эксперт", "Эксперт Украина"

Украине придется смириться, что дешевого газа больше не будет. При правильной энергетической стратегии высокие цены не станут мешать увеличению украинского экспорта, считает президент московского Института энергетики и финансов Леонид Григорьев



Очередная газовая война с Россией вопреки победным реляциям Кабинета Юлии Тимошенко закончилась серьезным поражением - со следующего года газ для Украины однозначно подорожает. Это произошло бы и без конфликта с "Газпромом", поскольку высокие цены на энергоносители являются характерной особенностью нынешнего этапа мирового экономического развития. О том, какой должна быть оптимальная энергетическая стратегия Украины в современных условиях и какую роль играет Россия в украинском промышленном развитии корреспондент "Эксперта" беседовала с автором книги "ГУАМ: пятнадцать лет спустя. Сдвиги в экономике Украины, Грузии, Азербайджана и Молдавии", президентом московского Института энергетики и финансов Леонидом Григорьевым.

- Как вы считаете, каковы слабые и сильные стороны нынешней украинской экономики?

- Основная проблема в том, что с экономической точки зрения Украина - очень неравномерно развитая страна. По той классификации, которую я делал для республик постсоветского пространства, она состоит из трех типов регионов. Первый тип - это глубинные районы, которые довольно бедные. Они уже отдали свою основную рабочую силу либо в Европу, либо в Россию. Поэтому если там начнется быстрый рост, то будет наблюдаться нехватка рабочих рук и квалифицированных кадров, как это уже происходит в Болгарии и Румынии. В них сейчас экономический подъем, а рабочей силы не хватает.

Второй тип по моей классификации - причерноморские регионы, которые хорошо развиваются уже просто в силу своего выгодного географического расположения. Восточная часть Украины, которая относится к третьему типу, в определенной степени похожа на российский Урал или Поволжье. Она представляет собой вполне самодостаточный промышленный регион, субсидирующий более бедные территории. Таким образом, Украина - крайне несбалансированная страна. В этом ее превосходит только Россия, где наблюдаются совсем тяжелые перепады и где можно выделить пять-шесть различных типов регионов. В РФ, как и в вашей стране, тоже нет четкой региональной политики.

В Украине не завершены некоторые базисные реформы: например, в стране до сих пор не определились с сельским хозяйством и правом владения землей. В России земля уже разобрана, и она работает как частная даже там, где не всегда оформлена как частная. Ее перепродают, ею торгуют, иногда это происходит в экзотических формах, но реально земля является чьей-то собственностью. В Украине сельское хозяйство затормозилось, поскольку не была завершена аграрная реформа. И дело не только в неопределенности относительно владения землей, но и о непоследовательной политике, которая в том числе заключалась в государственном регулировании цен и введении ограничений на перемещение зерна между регионами. В результате при наличии прекрасных природных условий украинское сельскохозяйственное производство в 2005-м составляло меньше половины уровня 1990 года.

Кроме того, Украина стоит перед серьезным стратегическим выбором направлений развития экономики. Ее будущая стратегия тесно связана с формированием внешних альянсов. Определить политические приоритеты необходимо и для того, чтобы понять, куда именно пойдет основной украинский экспорт. Восток Украины, конечно, промышленно развит, но он развит "по-советски": не очень эффективный, энерго- и трудоемкий. Однако поскольку рабочая сила в вашей стране все-таки дешевле, чем в Европе или в России, а рядом находятся моря с их портовой инфраструктурой, то украинская продукция является достаточно конкурентоспособной. К примеру, в РФ транспортная составляющая в себестоимости продукции иногда доходит до двадцати пяти процентов. Так что у вас просто огромные конкурентные преимущества перед Россией.

Энергетика - единственный объективный тормоз для Украины. Но, с другой стороны, ей досталось очень выгодное наследие Советского Союза: пятнадцать ныне действующих атомных энергоблоков со счетов не спишешь.

Роль природного газа, по моему мнению, несколько политизирована и переоценена. Да, ваша страна потребляет много газа, потому что у нее развита металлургия. Но она и сама добывает двадцать миллиардов кубометров газа в год, чего вполне достаточно для населения. А промышленность все равно должна становиться более эффективной и заботиться об энергосбережении. И если газ станет такой же дорогой, как в Европе, но рабочая сила по-прежнему будет дешевой, то украинская продукция все равно останется конкурентоспособной. Российская промышленность выигрывает за счет более низкой внутренней цены на газ, но там гораздо дороже рабочая сила и расстояния до конечного потребителя огромные.

Очевидно, что Украине необходимо выровнять территориальные диспропорции. А также облегчить работу для всех контрагентов в портах, чтобы грузы могли перемещаться беспрепятственно. В сельском хозяйстве скорейшего решения требует проблема свободного оборота земли. Кроме того, вашей стране нужна политическая стабильность, поскольку западные инвесторы боятся вкладывать деньги в государства с неопределенными политическими перспективами. Российские деньги получить Украине легко, но и здесь нужны определенные гарантии, чтобы при очередном политическом маневре не произошла "украинизация" собственности.

Я считаю, что у вашей страны блестящие экономические перспективы, и люди здесь должны жить лучше, чем в России. У меня об этом целая книжка написана. Другое дело, что нельзя жить в условиях перманентного политического кризиса.

- Однако экономический рост в Украине продолжается независимо от ситуации в парламенте или правительстве. Возможно, украинскому бизнесу даже легче, когда нет сильной власти, и он не ощущает особого давления?

- Рыночная экономика хороша тем, что она не требует правительства. Такой тип экономики в состоянии развиваться и обеспечивать рост даже при плохом правительстве или вообще без него. Это утверждение можно подкрепить замечательными примерами. Возьмем Италию 50-60 годов. В ней правительства менялись по два раза в год, а страна процветала. Другое дело, что половина экономики была в тени. Когда я говорю "в тени", то имею в виду не криминальный сектор, а невыплату налогов в полном объеме. Это происходит в Украине и в России, особенно в розничной торговле, на транспорте и в строительстве.

Поэтому вполне можно констатировать, что рыночная экономика способна развиваться и при политической нестабильности. Вопрос: как развиваться? Какие-то вещи регулируются сами собой. Именно поэтому в РФ экономический рост выше, чем экономисты рассчитывают по своим моделям.

Российский подъем, российские нефтяные и газовые деньги, безусловно, являются очень важным положительным фактором и для Украины. Хотя ей приходится дороже платить за энергоносители, но, с другой стороны, люди, получившие ваши деньги, у вас же начинают что-то покупать. На этом вообще основывается нынешний мировой экономический подъем в некоторых регионах. Интересный факт: рост мировой экономики за последние пять лет выше, чем за предыдущие пятнадцать лет (почти пять процентов против трех с половиной), причем мировые цены на энергоносители увеличились вдвое. Казалось бы, такое невозможно, и все аналитики предрекали падение из-за высоких цен на нефть. Но этого не случилось: по сравнению с началом 80-х годов нефтеемкость мировой промышленности сократилась вдвое, поэтому на единицу конечной продукции издержки оказались в два раза меньше. Кроме того, если во время кризиса 70-х нефтяные деньги уходили на финансовые рынки и в недвижимость, то сейчас значительная часть средств, полученная нефтяными странами, вернулась к импортерам энергии в виде заказов на промышленную продукцию. Та же Германия выползла из застоя, в том числе и благодаря развивающемуся экспорту в Россию. Или пример Соединенных Штатов, которые платят огромные деньги Мексике и Канаде за нефть и газ, но зато значительно вырос американский экспорт в эти страны.

Перечень украинской конкурентоспособной продукции обширен, и ваша страна может рассчитывать на новые многочисленные заказы. Сейчас РФ является огромным рынком сбыта, который способен проглотить все. Доля российского экспорта в торговом балансе Украины приближается к тридцати процентам, тогда как еще пять лет назад она равнялась всего девятнадцати процентам. И это - при огромном росте общего объема экспорта, а в абсолютных цифрах вообще можно говорить, что вывоз украинской продукции в Россию увеличился почти вдвое.

И это не случайно. Все-таки в Европу ваша страна может экспортировать ограниченное количество товаров, поскольку там очень жесткие стандарты качества и очень сильная конкуренция. Между нашими государствами, наоборот, складывается очень интересная ситуация - с точки зрения товарооборота Украина выступает по отношению к России как более промышленно развитая страна, поставляя товары с высокой добавленной стоимостью в обмен на энергоносители.

У нас наблюдается строительный бум - в прошлом году прирост капиталовложений в этой сфере составил двадцать процентов. Осуществляются большие инфраструктурные программы, хотя еще несколько лет назад в основном строилось только жилье. Россия строит сейчас все: от больниц до гидростанций, поэтому спрос на украинскую продукцию будет только возрастать. Пока российские рынки открыты, там можно продать абсолютно все. Так что если Украина хочет выжить в современном мире именно как промышленная держава, то она может это сделать только за счет российского рынка. Россия собирается перестраивать свою экономику за счет нефтяных поступлений, у вашей страны есть возможность провести экономическую перестройку за счет денег металлургов, а со временем модернизировать и сельское хозяйство, и систему портов.

- Вы говорили, что роль газа в украинской экономике преувеличена. Какой, на ваш взгляд, будет оптимальная энергетическая стратегия в условиях дефицита ресурсов, в которых оказалась наша страна?

- Украине помимо топлива собственной добычи ежегодно нужно покупать еще пятьдесят миллиардов кубометров. Газопотребление на душу населения остается в стране одним из самых высоких в мире: на природном газе "сидит" почти вся ваша промышленность, велика и доля газификации жилья.

Когда во времена СССР прокладывались газопроводы, никто не предусматривал отдельной трубы для УССР, и отдельной - для прокачки газа в Европу. Отсюда и произрастают все нынешние конфликты. Проложили бы отдельную трубу - и проблемы не возникали бы.

Я не хочу обсуждать, что происходит с платой за газ внутри страны. Эта тема не для посторонних и слабонервных. Но то, что для стороннего наблюдателя, прежде всего Западной Европы, многое выглядит странным, очевидно. Атомная энергетика - большое подспорье для Украины, а если энергопотребление продолжит увеличиваться, можно запустить дополнительные блоки Молдавской ГРЭС (сегодня ею владеет РАО "ЕЭС". - "Эксперт"), которая когда-то снабжала электричеством половину страны. Сейчас используется от силы десять процентов ее потенциала.

Так что проблемы энергетических мощностей для вашей страны не существует, есть проблема экономического роста. Ведь падение ВВП в Украине в начале 90-х было гораздо более глубоким, чем в России. Не считая Центральной Азии, наиболее обвальная экономическая динамика на постсоветском пространстве наблюдалась в Грузии, Молдавии и Украине. При этом ваша страна до сих пор не достигла уровня 1989 года. Тогда как Россия в прошлом году эту планку не только преодолела, но даже немного превзошла: потребление домохозяйств намного превысило тогдашние показатели, госуправление почти достигло прежнего уровня потребления, правда, капиталовложения в сопоставимых ценах все еще заметно ниже (сейчас они составляют шестьдесят процентов от позднесоветского уровня).

Экономист Егор Гайдар описывает нынешний экономический рост в РФ термином "восстановительный". Мне кажется, что с этим словом нужно обращаться аккуратно, поскольку восстановление предполагает некий возврат к прежней структуре. Но ни в Украине, ни в России такого возврата не будет, поскольку промышленность обеих стран больше не может рассчитывать на дешевые энергоносители. Происходит восстановление по объемам, а не по структуре.

Но несмотря на очевидные трудности, у украинской экономики есть огромные перспективы для роста, причем его темпы, по идее, должны были бы обгонять развитие российской экономики. В Украине лучше климатические и географические условия. У вас значительно легче делать так называемые зеленые инвестиции, вводить энергосберегающие и экологически чистые технологии. В России подобные технологии внедряются с трудом.

Что касается энергетики, повторюсь, проблемы нехватки мощностей не существует. Главное - наладить действенную систему сбора платежей. Россия этот этап уже прошла. Когда люди были бедными, они не платили за электроэнергию и газ, либо платили по заниженной цене. После кризиса 1998-го, который имел для РФ тяжелейшие последствия, у нас была объявлена электро-газовая пауза. Внутренние тарифы на электричество и газ фактически были заморожены, а в долларовом выражении они упали в несколько раз. До подъема 2003-2004 годов и РАО "ЕЭС", и "Газпром" получали на внутреннем рынке мизерные деньги. Правда, у "Газпрома" были экспортные прибыли, но тогда цены на газ в Европе были относительно низкими. Если посмотреть российскую энергетическую программу, написанную в 2002-м, понимаешь, что ее подготовили люди, которые не видели ни нормального внутреннего рынка, ни адекватной внутренней цены. Наиболее оптимистичные пункты этой программы по использованию всех четырех видов энергоносителей были внесены в прошлом году. Но самое главное, Россия наладила систему сбора внутренних платежей. То же самое придется сделать и Украине.

Кроме того, вам предстоит понять, что позиционируя свою страну как европейское государство, вы будете и газ покупать по европейским ценам, причем, похоже, это случится уже в следующем году. Единой мировой цены на газ не существует. Есть европейская цена, которая строится как функция от спотовых нефтяных цен. Ее уровень фактически совпадает с ценами в США, где они напрямую зависят от стоимости нефти. Последние несколько лет показали, что цены на нефть и газ увязаны во всем мире, независимо от способа ценообразования. Поэтому для нас мировая цена на газ - это именно европейская.

Украине придется готовиться к подорожанию центральноазиатского газа. Если бы существовал транскаспийский газопровод, то цена азиатского топлива мгновенно сравнялась бы со стоимостью российского. Невозможно представить рыночные условия, при которых цена газа на одном участке экспортной трубы принципиально отличалась бы от его стоимости для других потребителей. Иначе тут же начались бы спекуляции. Как бы ни хотелось некоторым установить особые цены, но европейская цена на газ сама придет ко всем "в газовых лаптях" по трубам газопроводов. Этот процесс неизбежен, и он никак не связан с Россией. РФ должна обеспечить транзит центральноазиатского газа, и она его обеспечивает. Две тысячи километров от Туркменистана до Украины автоматически увеличивают цену минимум на тридцать долларов за тысячу кубов.

- Не только в Украине, но и в Европе любят рассуждать о необходимости диверсификации поставок энергоносителей. Какой из вариантов был бы наиболее приемлемым для украинской экономики?

- Диверсифицировать поставки - не проблема. Можно построить сколько угодно портов для приема сжиженного природного газа (СПГ). При этом необходимо понимать, что перевозить топливо придется очень далеко, а инфраструктура стоит дорого. Так что такой газ обойдется не дешевле поставляемого по существующей схеме. К примеру, катарский сжиженный природный газ идет в Европу на специальных судах с тремя баками, а для поставок СПГ в Америку используются танкеры с пятью баками. Из-за узкого прохода тяжело проводить суда с российской и казахской нефтью через Босфорский пролив. Приходится искать иные пути, в частности, строить трубопровод от Бургаса.

Построить терминалы для приема СПГ в вашей стране, конечно, можно - дополнительная страховка никогда не помешает, но общей ситуации это не изменит. Энергетика Украины - это энергетика большого государства с огромным энергопотреблением. Ее развитием нужно заниматься на несколько поколений вперед. То есть выстраивать свою экономическую и энергетическую политику с учетом того, что энергия в мире будет дорогая. Никто не прогнозирует ее удешевления. Сейчас в США наблюдается экономический спад, который, если бы мировая экономика развивалась по прежнему сценарию, непременно сопровождался бы снижением цен на нефть. Однако они продолжают подниматься. И вряд ли уже упадут. Нефтяные фьючерсы до 2030 года стоят плоско, это значит, что трейдеры, являющиеся наиболее чувствительной частью нефтяного рынка, не ожидают снижения цен.

В энергетической сфере Украина столкнется с теми же проблемами, что и все восточноевропейские страны. Нужно просто забыть, что когда-то в отношении вас проводилась особая ценовая политика. Просто забыть и жить с дорогим газом, как живут венгры, поляки, словаки и другие европейцы. У "Газпрома" нет никаких проблем с этими странами.

Конечно, не хочется платить больше. Тем более что Россия на этом зарабатывает. Но никто ведь не жалел россиян, когда стоимость нефти опускалась до восьми долларов за баррель. Десять лет назад, в 1998-м, у нас вообще произошел финансовый крах. Но мы не бегали к соседям и не уговаривали их продавать нам что-нибудь задешево. Все государства переживают свои переходные периоды. Так что, как говориться в русской поговорке, "дружба дружбой, а табачок врозь". Россия выходит из тяжелого кризиса, и нам нужны деньги для модернизации страны


www.expert.ru

viperson.ru

Док. 564162
Перв. публик.: 26.04.08
Последн. ред.: 26.10.10
Число обращений: 0

  • Григорьев Леонид Маркович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``