В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Немного об `иррациональном` антисемитизме Назад
Немного об `иррациональном` антисемитизме
"Есть в мире много, друг Горацио, что непонятно нашим мудрецам", - любил говаривать принц датский Гамлет. О Дании я еще обязательно упомяну. А пока в извечных рассуждениях, что нам понятно, а что нет в антисемитизме, припомним одного из классиков марксизма. А именно ведущего из них - Карла (до крещения Мордехая) Маркса.

Вспомним по двум причинам. Во-первых потому, что бывший Мордехай евреев не очень любил. Причем не как выкрест (он был убежденным атеистом), а потому, что евреи в его очень классовом сознании отождествлялись с "мировым торгашеством". Вот эту нелюбовь классика, простите за каламбур, классовой теории к своему народу мы вполне можем объяснить некой иррациональностью природы юдофобии, на которую так часто любим ссылаться с философским стоицизмом.

И действительно, бессмысленно отрицать существование подобного психологического феномена. У Маркса он, наверное, в подсознании был предопределен "комплексом несуществующей вины" (его крестили маленьким мальчиком). Можно было бы упомянуть еще немало людей, знаменитых и никому не известных, у которых антисемитизм стал проявлением их затаенных комплексов и пороков...

И все же зная это, мы, тем не менее, имеем все основания утверждать, что самые страшные события в еврейской истории - от разрушения Храма до Холокоста - происходили как порождение замыслов негодяев, циничных и расчетливых, для которых преследование и уничтожение евреев было не всплеском эмоций, а осуществлением холодных политических планов. И даже самые "стихийные" погромы в царской России, как мы знаем, обычно были хорошо организованы и спровоцированы охранкой.

Впрочем, я не имею намерения в данной статье вести теоретические споры и глубинно-исторические исследования. Для журналиста всегда важна актуальность. И вот тут позвольте еще раз вспомнить товарища Маркса, совершенно справедливо заметившего, что история повторяется дважды. Первый раз в виде трагедии, второй раз - в виде фарса.

Да, трагическое в жизни нередко переплетается со смешным, драма - с фарсом. Уже после нескольких просмотров популярнейшего телесериала "Семнадцать мгновений весны", в книге по истории Третьего рейха я обнаружил фотографию Генриха Мюллера. Настоящий начальник гестапо разительно отличался от образа "папаши Мюллера", сыгранного артистом в кино. Узкое лицо, змеиные, крепко сжатые губы и - главное! - холодный и пронизывающий даже с фотографии взгляд.

Теле-Мюллер в общем-то был болван. Настоящий группенфюрер ни за что бы не поверил во все эти сказки про отпечатки на чемоданах. Он был профессионалом высокого класса, поэтому и сумел уже выслеженный советской разведкой улизнуть весной 1945-го из Берлина. Но одну фразу из фильма настоящий гестаповец Мюллер вполне мог бы сказать. Это слова о том, что в грядущем для возрождения фашизма нужно будет обратить главный идеологический удар по тем, кто из-за возраста ничего не помнит и не знает и может стать легкой добычей для новых "фюреров". Собственно, здесь Юлиан Семенов ничего не придумал, он наткнулся на эти "размышления" в одном из нацистских документов.

Не знаю как вам, но мне иногда кажется, что сценарий, завещанный "папашами-мюллерами", кто-то сегодня пробует осуществить. Причем в местах вроде бы совершенно неожиданных. Например, в Украине, положившей миллионы жизней ради победы над нацизмом. По ее улицам время от времени расхаживают юнцы со стилизованной свастикой на рукаве. Они поют песни и выкрикивают лозунги, которые Геббельсу очень пришлись бы по душе. Кое-кому из украинских политиков эта шпана тоже нравится. И они представляют ее как явление некоего "национального духа".

С точки зрения недавней истории - просто дикая фантасмагория. Да только все дело в том, что, как уже говорилось, за спиной крикливых юнцов и нервных политиканов всегда оказываются весьма хладнокровные, расчетливые, но чудовищно циничные люди. Их цель - богатство и власть и достигают они ее древним как мир, но от этого не менее эффективным путем: "разделяй и властвуй". А разделять людей, как и многие века назад, удобнее всего по национальному признаку.

Как-то знакомый киевский историк показал мне книженцию с претенциозным заголовком "Миф о Холокосте", написанную неким швейцарским "исследователем" и переведенную и изданную в Москве. Между прочим это та самая книга, на которую ссылаются авторы антисемитских статеек и в Украине, утверждая, что "Холокост выдумали евреи". Главный "пафос" данного опуса все тот же: "геноцид, конечно, был, но цифры его сильно завышены". Словом, ничего нового и интересного. А интересно как раз другое - сама история написания книги, раскопанная дотошными журналистами.

Когда спустя много лет после окончания войны стало известно, что некоторые швейцарские банки все эти годы хранили в сейфах ценности, отнятые фашистами у своих жертв, разразился крупный международный скандал. У банков потребовали отдать часть этих средств оставшимся в живых узникам гетто, концлагерей и людям, насильно пригнанным в Германию на рабский труд. Не всем банкирам эти требования пришлись по нутру, и вскоре не где-нибудь, а именно в Швейцарии появилось издание, в котором число жертв Катастрофы во Второй мировой войне сильно преуменьшено. Зачем нужна была эта ложь? Ради сбережения денег. Так что, не прав был римский император Веспасиан. Деньги пахнут. В данном случае - кровью.

Однако чаще причиной разжигания межнациональной вражды все же становится борьба за власть, дающую и деньги, и многое другое. Вот почему, когда в том или ином государстве эта борьба резко усиливается, "неожиданно" возникают попытки обострить межэтнические отношения. Межнациональный мир - одно из немногих достижений независимой Украины. А потому расшатывание его - одна из главнейших целей тех, кто желает дестабилизировать обстановку в стране, особенно в периоды предвыборных гонок. Иногда это проявляется как драма, иногда как откровенный фарс. И фарс весьма гнусный.

Каким являются оголтелые юдофобские писания в ряде изданий. Их авторы, похоже, вообще не в ладах не только с реальными историческими фактами, но и совестью в первую очередь. Тот, кто пишет, что в годы войны в Украину ворвалось 400 тысяч (!) евреев-эсэсовцев, принявшихся грабить и убивать, отлично знают, что вещают омерзительную ложь. Но он при этом хорошо помнит, что тот же Геббельс любил говорить: чем чудовищнее ложь, тем легче в нее верят.

В ответ на бредовые писания о "евреях-эсэсовцах" Виталий Коротич остроумно заметил: "Бывает что-то одно: или ты еврей, или - служил в СС. Одновременно такого быть не может". И, тем не менее, газетные юдофобы не унимаются. Но отдадим себе отчет: они лишь марионетки в спектакле, который ставят некие "кукловоды", как всегда остающиеся за кулисами.

Беда, однако, в том, что фарс, как учит нас история, может очень быстро переходить в трагедию. И в очень большую. Лидеры Веймарской республики оценили как опереточный гитлеровский "пивной путч" в начале 20-х годов прошлого века. Но уже вскоре в Германии не было ни этих лидеров, ни самой республики. Об этом с тревогой вспоминаешь, когда читаешь все учащающиеся сообщения о нападениях бандитов-расистов, почему-то называющихся звучным иностранным словом "скинхеды", на улицах городов Украины на людей с другим цветом кожи и разрезом глаз. Занятой мелочными разборками между собой нашей политической "элите" явно нет дела до этой нарастающей напасти. А остающаяся в такой ситуации крайней милиция, уходя от проблемы, называет этот беспредел, как "хулиганские действия" или "драка из-за девушки". Ну как тут не заметить, что тот, кто при опасности зарывает голову в песок, рискует ее потерять!

Мысленно перекидывая мостик от событий минувшей войны к современности, я вспоминаю разговор, произошедший у меня во время международной конференции на родине принца Гамлета с одним депутатом датского парламента. Я и раньше знал историю спасения подавляющего большинства датских евреев от фашистов. В ночь накануне депортации евреев в концлагеря их переправили через пролив в нейтральную Швецию. Но более всего поразило меня в этой истории не то, что нашлись смельчаки, решившие спасти от смерти своих сограждан, а то, что, хотя об этой благородной акции знали очень многие люди, в гестапо никто не донес.

И еще об одном случае поведал мне депутат. В былые времена датчане часто воевали с немцами за приграничные территории. И вот во время одной из битв командовавший датской армией военачальник вынужден был со своими солдатами отступить. В тогдашнем датском парламенте долго шло обсуждение случившегося. Военачальника упрекали за разное. Не упрекали его только за одно: что он - еврей.

После этого разговора были еще встречи и дискуссии, и я вдруг понял датчан. Дело вовсе не в евреях, а просто они не считают людей других национальностей, проживающих в их стране, чужаками. Евреи для них тоже свои, только другого вероисповедания. Своих и спасали в войну, не дают в обиду и сегодня. И я не удивлен, что нынешняя Дания, при мизерности экономических ресурсов, - это страна, где люди живут богато и не обвиняют озлобленно друг друга в курчавости волос или "неправильном" строении носа.

К великому сожалению, все эти прекрасные поступки были редкостью на огромной территории бывшей империи, где веками воспитывалась рабство и ненависть к "чужакам". Причем делали это не только сатрапы, но и иные "душки-либералы". В одном из произведений автора, считающегося классиком украинской литературы XIX века, читаем высказывание главного персонажа о том, что для счастья народного необходимо "в╕д╕брати шинки в╕д жид╕в ╕ в╕ддати людям". Здесь интересны не только наивные, с точки зрения любой политэкономии мысли, но и само семантическое противопоставление понятий "жиды" и "люди". Нет, очень, очень рационально внедрялся в народный менталитет "иррациональный" антисемитизм.

"Чересчур натянутая струна лопается", - говорил древний мудрец. Национальный вопрос - это как раз такая струна. С ней нужно обращаться очень осторожно.

Михаил Френкель, "CN-Столичные новости"

mignews.com.ua

01.04.2008

"CN-Столичные новости"

Док. 564401
Перв. публик.: 01.04.08
Последн. ред.: 26.05.09
Число обращений: 0

  • Коротич Виталий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``