В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
4.2. Машинная информация как продукт интеллектуальной деятельности Назад
4.2. Машинная информация как продукт интеллектуальной деятельности
Ниже, рассматривая проблему седьмую, мы подробно остановимся на вопросе об информации как товаре и не как товаре. Здесь же отметим, что эта двойственность отражается и на правовом режиме машинной информации. Выше мы рассмотрели машинную информацию как товар "вещный", т. е. как промышленную продукцию. Что же касается "интеллектуальной" ипостаси машинной информации, то вопрос ее правовой охраны находится в еще более плачевном состоянии.

В самом общем виде суть проблемы состоит в том, чтобы нетипичному товару - машинной информации - предоставить типичный правовой режим, разрешив комплекс спорных вопросов, возникающих в связи с осуществлением субъективных прав авторов данного продукта интеллектуальной деятельности. Надо сказать, что с определенного момента фигура автора оказалась в тени, отбрасываемой становящейся все более мощной индустрией программного обеспечения. Такое положение считают естественным даже некоторые ученые-юристы. Так, В. А. Рясенцев, В. С. Мартемьянов и А. И. Масляев полагают, что центральное место в правовом обеспечении интересов производителя программ должна занять фигура предприятия[1]. Такое ненормальное положение необходимо устранить. Но, в конце концов, как справедливо заметил В. И. Жуков, основная сложность здесь "не в поисках субъекта, а в установлении правового режима самого объекта нетипичного для известных институтов"[2].

Объект правовой охраны - машинная информация - имеет сложный состав. Помимо программного обеспечения ЭВМ она может включать данные (т. е. любую информацию, знания), структуры расположения данных в памяти ЭВМ, программы управления базами данных. Более того, сами данные могут иметь двоякий характер: данные, собранные из различных источников, и данные, созданные автором. Творческий ("интеллектуальный") характер этих данных будет различен. Хотя в обоих случаях поиск и составление (систематизация) данных требуют определенных творческих усилий, собственно знания (данные, созданные автором) носят более творческий характер, чем непосредственно сбор данных. Структуры данных могут иметь свой индивидуальный творческий характер, а следовательно, и рассматриваться как продукт интеллектуальной деятельности.

Требование воспроизводства интеллектуального продукта приводит к необходимости пользования им на возмездной основе (договорной или в виде разовых платежей). Разумеется, должны быть и общедоступные (бесплатные) базы данных, как, например, имеющиеся сейчас телефонные справочные службы.

Вопрос о наличии (или отсутствии) творческих усилий при создании машинной информации как интеллектуального продукта достаточно сложен. Сомнений не вызывает, что программное обеспечение - продукт творчества. "Для баз данных такими творческими усилиями следует признать обработку, нерутинную систематизацию, семантический отбор, синтезирование новых данных из имеющихся и т. п. действия над данными, - отмечает А. Б. Гельб. - В то же время сбор и систематизация данных без творческих усилий не может давать авторства. Такое лицо должно считаться собирателем данных, а его права должны быть приравнены к правам составителей справочных изданий"[3].

Если машинная информация является результатом творческих усилий разработчиков, то возникает проблема определения вклада каждого из них. Их права должны быть защищены как от амбиций лиц, осуществляющих чисто административное руководство, так и от неоправданных претензий участников работы, выполнявших нетворческие функции. Ю. И. Рыжиков совершенно справедливо, на наш взгляд, предлагает при установлении правового режима машинной информации оградить ее авторов (создателей) от претензий лиц, осуществляющих: перевод программы с одного языка программирования на другой; кодирование программы по детальному описанию алгоритма и указанной структуры данных; снабжение программы комментариями, перезапись ее в структурированном виде; отладку чужой программы, если результатом участия в этом не явилось существенное изменение алгоритма; литературное оформление и техническое редактирование документации по черновикам разработчиков; составление тестов по указанным разработчиком программы условиям[4].

Таковы основные проблемы, связанные с правовым режимом машинной информации как продукта интеллектуальной деятельности.

______________
[1] См.: Рясенцев В. А., Мартемьянов В. С., Масляев А. И. Правовое регулирование отношений, основанных на создании и использовании алгоритмов и программ. С. 24-25.
[2] Жуков В. И. Исходные посылки становления охраноспособности программных средств ЭВТ//Ученые записки Тартуского гос. ун-та. - Tartu riikliku ?likooli toimetised. Тарту, 1988. Вып. 801. Правовые проблемы программирования, вычислительной техники и изобретательства С. 30.
[3] Гельб А.Б. Некоторые вопросы правовой охраны автоматизированных баз данных//Ученые записки Тартуского гос. ун-та - Tartu riikliku ?likooli toimetised. Тарту, 1988. Вып. 801. Правовые проблемы программирования, вычислительной техники и изобретательства С. 53.
[4] См.: Рыжиков Ю. И. Правовые проблемы программирования глазами программиста//Ученые записки Тартуского гос. ун-та - Tartu riikliku ?likooli toimetised. Тарту, 1989. Вып. 864. Труды по социальным проблемам кибернетики. С. 64.

Док. 564882
Опублик.: 27.05.09
Число обращений: 0

  • Проблемы компьютерного права

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``