В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Элизавета Бам. Я никого не убивала. Театр Наркомфин. Пресса о спектакле Назад
Элизавета Бам. Я никого не убивала. Театр Наркомфин. Пресса о спектакле
Елизавета-бам-трах-тибедох

Бывают театральные спектакли, а бывают модные театральные проекты. Бывают театральные режиссеры, а бывают на все руки мастера из смежных, так сказать, областей. Считается, что первых можно допускать в театр, а вторых лучше держать от него подальше. Если бы все было так просто.

Вот - модный проект "Элизавета Бам", которую показывают в Театре Моссовета. А это Федор Павлов-Андреевич, поставивший "Элизавету Бам", которую показывают в Театре Моссовета. А это марка Face Fashion, которую возглавляет Федор Павлов-Андреевич, поставивший "Элизавету Бам", которую показывают в Театре Моссовета. А это разные телепередачи, которые вел Федор Павлов-Андреевич, поставивший "Элизавету Бам", которую показывают... А есть еще журнал "Молоток", который учил детей пубертатного возраста, как им прямо на уроках ..., закрытия которого добивается Генпрокуратура, главным редактором которого является Федор Павлов-Андреевич, который поставил "Элизавету Бам"...

Федора Павлова-Андреевича можно упрекнуть в чем угодно, только не в том, что сидит сложа руки. Руки у него все время чего-то делают, голова варит, работа вокруг кипит. И эти бурные действия рождают столь же бурные противодействия. Активность Павлова-Андреевича хочется ввести в какие-то берега, но она заливает все вокруг, как река в половодье. Теперь воды ее дошли до Театра Моссовета. И тут уж театральным критикам впору, засучив рукава, осушать подведомственную территорию. Я вот думаю, а надо ли.

Спектакль получился скучный, хотя местами изобретательный. Его главный принцип - предоставить абсурд Хармса самому себе. Тоже не вводить его в берега. Здесь преследователи Элизаветы Бам, похожие на шустрых сперматозоидов, то в соответствии со своей природой ползают, извиваясь, то вдруг встают на четвереньки и лают, то упражняются в каких-то восточных единоборствах. Сама Элизавета Бам (наделенная ярким комедийным дарованием актриса додинского МДТ Мария Никифорова) - такая же озорница. Судя по всему, она боится своих преследователей не больше, чем дети, играющие в казаков-разбойников, боятся ребят из команды-соперницы. В модный проект приглашен модный и очень талантливый художник Андрей Бартенев, который напридумывал для спектакля воз и маленькую тележку разных костюмов. Мама Элизаветы Бам (она же папа) похожа на оживший плакат Владимира Маяковского для окон РОСТА. У самой корпулентной Элизаветы, наряженной в супрематическое трико, отсутствует одна грудь, зато есть один каблук. Визуальный ряд придает хармсовскому абсурду совершенно особый оттенок. Ведь кто такие обериуты - это авангардисты, оказавшиеся вдруг в тенетах нарождающегося сталинского классицизма. Холодный ужас потерянности во времени и эстетической несовместимости с окружающей средой и сообщает их лукавым играм трагическую интонацию.

Бартенев возвращает "Елизавету Бам", написанную в конце 30-х, в лоно породившей ее эпохи. В его вызывающе-футуристических костюмах хорошо бы представить не Хармса, а "Победу над солнцем" 1913 года рождения. Знаменитое произведение Александра Крученых, которое играли в декорациях Малевича, пронизано желанием ниспровержения всего и вся, верой в светлое пришествие царства будетлян. Главное сломать, построить всегда успеем. В "Елизавете Бам" Хармса иное. Тут не пафос ниспровержения, а скорее страх от того, что мир ломается на части. Оттого-то у Крученых абсурд нестрашный, а у Хармса страшный (он уже заглянул в бездну). Оттого-то спектакль хорош как дефиле, а как спектакль скорее плох. Тут нет ни глубины, ни трагизма, ни экзистенциального ужаса, одни только примочки.

Видно, ох, видно, что Федор Павлов-Андреевич и К не просто спектакль ставили, они явно хотели сразить нас смелым решением. Хотели почувствовать себя футуристами в постмодернистские времена. То есть тоже заблудились во времени. Иногда думаешь, а не правильнее играть весь этот абсурд в гиперреалистических декорациях с кремовыми шторами. Вот где сшибка стилей и времен была бы наглядно представлена.

Есть, однако, в "Элизавете Бам" то, за что все же хочется сказать в адрес ее создателей добрые слова. Я ясно представляю себе главрежа какого-нибудь крупного театра, который, обхватив голову руками, думает: "Господи, опять наступает сезон и опять надо занимать в спектаклях труппу, этих пожилых звезд женского пола, будь они неладны. Чего ж для них такое подыскать-то? Ага, вот пьеса Джона Смита "Мадам, уже падают листья"! Пожалуй, сойдет". Ей-богу, неофитский энтузиазм постановщиков "Элизаветы Бам" милее мне, чем усталая мина этого гипотетического главрежа.

Да и в конце концов... Чем отвлекать детей от уроков, лучше уж искать новые пути в искусстве. Даже если они уже давно найдены другими.


Газета, 28 сентября 2006 года

www.smotr.ru

Док. 569529
Перв. публик.: 18.06.06
Последн. ред.: 18.06.09
Число обращений: 0

  • Павлов-Андреевич Федор Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``