В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тет-а-тет с примадонной Назад
Тет-а-тет с примадонной
Автор: Татьяна Веснина.

Сегодня Людмила Травкина ждет в гости друзей

Официально

Людмила Травкина родилась в Омске. Окончила Омское театральное училище. Работала в Омском театре музыкальной комедии. В Северском музыкальном театре - с 1976 года. В репертуарном листе более 130 ролей. Четырежды лауреат областного театрального конкурса "Маска" ("Травиата", "Баядера", "Примадонна", "Бал в Савойе"). В 2000 году в областном конкурсе "Человек года" признана лучшей в номинации "Актер года". В 2001 году была членом жюри "Сибирской романсиады". Пела в Колонном зале Дома союзов в Москве. В 1991 году Травкина получила звание заслуженной актрисы России, а в 2007 году ей присвоено звание народной артистки России.

Неофициально

Любит печь пироги, собирать грибы. День рождения встречает в лесу. На огороде выращивает сливы и вишни. Свободное время предпочитает проводить в обществе внуков, дочери, сына, мужа и любимого дога Графа и сибирской кошки Машки.



Мы коротали время за столиком аэропортовской кафешки, ожидая рейса на Томск. Раз десять, не меньше, меня так и подмывало включить диктофон. Людмила Федоровна просто так, в дорожной беседе, рассказывала такие подробности из своей жизни, которые с трудом добывает журналист, пишущий об известных людях. Но внутренний голос запрещал и предостерегал от этого неверного шага. Казалось, достань я эту машинку для пыток, и вмиг доверительная атмосфера испарится, улетучится, а непринужденная беседа давно знакомых людей превратится в банальное интервью.

Подарки судьбы

И еще неизвестно, услышала бы я, как в Волгограде на гастролях она познакомилась с Олегом Далем.

- Олег был знаком с нашими артистами балета, поэтому он подошел к нашему столику в ресторане. Он был одет в тельняшку особого покроя - рукава были раструбами. И в одном из рукавов он проносил в ресторан водку...

И, возможно, никогда не узнала бы, что Кола Бельды, который всю страну готов был увезти на оленях в тундру, дарил ей цветы.

- Мы работали с ним вместе на концерте в Петропавловске казахстанском. Жили в одной гостинице, и он всех женщин, всех девушек угощал то шоколадками, то напитками, одаривал цветами и вообще оказался очень галантным кавалером...

В том, что один артист встречается на гастролях или где-то на концертной площадке с другим артистом, нет ничего удивительного. Такова профессия. А то, что одного знает город, область, а другого вся страна или даже мир - это превратности судьбы. Играй наша Людмила Травкина в театре Московской оперетты, ее слава была бы не меньше славы Татьяны Шмыги. Ибо природой и родителями Людмиле Федоровне были дарованы и замечательное лирическое сопрано, и красивая внешность, а актерскому мастерству она училась у лучших педагогов страны.

Ее талант и высокое мастерство были отмечены не только званиями и победами в профессиональных конкурсах. В среде профессионалов оценка коллег с мировым именем значит порой не меньше, чем почетная грамота Министерства культуры. Когда года два назад Травкина пришла на мастер-класс Любови Казарновской, оперная дива была удивлена: "Зачем тебе учиться?! Людочка, у тебя все в порядке. Ты будешь петь еще долго". А Галина Преображенская, художественный руководитель "Романсиады", впервые услышав романсы в исполнении Людмилы Травкиной, тут же решила, что Людмила Федоровна обязательно должна петь в заключительном концерте, на сцене Колонного зала. И в 2003 году Травкина пела в Москве.

Благодаря романсам солистка Северского музыкального театра познакомилась с народным артистом Аристархом Ливановым, который возглавлял жюри "Сибирской романсиады". А с народными артистками Ларисой Курдюмовой, солисткой музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, и Светланой Варгузовой, солисткой Московской оперетты, которые тоже "жюрили" конкурсантов "Романсиады", не просто познакомилась, но и подружилась. Чтобы поддержать Людмилу Федоровну на гала-концерте, которым завершались Дни культуры Томска в Москве, они пришли в театр Et Cetera 26 ноября.

А двумя днями раньше судьба подарила Людмиле Федоровне встречу с Галиной Вишневской, перед талантом и гражданским мужеством которой она всегда преклонялась, у которой училась. В этом и призналась Травкина Галине Павловне.

Эта нечаянная радость, с одной стороны, окрылила, а с другой - заставила поволноваться перед выходом на сцену Центра оперного пения чуть больше, чем обычно. Впрочем, опыт помог справиться с волнением, и Людмила Федоровна на чистом пиано исполнила "Аве Марию" Канчини. Хотя, казалось бы, зачем волноваться? Эта ария давно в ее репертуаре. Людмиле Федоровне доводилось исполнять и более сложные произведения - она пела партии Татьяны в опере "Евгений Онегин", Виолетты в "Травиате", мадам Баттерфляй в "Чио-Чио-Сан".

- А я все равно волнуюсь, хотя 35 лет на сцене. И ничего не могу с собой поделать. Перед концертом духовной музыки переживала потому, что недавно перенесла воспаление легких, и голос не до конца восстановился.

Даже после завершения Дней культуры, после гала-концерта, где Травкина блистательно исполнила "Вальс при свечах", да еще и провальсировала несколько туров с Сергеем Киреевым, она не могла себе позволить расслабиться на фуршете. Груздочки со сметанкой - да, салат из креветок - да, стерлядь копченая - да, а вот от спиртного, даже от глотка шампанского, отказалась категорически. "Не могу, не уговаривайте, у меня впереди еще премьера и бенефис. Вот когда отработаю их - тогда выпью шампанское".

Вводы и выводы

Премьера "Летучей мыши", где Травкина играет одну из главных ролей - Розалинду, состоялась 29 ноября, на следующий день после возвращения из Москвы. Для Людмилы Федоровны это уже четвертая встреча с популярной опереттой Штрауса. В молодости она играла Адель, потом ввелась в Розалинду.

- Это был срочный ввод, без репетиции с оркестром, сразу на зрителя, - вспоминает Людмила Федоровна. - Театр был на гастролях в Юрге, и актриса, которая играла жену Генриха, заболела и улетела на операцию. Режиссер пришел и сказал: "Будешь играть ты". Сегодня моя Розалинда уже другая. Я повзрослела, помудрела, и моя героиня тоже. Она уже не глупенькая жена, которую легко обманывают Генрих и Фальк. Она - умная женщина, которая принимает вызов. В Розалинде просыпается актриса, которая дремлет в любой женщине, и моя героиня начинает свою игру...

Срочных вводов в творческой судьбе Травкиной было много. Собственно, и ее сценическая звезда взошла благодаря вводу. Еще в Омске, когда Людмила училась в театральном училище, а подрабатывала в Омской оперетте, как-то заболела солистка. Из всех артистов только студентка Травкина оказалась готовой выйти в роли Оли в оперетте "Верка и алые паруса". Впрочем, случай объясняется просто: все спектакли будущая примадонна смотрела из-за кулис. И выучила роли наизусть.

Ее молодое обаяние и органическое существование на сцене были замечены театральными критиками почти с первых спектаклей. Виктор Калиш, театровед, один из лучших знатоков российской театральной провинции, первым заметил талант Травкиной, поддержал и до конца жизни называл ее только уменьшительно-ласкательным именем Людочка.

Пенелопа ткет свой ковер

После сыгранных ролей в классической оперетте, в музыкальных спектаклях, где были созданы образы современниц, настало время, когда уже специально на Людмилу Травкину режиссеры, в том числе и московские, начали ставить спектакли. В 1997 году в репертуаре Северского театра появился спектакль "Примадонна" в постановке Инары Гулиевой, заслуженной артистки России, на музыку Оффенбаха. Судьба Гортензии Шнайдер очень напоминала судьбу ее исполнительницы. И счастливые случаи, и блистательные роли, и любовь, и зависть, и интриги...

В 2000 году, когда Людмила Федоровна вернулась из гастрольной поездки по Греции и Кипру, она уговорила Олега Портнягина поставить мюзикл Александра Журбина "Пенелопа".

- Как известно, Пенелопа ждет своего Одиссея 20 лет, и все эти годы она хранит ему верность. А в мюзикле моя Пенелопа неожиданно влюбляется в другого человека. Но своей любовью она жертвует ради долга. Когда играла Пенелопу, я вспоминала, как пела на арене древнегреческого театра. До сих пор помню, как от трепета и от радости, от сознания того, что я, провинциальная девочка, которая начинала с того, что пела в церковном хоре, прикоснулась к древнему высокому искусству, у меня даже слезы на глазах выступили...

Бенефис, точнее, творческий вечер народной артистки России Людмилы Травкиной прошел в родном театре 6 декабря, а сегодня примадонна Северского театра будет дарить свое искусство томичам, на сцене Большого концертного зала.

http://vesti70.ru

Док. 566284
Перв. публик.: 02.12.07
Последн. ред.: 02.06.09
Число обращений: 0

  • Даль Олег Иванович
  • Курдюмова Лариса Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``