В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Актер и режиссер Вениамин Смехов в интервью `Газете`: `Интернет убеждает, что я живу в Америке и преподаю в актерской мастерской` Назад
Актер и режиссер Вениамин Смехов в интервью `Газете`: `Интернет убеждает, что я живу в Америке и преподаю в актерской мастерской`
Вениамин Смехов - один из актеров той самой легендарной труппы Театра на Таганке и запомнившийся всем Атос из фильма "Д?Артаньян и три мушкетера". А еще Смехов - режиссер: 1 мая в Музее кино покажут телефильм "Сорочинская ярмарка", который он снял еще в 1985 году. А еще - писатель: в издательстве "Время" не так давно вышли в свет две его книги - "Та Таганка" и "В жизни так не бывает". А еще - педагог, преподаватель актерского мастерства. Накануне 45-летия Театра на Таганке, которое отмечается 23 апреля, с Вениамином Смеховым встретилась корреспондент "Газеты" Ольга Романцова.

Вениамин Борисович, вам действительно запрещали снимать телефильм по Гоголю?

Это был тяжкий год. Сначала мне запрещали работать, но потом Анатолий Эфрос позвонил начальству, и мне разрешили снимать. Недавно пересмотрел: Иван Бортник потрясающе играет пасечника по имени Рудый Панько - старика, в котором соединились удаль и безнадежное одиночество человека, оказавшегося на ярмарке сплошных потерь. Мы тогда договорились между собой, что делаем "Сорочинскую ярмарку" в честь великого режиссера Юрия Любимова, которого тогда лишили "Таганки" и гражданства.



Эфрос стал худруком "Таганки" после изгнания Любимова. Как вы воспринимали его приход?

Для нас, артистов "Таганки", это было семейной трагедией: при живом отце в театр пришел другой человек. "Таганка" при Любимове была, как ее удачно назвали, оазисом свободы в несвободной стране, театром чести, достоинства и художественных новаций, театром возрождения эпохи русского авангарда. Фактически его запретили уже на излете нашей театральной истории, к 20-летию "Таганки", и запретили неочевидно, "по-совковому". Тогда мне казалось, что Эфрос пошел навстречу пожеланиям политбюро ЦК КПСС. Сейчас понятно, что та ситуация была трагической и для него. Эфрос был великим режиссером, с которым я всю жизнь мечтал работать, но репетировал с ним "На дне", когда в Театре на Таганке воцарилось глухое средневековье. Мы играли печаль потери театра.



Правда ли, что в Набережных Челнах вы с Высоцким ходили по городу под его песни?

Нас отправили в Набережные Челны перед тем, как "подарить" поездку в Болгарию. Мы шутили: "Курица не птица, Набережные Челны - помощь загранице". Там все считали "Таганку" театром имени Высоцкого. А надо сказать, что рабочие в этом городе очень хорошо получали, при этом практически не пили и практически у всех были кассетные магнитофоны. И когда после дневного спектакля "Павшие и живые" мы с Золотухиным и Высоцким шли от Дворца культуры, где играл театр, в гостиницу, горожане ставили на подоконники магнитофоны и включали записи Высоцкого. Дней пять или шесть мы ходили в гостиницу под его песни. Помню, нас это ужасно веселило.



Вы сейчас смотрите спектакли Театра на Таганке?

Стараюсь смотреть регулярно. Но все-таки я уже 10 лет не выхожу на сцену "Таганки". А до этого лет шесть-семь выходил только в спектакле "Мастер и Маргарита": возвращаясь из поездок, несколько раз в год я играл Воланда. С каждым спектаклем играть было все сложнее: время и новые исполнители меняли многое в атмосфере прекрасного любимовского зрелища. Мы поговорили с Юрием Петровичем, и я с благодарностью ушел из спектакля. Но в театре бываю.



В последние два года вы стали больше, чем раньше, сниматься в кино и на телевидении.

Да, я сделал гораздо больше шагов в направлении киногоризонта, чем за предыдущие 18 лет.



И что же заставило их сделать?

Меня никто не может заставить, все случается само собой. Видимо, потому, что я благодарный фаталист. По-моему, я и в театре не попросил ни одной роли. Кроме "Дома на набережной" Юрия Трифонова, где я должен был играть положительную роль, а выпросил себе роль главного героя Глебова, то есть бяки противного. Но я не ожидал, что получу ее, как не ожидал Клавдия в "Гамлете" или Воланда в "Мастере и Маргарите". И в прошлой жизни, пока не снимался, не тосковал по кинематографу. Мне очень нравились мои занятия: путешествия, концертные программы, литературное сочинительство, записи аудиокниг. Я у микрофона сыграл в любимых книжках все роли! Только в "Мастере и Маргарите" было ролей 80.



Считается, что больше времени вы отдаете работе за границей.

Мы с женой Галей не раз делили вместе страны, континенты и работу в театрах. Правда, гораздо реже, чем об этом говорят. Так, интернет настойчиво убеждает, что я живу в Америке и преподаю в актерской мастерской. Хотя я работал в Германии, Франции, Чехии, Голландии, Америке, Израиле. Мне удалось поставить там спектакли и освоить преподавание на чужом языке. Но последние пять лет дома гораздо больше интересной работы.



А вообще с интернетом у вас какие отношения?

Сначала у нас были троюродные, а теперь - двоюродные благодаря Гале. Она работает только на компьютере и сидит в интернете.



Книги пишете на компьютере?

Нет, ручкой. Правда, жена меня научила редактировать текст на компьютере. Раньше все тексты набирала Галя, но у нее столько дел, что мне жаль ее нагружать. Многие мои книжки перепечатала наша подруга Наташа, в том числе и мои дневники.



Вы по-прежнему их ведете?

Веду, когда могу. Это тренирует внимание. Недавно придумал формулу: если хочешь добиться внутреннего согласия с собой, внутренней гармонии и порядка, надо позаботиться о внешнем порядке. Потому что он влияет на порядок внутренний.



Что вы собираетесь делать в ближайшее время?

Мне хватает работы. В начале мая выйдет посвященный Пушкину альбом "Да здравствуют музы" с подзаголовком "Литературно-музыкальное признание". Это соединение поэзии и музыки Давида Тухманова, Олега Митяева и моих. 27 мая в рамках Международного фестиваля хорового искусства в зимнем саду "Астории" в Петербурге прозвучит сочинение Дмитрия Смирнова "Приявший мир" на стихи Александра Блока для чтеца и смешанного хора, с моим скромным участием. Пишу книгу, готовлю инсценировку для театра, концертирую.



Правда ли, что вам не нравится, если внуки называют вас дедом?

Мне нравится присутствие юмора в словах "Дедушку надо слушаться". Но, признаться, во мне всегда побеждает не родственное начало, а дружеское. Пушкин в одном стихотворении говорит: "Поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума". Подписываюсь под этой фразой.

20.04.2009 / ОЛЬГА РОМАНЦОВА
Материал опубликован в "Газете" N70 от 21.04.2009г.

Док. 566774
Перв. публик.: 20.04.09
Последн. ред.: 03.06.09
Число обращений: 0

  • Смехов Вениамин Борисович
  • Смехов Вениамин Борисович
  • Эфрос Анатолий Васильевич
  • Эфрос Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``