В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Какой должна быть школа будущего? Назад
Какой должна быть школа будущего?

Чему будут учиться наши дети, какие экзамены сдавать и кем они выйдут из стен родной школы? Участники Круглого стола искали ответы на эти и другие вопросы

Мария САРЫЧЕВА, Фото Марины ВОЛОСЕВИЧ. — 15.12.2008
УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ:
 
Григорий Артемович Балыхин, председатель Комитета Госдумы РФ по образованию
 
Александр Михайлович Абрамов, член-корреспондент Российской академии образования
 
Андрей Юрьевич Ушаков, ответственный секретарь приемной комиссии Института строительства и архитектуры Московского государственного строительного университета
 
Евгений Григорьевич Юдин, первый проректор МГТУ им. Н. Э. Баумана
 
Александр Львович Вильсон, президент Ассоциации Негосударственных Образовательных Организаций России (АсНООР), президент лицея `Столичный`
 
Алексей Григорьевич Забелин, ректор Московской финансово-юридической академии
 
Амет Александрович Володарский, сопредседатель комиссии по образованию научного Совета РАН
 
 
Марат Александрович Зиганов, научный руководитель Ломоносовской школы
 
Владимир Александрович Лазарев, директор школы `Премьер`
 
Владислав Иванович Сивоглазов, директор по тематическому планированию издательства `Дрофа`

Григорий Артемович Балыхин
Григорий Артемович Балыхин
Г. Балыхин:
 
- Проблемы общего образования стали недавно предметом обсуждения на Совете при президенте. Дмитрий Анатольевич Медведев говорил о том, что нам предстоит возродить систему образования, которая пользовалась авторитетом во всем мире. Сейчас подготовлена национальная образовательная стратегия, инициатива `Наша новая школа`. Определены пять ее основных направлений.
 
Прежде всего речь идет о содержании образования. Разрабатывается новый стандарт. Из него ушло понятие федерального, национального (регионального) и школьного компонентов. Зато появятся требования к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации, к результатам ее освоения.
 
Многое делается для повышения престижа и статуса профессии педагога. Предложено 2010 год объявить Годом учителя.
 
Ну и материальная сторона вопроса. На сегодня только 30% школ работают в современных условиях. 35% школ удобства для детей имеют на улице. И это в XXI веке! Если мы строим школу будущего, прежде всего должны думать о том, какие школы проектировать, какими эти школы должна быть с точки зрения комфорта для учащихся и педагогов.
 
Еще одно направление - здоровье школьников. Большую часть времени ребята проводят в школе, поэтому нужно создать все необходимые условия для здорового образа жизни, для занятий спортом.
 
Оправдал ли себя ЕГЭ?

Александр Михайлович Абрамов
Александр Михайлович Абрамов
А. С:
 
- Ключевой вопрос: какова сейчас задача школы? Господствует точка зрения, что цель школы - это подготовка в вуз. ЕГЭ материализует эту цель и ориентирует школу на натаскивание на эти экзамены. А ведь на самом деле у школы совершенно другая функция. Она - замечательный институт для проживания достойного, самого важного периода в жизни человека: детства, отрочества, юности. И исходя из этой задачи, мне кажется, мы и должны думать о модели школы будущего. С 1 января Закон о ЕГЭ вступит в силу. Неужели нужно 11 лет учиться в школе, для того чтобы сдать два несчастных экзамена?

Амет Александрович Володарский
Амет Александрович Володарский
А. Володарский:
 
- К сожалению, мы забываем и о положительной стороне ЕГЭ. Сама оболочка Единого государственного может быть использована как система переводных испытаний из 9-го в 10-й, из 10-го в 11-й классы. Можно взять ее и как тренинговую систему на первых курсах вузов. ЕГЭ нужно сохранить. Хотя бы в качестве переводных.
 
Если воспринимать ЕГЭ как переходный мостик между школой и вузом, то нужно отметить, что сейчас между ними пролегает пропасть. Пропасть между стандартами средней школы и вуза.

Владимир Александрович Лазарев
Владимир Александрович Лазарев
В. Лазарев:
 
- При такой итоговой аттестации, как сейчас, школьный аттестат теряет свое значение. Все сводится к тому, что достаточно сдать хорошо три-четыре предмета в формате ЕГЭ - и все. Родители говорят: `Моему ребенку не надо ни физики, ни химии, ему главное - математика, он будет экономистом`. Остальные предметы изучаются по остаточному принципу. Вопрос: кого мы при этом получим на выходе?!

Евгений Григорьевич Юдин
Евгений Григорьевич Юдин
Е. Юдин:
 
- Разговор о том, что надо вводить портфолио, которое бы могло дополнить ЕГЭ, идет уже лет десять. Но пока никаких документов я нигде не видел. Конечно, надо аккумулировать ребенку все, чего он достиг в школе, чтобы он с этим пришел в вуз. Вузовское сообщество пробило постановление правительства: победители и призеры предметных Олимпиад будут пользоваться правом преимущественного поступления в вузы.
 
Рассматривать ЕГЭ как контроль качества обучения в школе полезно. Но нельзя абсолютизировать эту процедуру. Тесты - не самый лучший способ проверки творческих способностей учащихся. Если мы хотим оставаться на передовых рубежах науки и техники, нужно готовить специалистов высшей квалификации, разработчиков, творческих людей.

Александр Львович Вильсон
Александр Львович Вильсон
А. Вильсон:
 
- ЕГЭ получился каким-то эрзацем. В 10 - 11-м классах дети перестают учиться по школьным программам. Почему бы, например, не сделать ЕГЭ с вариантами `А` и `В`? `А` - базовый вариант, его сдают все. Ребенка не надо натаскивать на этот тест специально, он может заниматься по другим предметам. А `В` - это вариант профильный: хочу, например, поступить в медицинский институт, значит, у меня есть дополнительно два-три предмета, которые я должен учить и сдавать на более высоком уровне.

Андрей Юрьевич Ушаков
Андрей Юрьевич Ушаков
А. Ушаков:
 
- В нашем институте вступительными экзаменами были математика, физика и русский язык. И эти экзамены соответствовали специализации вуза. По моему мнению, именно так и должно быть. Сейчас эта составляющая ушла. А ведь вступительные экзамены - это не просто `сдал и забыл`. Мы вносили в экзаменационные билеты, например, те разделы физики, которые соответствуют специфике нашего вуза. С введением ЕГЭ произошло унифицирование вступительных экзаменов, а это, на мой взгляд, плохо.
 
С другой стороны, у ЕГЭ есть и положительные моменты. Действительно, такого рода экзамены предоставляют равные возможности на поступление в вузы абитуриентам из разных регионов и разных социальных слоев. Хотелось бы, чтобы коррупция ушла из высшего образования, но опыт подсказывает, что она просто перейдет в другие руки...

Алексей Григорьевич Забелин
Алексей Григорьевич Забелин
А. Забелин:
 
- В Московской финансово-юридической академии понимают важность такого перспективного направления оценки знаний учащихся, как ЕГЭ. Несомненно, должна быть внешняя независимая экспертиза знаний выпускника школы. В академии уделяется большое внимание подготовке к ЕГЭ. На базе МФЮА созданы подготовительные курсы, а ее преподаватели проводят в Москве бесплатные репетиционные экзамены по математике и русскому языку.
 
Выпускники наших курсов доказали их успешность, сдав ЕГЭ и поступив в лучшие вузы Москвы. Главный приоритет МФЮА - это качество образования, поэтому ребят готовят к ЕГЭ лучшие преподаватели и эксперты Москвы. Они дают школьникам те знания, которые не получены в школе.
 
Наши преподаватели считают очень важным индивидуальный подход к каждому ученику. Небольшие группы позволяют им реализовать этот принцип. Теплое отношение создает атмосферу психологического комфорта, столь необходимого для успешного усвоения знаний.
 
Что должен знать и уметь выпускник
 
Е. Юдин:
 
- Конечно, можно и интегралы в содержание школьного образования ввести. Но зачем?! В школе должен быть получен фундамент, люди должны научиться логически мыслить. А вот как - с помощью интегралов или нет - должны решать специалисты.
 
Да и с русским языком беда. Реалии сегодняшнего мира - дети не читают. Незачем им читать! Пока мы не найдем возможности увлечь ребят чтением, будут проблемы с русским языком.

Марат Александрович Зиганов
Марат Александрович Зиганов
М. Зиганов:
 
- Главная цель школы - чтобы ребенок просто был счастлив. Чтобы он мог вспомнить с теплотой 11 лет своей жизни! Если у него будут развиты способности, то он сможет и ЕГЭ написать, и контрольные работы выполнить, и в экспериментах с развивающими формами обучения поучаствовать.
 
Если ребенок будет интеллектуально развит, тогда родитель скажет примерно следующее: `Да ладно, как-нибудь его научат, он потом сможет выжить в любых условиях`.
 
Но школа существует и для учителей. Конечно, хорошо, что объявляют Год учителя. Но на самом деле нам еще далеко до Америки, где учитель - уважаемый человек.
 
Сейчас многие выпускники московских школ имеют заболевания, спровоцированные нынешней школьной системой. Исследования показывают, что повышение интеллектуальных способностей приводит к снижению утомляемости. Значит, если будет технология развития интеллектуальных способностей, она позволит избежать многих проблем со здоровьем. Я призываю в стандарты образования включить требования по уровню развитости интеллектуальных способностей. Конкретно в каждой предметной области.
 
Мы создали такую универсальную технологию. Это не так уж сложно. За два полных дня учителя могут овладеть ею. Эту технологию достаточно понять и правильно использовать.
 
А. Ушаков:
 
- Существуют лицеи, в которых старшеклассники имеют право выбирать предметы и курсы по вкусу. На мой взгляд, это очень правильно. Конечно, не каждому подростку, 7 - 8-класснику, легко это сделать. Здесь должны помочь школе вузы. У нас существует система договоров со школами: мы организовываем для них подготовительные курсы по необходимым предметам, занимаемся профориентацией.
 
Новый учебник

Владислав Иванович Сивоглазов
Владислав Иванович Сивоглазов
В. Сивоглазов:
 
- Основу современного обучения составляет учебник. Сегодня школьники совсем не такие, как были 10 - 15 лет назад. И им нужны пособия, соответствующие их интересам и навыкам.
 
В издательстве `Дрофа` разработан учебник, в котором впервые все компоненты учебно-методического комплекта объединены единой навигацией, - он так и называется `Навигатор`.
 
Комплект построен на неразрывной связи самого учебника и материалов диска. Текст содержит специальные обозначения, разделяющие материал на основной и дополнительный, а также графические элементы, отсылающие ученика к другим компонентам комплекта: материалам на СD, рабочим тетрадям, интернет-ресурсам. Таким образом, сама книга становится менее объемной, а информации в комплекте намного больше.
 
Работа с такими учебниками позволит реализовать самые передовые педагогические технологии, а главное - научит ребенка учиться и жить в постинформационном обществе.
 
Учитель, используя наш комплект, сможет организовать индивидуальное развивающее обучение. С комплектом можно работать как самостоятельно, так и в классе. Каждый ученик сможет выстроить свою траекторию обучения - от освоения образовательного минимума до углубленного и профильного обучения и даже выбора дальнейшей профессии, и, конечно же, успешно сдать ЕГЭ.
 
Поддержите учителя
 
А. Володарский:
 
- Кадровый вопрос - традиционно больной для нашей школы. Сейчас в педагогические вузы идут те, кто недобрал баллов в какие-то другие учебные заведения. Неправильно это! Люди должны идти в школы по призванию.
 
Мы проводили опрос: куда вы пойдете работать после окончания вуза? Выпускники отвечают: если нигде не устроюсь, то пойду в школу преподавателем. Представляете?! На наш взгляд, необходимо создать именно класс, элитный учительский класс. Педагог не должен думать о том, что дешевле купить - колбасу или сосиски. Эти люди должны получать достойную зарплату. У них должна быть льготная ипотека. А заработная плата - соответствовать выслуге лет, квалификации и многим-многим дополнительным вещам. Если мы говорим о том, что вопрос образования - это вопрос национальной безопасности.

Елена Владимировна Чернышева
Елена Владимировна Чернышева
Е. Чернышева:
 
- Цель школы - подготовить успешного выпускника, но достичь ее можно только с успешным учителем.
 
Лингвистическая школа, которую я представляю, еще в 2005 году пересмотрела кадровую политику. В результате в педагогическом коллективе трудятся настоящие профессионалы. В школу пришли работать и молодые специалисты, творческие и инициативные, они составляют сейчас 25% учителей.
 
В школе многое изменилось, но самое главное - атмосфера - доброжелательная, деловая. Она создает условия для успеха и учителя, и ученика. Благодаря этому каждый год количество детей в нашей школе увеличивается. Представляете школьника, который с удовольствием идет в школу? А у нас таких большинство! Добавим к этому и очень важное для образовательного учреждения мнение родителей, которые искреннее признают достоинства школы. Не разочаровали и результаты сдачи ЕГЭ за 2008 год - все 29 выпускников Лингвистической школы получили по русскому языку только хорошие и отличные оценки.
 
Послесловие
 
Г. Балыхин:
 
- Для школы будущего важен качественный учитель. На программу подготовки педагогических кадров выделяется с 2009 года 90 млрд. рублей. Второе - качество управления учебным процессом в школе. Оно должно отвечать современным требованиям. Третье - качество учебников, оборудования. Мы должны сделать все, чтобы в наших школах, которых сегодня 59 тысяч, работали в современных условиях.
 
КОММЕНТАРИЙ ЧИНОВНИКА
 
Директор Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки Игорь РЕМОРЕНКО: Главное - научить учиться
 
- Какой будет школа будущего, нам в общем-то предугадать не дано. Мы можем только задать направление. Наверное, идеальным вариантом было бы, если бы в каждой конкретной школе собрались советы - ученики и учителя, провели конференции, придумали свои проекты, обсудили бы их. Вот на этой основе всем вместе можно строить новую школу. А базой для этих изменений должны, на мой взгляд, стать такие характеристики:
 
- в школе будущего дети будут больше учиться сами, задача учителя - научить их учиться;
 
- максимум современных обучающих технологий;
 
- игровые и другие инновационные методы обучения в полном объеме;
 
- в школе будущего дети не только получают знания, но и учатся применять их на практике.
 
Мария САРЫЧЕВА, Фото Марины ВОЛОСЕВИЧ. — 15.12.2008

www.kp.md



Док. 565812
Перв. публик.: 15.12.08
Последн. ред.: 01.06.09
Число обращений: 0

  • Балыхин Григорий Артемович
  • Юдин Евгений Григорьевич
  • Реморенко Игорь Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``