В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Рождественская оратория` епископа Илариона будет исполнена 17 декабря в Вашингтоне Назад
`Рождественская оратория` епископа Илариона будет исполнена 17 декабря в Вашингтоне
Новое сочинение епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) "Рождественская оратория" впервые будет исполнено 17 декабря 2007 года в Национальной кафедральной базилике Вашингтона. Премьера станет заключительным мероприятием выставки "Русская Православная Церковь сегодня", которую проводит в столице США Издательский совет Московского патриархата. Напомним, что весной 2007 г. в Риме и в Москве состоялась премьера первого монументального концертного сочинения епископа Илариона - "Страсти по Матфею".

Вашингтонская премьера обещает быть грандиозной: в концерте примут участие 200 музыкантов из России, включая Центральный симфонический оркестр министерства обороны, хор Государственной Третьяковской галереи, хор музыкального колледжа при Московской консерватории имени Чайковского, группу солистов Московской хоровой капеллы мальчиков. Дирижировать премьерой будет главный военный дирижер России генерал-майор Валерий Халилов. В финале оратории к российским музыкантам присоединится Вашингтонский хор мальчиков, который будет петь на церковнославянском языке.

18 декабря новое произведение епископа Илариона будет исполнено теми же музыкальными коллективами в храме святого Иоанна Крестителя на Манхэттене (Нью-Йорк), а 20 декабря - в Мемориальной церкви Гарвардского университета (Бостон, Массачусетс).

7 января, в праздник Рождества Христова, "Рождественская оратория" епископа Илариона будет исполнена в Большом зале Московской консерватории, но уже в ином составе: место оркестра министерства обороны займет Академический большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского (художественный руководитель В. Федосеев). В качестве солиста в концерте выступит легендарный российский бас, народный артист СССР Евгений Нестеренко, который специально для этого приедет из Вены в Москву в канун своего 70-летнего юбилея.
Об этих премьерах, а также об особенностях своего творческого метода журналистам рассказал сам композитор - епископ Венский и Австрийский Иларион на встрече в Издательском совете Московского патриархата, которая состоялась 13 декабря.

Композитор убежден, что настоящая музыка не может ставить перед собой идеологические и даже миссионерские задачи. Но если она "идет из сердца" и "отражает внутренний опыт композитора", то ее подлинное содержание будет доступно людям. В "Рождественской оратории", в отличие от "аскетических" "Страстей по Матфею", автор стремился передать "праздничность Рождества", чтобы "каждый звук напоминал о приходе Спасителя - и в историю всего мира, и в жизнь каждого человека". По замыслу композитора, этой же цели служат два хора: взрослый и хор мальчиков - они символизируют "человеческий род и ангельский лик", чтобы "хвала Богомладенцу возносилась от двух частей мысленной вселенной".

Епископ Иларион рассказал, что общая динамика произведения построена на движении "от мрака к свету, от Ветхого к Новому Завету", сообщает "Благовест". В первой части будут читаться ветхозаветные пророчества о Христе, а во второй и третьей прозвучат отрывки из Евангелия о Благовещении и Рождестве, а также переложения известных церковных Рождественских песнопений. По сравнению с первым произведением - "Страсти по Матфею", где преобладала баховская музыкально-интонационная сфера и стилистика русского церковного пения XIX века, в новом сочинении барочные модели не занимают сколько-нибудь существенного места, и стиль церковного пения не является преобладающим.

Епископ Иларион поделился также особенностями своей композиторской работы. Будучи полностью погружен в выполнение своих епископских, пастырских, церковно-дипломатических, богословских и прочих обязанностей, он сочиняет музыку "в свободное от основной работы время", которого просто нет. Не имея под рукой музыкального инструмента, он "выкраивает минуты" и пишет музыку в самолете, в аэропортах, в ожидании своих лекций и т.д. Интересно, что на нотной бумаге сразу записывается вся партитура, а не рабочая версии для фортепиано (так наз. клавираусцуг). На сочинение "Рождественской оратории" у композитора ушло три месяца такой работы "урывками". По словам епископа Иллариона, его самого изумляет, что "капризная муза, не баловавшая его годами", вдруг вернулась. Он рассказал, что главная тема Рождественского сочинения - хор "Слава в вышних Богу" - пришла внезапно, потребовала немедленной записи, а потом из этого ядра стало раскрываться остальное музыкальное содержание.

Исполнение "Страстей по Матфею" показало автору, что его музыка "доходит до сердца". Это подтвердили другие участники встречи. Ректор Российской академии музыки им. Гнесиных Михаил Саямов засвидетельствовал, что музыка епископа Илариона "пробуждает чувство возвышенного, чувство благодати", она "глубока, сразу и просто входит в сердце". По мнению профессора, сочинения епископа Илариона - это "уникальное, новое явление в современной культуре", когда православный архиерей воплощает свое мировоззрение и служение в симфонической музыке.

Известный композитор, автор современной церковной музыки Антон Висков также считает, что сочинения епископа Илариона знаменуют "новое направление в отечественной музыкальной культуре, тесно связанное с европейской традицией". По его словам, автору "Страстей по Матфею" удалось "найти общий язык со слушателями", даже не имеющими никакой специальной подготовки. Поэтому симфонические сочинения православного архиерея, отнюдь не популистские, "несут Свет Божий людям, выполняют высокую просветительскую миссию".

Остается добавить, что исполнение "Рождественской оратории" в Вашингтоне 17 декабря будет транслироваться в прямом эфире телевизионной компанией EWTN, благодаря чему более 200 миллионов человек в 140 странах мира смогут услышать музыку российского композитора-епископа. Видеоверсию московской премьеры выполнит православный телеканал "Благовест-ТВ".

14.12.2007
www.regions.ru

Док. 568163
Перв. публик.: 14.12.07
Последн. ред.: 09.06.09
Число обращений: 0

  • Саямов Михаил Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``