В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Большой и Камерный театры Бориса Покровского Назад
Большой и Камерный театры Бориса Покровского
Химия и опера были двумя главными увлечениями Бориса Покровского в юности. Опера победила. Отмечая сейчас свое 95-летие, великий русский оперный режиссер Покровский говорит: "Будь я монархом или президентом, я запретил бы все, кроме оперы, на три дня. Через три дня нация проснется просветленной, умной, мудрой, богатой, сытой, веселой".

Он поставил около 200 оперных спектаклей в двух театрах Москвы - Большом, где он проработал 40 лет, и в Музыкальном камерном, который сам и создал. С 8 лет Покровский ходил в Большой слушать оперы, потом учился в школе знаменитых педагогов Елены и Евгении Гнесиных, наконец - в Музыкальном училище. Одним из его учителей в режиссуре был Всеволод Мейерхольд. В начале 1930-х Покровский, играя в постановках организованного молодыми артистами рабочего театра, так увлекся режиссурой, что решил добавить к музыкальному образованию театральное, - и поступил в Государственный Институт театральных искусств (ГИТИС, ныне - РАТИ).

Москвич Покровский дебютировал в поволжском Горьком - Нижнем Новгороде - в 1937 году. Он поставил "Кармен" Бизе в горьковском Театре оперы и балета. Обольстительная цыганка была в спектакле не роковой женщиной, символом страсти и измены, а просто верила в свою свободу и в счастье. Такая Кармен понравилась зрителю. Спустя два года молодой режиссер, ставивший одну оперу за другой, был назначен художественным руководителем театра.

В 1943 году Бориса Покровского, к тому времени поставившего в Горьком более 10 опер и оперетт, приняли в Большой театр в качестве штатного режиссера. "Без Чайковского душа человеческая, да еще русская, не проживет", - был убежден он и в первый же свой сезон обратился к "Евгению Онегину" - лучшей опере композитора о русских интеллигентах, живших в разладе разума и чувств и не испытавших счастья.

Многие знаменитые исполнители, которые в те годы работали в театре, поддержали Покровского в его стремлении от начала и до конца придерживаться авторской концепции произведения. В каждую музыкальную фразу, интонацию, ритм, темп композитор вкладывает определенное содержание, которое нужно расшифровать, всегда был уверен Борис Покровский. Так, педантично следуя авторскому замыслу, он в разные годы поставил множество любимых публикой опер. Это были "Свадьба Фигаро" Моцарта с ее утонченным и зажигательным плутовством, "Садко" Римского-Корсакова - сказка о странствиях древнерусского Одиссея, "Отелло" и "Аида" Верди с их титаническими страстями. Автор успешных спектаклей, Покровский стал главным режиссером Большого.

Работая в главном оперном театре страны, режиссер создавал спектакли и на других сценах - более "демократичных" и "либеральных". Например, в ленинградском (петербургском) Малом оперном театре, где он после Второй мировой войны сделал спектакль "Война и мир" (эту оперу Сергей Прокофьев написал в 1943году). Эта опера жила теми же общенациональными чувствами, что и страна в те годы: радость победы, вера в справедливость, боль потерь. Вскоре "Война и мир", фактически "открытая" Покровским для зрителей, уже шла в Москве, в Большом. "Когда Прокофьев умер, я дал себе клятву поставить все его оперы и выполнил ее, поставил его оперы в Москве, Берлине, Праге..." - впоследствии рассказывал Борис Покровский. В 2006 году в Камерном театре появился даже спектакль "Сергей Прокофьев - детям" - "ассорти" из детских "безделушек" композитора, сочиненных для детей.

Однако далеко не все ценимые режиссером оперы его современников, композиторов-новаторов, к примеру, Дмитрия Шостаковича, могли быть поставлены на сцене Большого. Как всякий оплот академического искусства, Большой скептически относился к "революциям в музыке". То, что было невозможно осуществить там, Покровский сделал в созданном им самим Камерном театре, уже после ухода из Большого он поставил часть опер Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, а затем - и Альфреда Шнитке. Опера "Нос" Шостаковича (по фантастической гротесковой повести Гоголя), которая с начала 1930-х не шла нигде, стала визитной карточкой Камерного театра и с ним объездила весь мир.

Московскому Академическому музыкальному камерному театру уже 35 лет. Он впервые заявил о себе премьерой оперы Родиона Щедрина "Не только любовь" 18 января 1972 года. Поначалу коллектив ютился в помещении кинотеатра на окраине. Зрители толпами шли "к Покровскому", и театр получил собственное хорошо оборудованное помещение в центре Москвы. На его сцене звучат оперы авангардистов, уже признанных классиками, старинные и малоизвестные европейские оперы (так, премьеры - "Виндзорские проказницы" Отто Николаи и "Тайный брак" Доменико Чимарозы), оперы молодых композиторов по произведениям русских писателей. В Камерном постоянно звучит Моцарт - "Волшебная флейта", "Свадьба Фигаро", "Так поступают все женщины". Театр поет на разных языках: его работодатели - немцы, французы, японцы, поляки, поясняет режиссер.

О Покровском сняты документальные фильмы, написаны книги, у него много наград. Мэтр оперной режиссуры продолжает работу - вопреки возрасту и болезням. "Услышанное впечатление я перевожу в зрительное и, самое главное, действенное впечатление, - рассказывает Борис Покровский. - Я продолжаю репетировать, несмотря на свою слепоту, потому что в партитуре для меня все рассказано и раскрыто. Опера - это драма, которая написана музыкой".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
22/01/2007

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
www.rian.ru

Док. 567591
Перв. публик.: 22.01.07
Последн. ред.: 08.06.09
Число обращений: 0

  • Покровский Борис Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``