В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Меня спас Твардовский...` Назад
`Меня спас Твардовский...`
Людмила Петрушевская отмечает сегодня юбилей

Людмила Петрушевская писать начала рано, печататься - поздно. Ее творчество всегда развивалось вопреки окружению, обстоятельствам и прочим видам жизненных препон. Она из тех, кто, по выражению Пастернака, в трудностях "хорошеет, как рак в кипятке".

Прославленный драматург, сказочница, писательница, Людмила Стефановна с восторгом вспоминает, как ее прозу Твардовский изымал из журнала "Новый мир": "Он меня этим спас! Что бы со мной было, если бы это тогда напечатали!"

Ее литературные герои никогда не отличались сытостью, успехом и дружбой с властью. Напротив, в ее художественном мире вольготно расположились старики, дети, алкоголики и одинокие женщины... Петрушевскую долго не печатали. Первый рассказ "История Клариссы" был опубликован только в 1972 году. Ее тексты несли в себе такой заряд жизненной правды, что вызывали шок - восторга или возмущения.

Маргинальный мир русской жизни она видела своими глазами. Дочь "врагов народа", Людмила росла в трудные военные годы, скиталась по детдомам и родственникам. Говоря о бедах беспризорников в наши дни, Петрушевская поделится вскользь в одной из публикаций: "Я сама попрошайничала и воровала селедочные головы из соседского помойного ведра". Хотя о своем детстве она рассказывает редко, скорее проговаривается. Вдруг в статье о необходимости помочь матерям-одиночкам она напишет: "Первый раз я увидела мать в девять лет, большего счастья в моей жизни не было".

Первые постановки ее пьес стали взрывом и вызовом. С первой же пьесы Петрушевской стало ясно, что в драматургию пришел талант, ни на кого не похожий (а потом породивший целую волну последователей-подражателей). В ее пьесах наша жизнь была поймана врасплох, в соре каких-то микропроблем: убежавшая кошка, протекшая крыша, отсутствие сортира на даче.

Героиня "Трех девушек в голубом" мать-одиночка Ирина благодарит случайного знакомого, который помог с сортиром: "Каждый день вас вспоминаем. Даже несколько раз в день". Как определил литературовед Роман Тименчик, у Петрушевской мы входим не столько в прозу жизни, сколько в поэзию языка. В мир, где из корявой толщи быта извлекаются уроки музыки. А из сора бытовых микрособытий вдруг вырастает трагедия бытия.

Пьесу Петрушевской "Уроки музыки" Роман Виктюк поставил в 1979 в театре-студии ДК "Москворечье", и на спектакль, где играли непрофессиональные актрисы, началось паломничество театральной Москвы. Затем была битва за постановку "Трех девушек в голубом" в "Ленкоме". Режиссер Марк Захаров и занятые в спектакле Инна Чурикова и Татьяна Пельтцер обивали пороги кабинетов с просьбами разрешить спектакль. И "Три девушки в голубом" стали одним из главных спектаклей в репертуаре "Ленкома".

Отдельная страница в жизни Петрушевской - работа с Олегом Ефремовым. "Он читал все мои пьесы, он настоятельно просил написать второй акт в "Чинзано" (сказал: "Чего там играть, двадцать страниц, это для театра мало")", - вспоминала Петрушевская. Ефремов и сам хотел больше работать с ней, сокрушался, что поставил всего одну ее пьесу - "Московский хор". Кажется, после его ухода театральный мир потерял для Людмилы Стефановны былую притягательность. Да и современный театр, вечно сетующий на отсутствие авторов, не очень знает, как относиться к действующему драматургу, который уже имеет статус классика.

Произведения Петрушевской представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости. Сама же Людмила Стефановна главным стимулом совершенствования считает стремление "попробовать что-нибудь новенькое". Не так давно она создала Студию ручного труда, где собственноручно рисует мультфильмы. "Мои фильмы плохо нарисованы, коряво написаны, однако существуют. И не забудьте, что можно смеяться!" - взывает перед показом на встречах со своими читателями автор.

www.newizv.ru

26.05.2008

ОЛЬГА ЕГОШИНА

Док. 564547
Перв. публик.: 26.05.08
Последн. ред.: 26.05.09
Число обращений: 0

  • Петрушевская Людмила Стефановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``