В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Зачем Алишер Усманов скупает советские мультики? Назад
Зачем Алишер Усманов скупает советские мультики?
Владелец холдинга "Металлоинвест" Алишер Усманов покупает коллекцию советских мультфильмов (всего 547 лент), права на показ которых за пределами России принадлежат компании Films by Jove Inc., возглавляемой киноактёром Олегом Видовым и его женой Джоан Бостен. По слухам, известный предприниматель намерен по завершении сделки передать коллекцию детскому каналу, создающемуся на базе ВГТРК.

Слухи о том, что коллекцию из 547 советских мультфильмов "Чебурашка", среди которых "Ежик в тумане", "Аленький цветочек", "Маугли", "Винни Пух", намерен купить некий российский бизнесмен, появились ещё несколько месяцев назад. Тогда же появились предположения, что "собранием Видова" могли заинтересоваться три крупных отечественных предпринимателя - Владимир Потанин, Роман Абрамович и Алишер Усманов. Сегодня уже доподлинно известно: выкупить у Films by Jove Inc. (FBJI) права на прокат знаменитых российских мультиков намерен владелец холдинга "Металлоинвест" Алишер Усманов.

Цена вопроса упала с $10 миллионов до 3

Начальная цена, которую запросили владельцы фирмы FBJI за шедевры отечественной мультипликации, составляла 10 млн. долларов. Усманов посчитал эту цифру космической и заявил, что лучше на эти деньги снимет новые мультфильмы для детей. И предложил Видову 3 млн. долларов. "Я проконсультировался со специалистами, - объясняет свои действия Алишер Усманов, - выяснил, что цена этой коллекции 1-1,5 млн. долларов, и тогда предложил цену в два раза больше".

По словам же госпожи Борстен, FBJI только в реставрацию фильмов вложила порядка 4 млн. долларов. Но, несмотря на финансовые разногласия, российскому бизнесмену удалось-таки договориться о покупке. Сейчас сделка тем не менее приостановлена. Как уверяют Алишер Усманов, а также Олег Видов и Джоан Бостен, никаких разногласий между сторонами нет, в том числе и по цене. Просто участники не успели прописать в контракте все детали сделки. (???) И это притом, что ранее Джоан Борстен заявляла, что основные параметры сделки уже согласованы, и контракт должен был быть подписан 11 июня.

Правда, как считает директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин "с юридической точки зрения может оказаться, что покупатель приобретает дырку от бублика. По условиям договора ничего не мешало прокату оцифрованных советских мультфильмов на территории России, просто не было прав по их эксплуатации за пределами страны". Впрочем, Энтин говорит: "Именно благодаря Видову эти работы сохранились, к тому же его компания обладает правами на озвучивание этих лент на английском языке. Видимо, это и принималось во внимание".

Тем не менее есть все основания полагать, что сделка будет доведена до конца. Более того, ходят слухи, что Усманов в дальнейшем передаст права на "золотой фонд" российской мультипликации ВГТРК, на базе которого создаётся новый детский канал. Иными словами, если детище Первого канала "Теленяня" предлагает своим зрителям преимущественно зарубежные мультики, то его конкурент на второй "кнопке" сможет благодаря Усманову сделать акцент на отечественных лентах.

В любом случае покупка коллекции позволит российскому предпринимателю (или тем, кому Усманов эти права переуступит) получать солидные доходы от проката этих анимационных лент.

Кроме того, в России становится популярным мерчендайзинг (когда герои бестселлеров, кино- и мультфильмов превращаются в игрушки и другие товары). На Западе этот вид бизнеса приносит неплохую прибыль киностудиям. К примеру, только на одном Винни Пухе компания Walt Disney зарабатывает несколько сот миллионов долларов в год.

И тут самое время задаться вопросом: а почему, чтобы получать доход с наших же картин, мы должны выкупать права на них? Чтобы ответить на него, необходимо вернуться на 20 с лишним лет назад, в 80-е годы ХХ века.

Олег Видов до сих пор доказывает права на советские мультики в суде

СССР находился на грани развала. Денег на кинематограф вообще и мультипликацию в частности не было. Перемены сказались и на "Союзмультфильме": в 1989 году он стал арендным предприятием, которое возглавил Станислав Рожков. Он-то и стал распродавать коллекцию советских фильмов. И уже в 1992 году передал права на 1259 фильмов общей продолжительностью в 320 часов американской компании Films by Jove. Эта фирма могла использовать в коммерческих целях коллекцию "Союзмультфильма" за пределами бывшего СССР в течение 10 лет с правом продления контракта ещё на 30 лет. Договором также было предусмотрено, что FBI имеет право на перемонтаж, реставрацию и переозвучивание картин.

А через два года в обмен на возврат большей части коллекции срок действия контракта был продлён ещё на 20 лет. Среди мультфильмов, оставшихся в распоряжении американской компании, оказались "Чебурашка", "Ежик в тумане", "Аленький цветочек", "Маугли", "Снежная королева", "История одного преступления" и другие.

В 1999 году в соответствии с нормами российского законодательства "Союзмультфильм" из арендного предприятия был преобразован в ОАО. Через несколько месяцев государство в лице Министерства культуры инициировало создание Федерального государственного унитарного предприятия "Союзмультфильм", объявив его правопреемником одноимённой кинокомпании советского периода с передачей ему всех прав на её наследие. И вот уже несколько лет, как ФГУП "Союзмультфильм" и компания Олега Видова судятся, оспаривая друг у друга права на советские мультфильмы. Быть может, покупка Алишером Усманов золотой коллекции поставит наконец точку в этом затянувшемся процессе?

Реставрация советской анимации влетела FBJI в копеечку

Тем временем FBJI полностью отреставрировала около 60 из имеющихся у них 80 часов анимации в соответствии с западными техническими стандартами. Они озвучены и переведены на десятки языков. Кроме того, некоторые ленты вышли в прокат во Франции, Италии, Испании, а также были показаны на ведущих телеканалах в США и в других странах. Кстати, озвучивали наши мультики звёзды мирового кино и эстрады: от Катрин Денёв до Хулио Иглесиаса.

"Обидно, что при этом почему-то все умалчивают о том, что в нашем распоряжении были лишь копии фильмов, изготовленные за наши же деньги для дальнейшей реставрации в Голливуде, - рассказал Олег Видов. - Нам пришлось заниматься всем: и процессом печати, и реставрацией, восстановлением каждого кадра всех мультиков золотого фонда. Режиссёр Юрий Норштейн приезжал к нам с Сашей Жуковским, оператором, и мы восстанавливали каждый кусочек "Ёжика в тумане", убирали каждую царапинку, каждую пылиночку, чтобы мультик был на таком уровне, русские кинематографисты не казались бедными родственниками в мире высоких технических эталонов. Нам это удалось, но стоило огромнейших денег".


Как утверждают в компании FBJI, они выполняют все обязательства перед "Союзмультфильмом" и у них нет долгов перед студией. Сами мультипликаторы же по-разному относятся к происходящему. Так, известный художник-мультипликатор Фёдор Хитрук считает, что Видов и его жена сделали важную и добросовестную работу.

"Они прислали мне диски, я никогда не видел свои фильмы в копиях такого хорошего качества, - поделился Фёдор Савельевич. - Благодаря их работе в Америке появился интерес к русской анимации. Десять лет назад, когда мы с Юрием Норштейном были в Штатах, никто не знал, где купить наши фильмы. Теперь американцы имеют возможность познакомиться с золотым фондом русской анимации, которую нужно смотреть детям всего мира".

А вот автор фильмов "Жил-был пес" и "Приключения Винни Пуха" Эдуард Назаров с Хитруком не согласен. "Согласно договору, заключённому в те годы руководством студии, Видов получил право вносить изменения в фильмы: вырезать, сокращать и переозвучивать, - рассказал Эдуард Васильевич. - Я видел изменённый фильм "Маугли", сопровождающийся какой-то жуткой попсой (раньше там была замечательная музыка Софьи Губайдуллиной). Грустно и обидно.

А тем временем "Союзмультфильм" уже успешно торгует всем, в том числе CD и видеокассетами со сборниками мультфильмов, фрагментами, героями мультиков, ставшими брендами. При этом авторы остаются за бортом этой бурной коммерческой жизни. Беда в том, что многие творцы уже просто по своему возрасту и здоровью не в силах отстаивать свои права".

И тут возникает вопрос: так кому всё-таки принадлежат права на мультипликационные фильмы? Мультипликация - ведь искусство коллективное, в её создании принимают участие сценарист, художник, режиссёр... Так, значит, все они и должны иметь дивиденды от проката своих мультфильмов. Не только студия или предприниматели, эти права выкупившие.

Тем более что сегодня ясно: мультфильмы - вполне прибыльное дело. Но творческие работники, непосредственно причастные к созданию анимационных лент советского времени, денег не получают. Их удел - суды, в которые они могут обратиться, чтобы попытаться отстоять свои права на образ того или иного анимационного персонажа.

25 июня 2007
Мария Ческис
www.press-attache.ru

Док. 570128
Перв. публик.: 25.06.07
Последн. ред.: 22.06.09
Число обращений: 0

  • Видов Олег Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``