В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дебют Назад
Дебют
Елена Борзова родилась в Москве, - центре советской киноиндустрии. Не удивительно, что в детстве она мечтала о том, как когда-нибудь к ней на улице подойдут и предложат: "Девочка, хочешь сниматься в кино?" Проходил год за годом, а мечта так и оставалась мечтой. К девятому классу она уже распрощалась с карьерой актрисы и стала подумывать о том, чтобы стать архитектором, как мама. И тут - свершилось!

Елена занималась бальными танцами, и однажды к ним на репетицию пришла Вера Евгеньевна Лель. Она долго наблюдала за девочками, а по окончании репетиции пригласила Елену на киностудию имени М. Горького. Успешно пройдя пробы, девочка была утверждена на роль Тони в военную ленту Юрия Григорьева "Письма из юности" (по повести Анатолия Соболева "Какая-то станция"). Юная актриса оказалась на одной площадке с такими мастерами, как: Леонид Неведомский, Валентина Сперантова. Вспоминая о той работе, Елена Николаевна признается, что попала в среду профессионалов, которая и сформировала ее как личность.

После окончания съемок в картине "Письма из юности" Елена Борзова уже твердо знала, что будет только актрисой. Причем на предложение мамы позаниматься с кем-нибудь, девочка заявила: "Ни в коем случае! Если я им такая не нужна, какая есть, то я вообще как актриса не нужна!"

Школа-студия МХАТ. И только она!

Окончив школу (к тому времени она снялась еще в одной картине - в фильме режиссера И.Туманяна "Мальчик и лось" она сыграла роль невесты), Елена Борзова подала документы сразу в несколько театральных ВУЗов столицы.

Елена Борзова рассказывает, что многое в ее жизни происходило спонтанно. Вот и в МХАТ она пришла после дождя - мокрая, грязная. Прочитала отрывок из поэмы "Руслан и Людмила", - это было единственное, что она помнила наизусть. Приемная комиссия, которой за день уже не в первый раз приходилось слышать этот отрывок, все же обратила внимание на необычную девушку. Елене подробно рассказали, как подготовить репертуар к поступлению, и посоветовали прийти через год. Она пришла через несколько дней...

Ее все же допустили к конкурсу. Мало того, она успешно сдала все экзамены и уже была готова к зачислению! Осталось только принести документы, которые в это время находились училище имени Щепкина. А там ей заявили, что документы отдадут только когда окончатся экзамены. В "Щепку" она не прошла, а когда вернулась с документами в МХАТ, там на ее место уже зачислили другую...

Через год Елена Борзова вновь отправилась покорять МХАТ. Ей советовали: "Поступай везде, не валяй дурака!", а Лиознова, покоренная игрой актрисы в картине "Письма из юности", и вовсе готова была взять ее во ВГИК без экзаменов. Но Елена твердо для себя решила: только школа-студия МХАТ! И на этот раз она поступила!

Театр, кино и личная жизнь

Будучи студенткой школы-студии МХАТ, Елена Борзова безумно влюбилась. Она вспоминает: "Он был моим преподавателем и делал со мной отрывки. И в ходе репетиции полюбил меня и заразил своим чувством. У него за плечами уже был опыт семейной жизни, а я была наивной и смотрела на мир широко раскрытыми глазами. И замуж я вышла, так толком и не поняв, любила я его или нет. Слепая страсть! Хочу - и все!!!"

В 1979 году, по окончании учебы, Елена получила приглашение сразу в три театра - Пушкинский, "Современник" и МХАТ, но ушла в Московский Новый драматический театр. Ушла по большой страсти - следом за мужем, о чем очень потом пожалела. Но об этом позже...

А поначалу все складывалось хорошо. Елену даже не смутило то, что режиссер заставил ее написать "документ", в котором она обещала не рожать в течение трех лет. Да мало ли какой документ! Ей захотелось ребенка, и она родила!

Беременность актрисы совпала с назначением на роль главной героини Ганны Чернушки в эпической белорусской ленте Юрия Турова "Люди на болотах" (по роману Ивана Мележа). Актриса вспоминает: "Мне пришлось прийти к режиссеру Юрию Турову, чтобы сказать о своей беременности. От ужаса, что он начнет кричать, у меня аж челюсть дрожала... А Виктор Тимофеевич так обрадовался и говорит: "Давай, Лена, рожай!" Мы сняли свадьбу, где моя героиня выходила замуж за персонажа Бориса Невзорова, и следующий раз я приехала на съемочную площадку уже с грудным ребенком..."

Специалисты считают картину "Люди на болотах" - лучшей экранизацией из жизни белорусского народа. Для самой Елены Борзовой эта роль стала настоящей творческой удачей, самой яркой, самой значимой работой в ее актерской судьбе. Дитя асфальта, как сама она о себе говорила, Елена Борзова настолько "совпала" с любимой героиней Мележа и Турова, настолько слилась с образом сильной и независимой по натуре и в то же время мягкой и очень женственной полешучки, что другой Ганну белорусский зритель уже не представлял. В нее поверили, ее приняли и полюбили. Именно с того времени коренную москвичку миллионы зрителей стали искренне считать белорусской актрисой...

Театр. Розы и шипы

Белорусская тема в творчестве Елены Борзовой "прозвучала" и на сцене. Как-то раз Борис Луценко, который в то время был режиссером Минского театра-студии киноактера, дал ей прочитать пьесу Червинского "Счастье мое", а затем пригласил посмотреть этот спектакль. Елена Николаевна признается, что сразу же влюбилась в материал. Каково же было ее счастье, когда через полгода раздался звонок, и Луценко предложил ей сыграть роль Вики в этом спектакле. Не раздумывая, она "рванула" в Минск...

Елена Николаевна вспоминает: "Первый спектакль был форменным кошмаром. Я не помнила текст и просила своего партнера Петю Юрченкова помогать мне, если стану запинаться. Волновалась страшно, но потом наступила сладость от того, что зрителям понравилась моя игра. Я влюбилась в эту пьесу, в этот спектакль. Я его восприняла как глоток творческой свободы, и, сознаюсь, лучшей роли в театре у меня не было..."

Тем временем положение актрисы в Новом драматическом театре стало невыносимым. Причиной этому явилась любовь. Елена Борзова позволила себе полюбить другого мужчину. Полюбить так сильно, что решилась на развод. После этого и началась травля...

Да, она выходила на сцену, играя в спектаклях: "Годы странствий" (Нина), "Необыкновенные приключения" (принцесса), "Кто этот Диззи Гилеспи" (Катя), "Игра Воображения" (Женя), "Перстенек" (Варюша), "Единственный наследник" (Лизетта), "Летним вечером" (Варя), "Танго" (Аля) и других. Но за спиной ее безжалостно "жалили" коллеги. Театральные "доброжелатели" дошли до того, что позвонили в Госкино и заявили, что не рекомендуют актрису Борзову к выезду за рубеж, по ее политическим взглядам. Масла в огонь "подлила" и сама Борзова, отказавшись вступать в КПСС. Это привело к тому, что ее вызвали в КГБ, где допрашивали 12 часов! А после этого еще долго не выпускали за рубеж на фестивали...

Кино и жизнь. Неразрывная связь

Свою отдушину актриса находила в кинематографе. Она много снималась в 80-е годы. Зрителям запомнились ее работы в картинах: "Осторожно - Василек!" (мать Василька), "Голубая роза" (Любовь Гощинская), "Опаленные Кандагаром" (Валентина), "Николай Подвойский" (Нина Подвойская), "Последняя электричка" (Ольга), "Клан" (Ольга), "Грех" (Нина Чеботарь) и др.

Рассказывая о своих героинях, Елена Николаевна признается: "Я не смогла разорвать ниточки, связывающие мою жизнь и роли. Например, я играла героинь, которые не дождались своей любви. У меня в жизни то же самое. Когда я осознала существование некой связи между ролями и жизнью, то очень боялась рожать второго ребенка, потому что, по сценариям, дважды хоронила дочь. А в какой-то момент поняла, что никогда не рожу девочку, потому что уже оплакала ее на съемках. И у меня родился второй сын. А потом события моей жизни стали опережать сценарии. Когда я уводила из семьи мужчину, мне в это же время предложили сценарий, в котором я должна была сыграть разлучницу. При этом никто не знал, что в моей жизни происходят такие события..."

Вторая половина 90-х

После феноменального успеха в картинах: "Люди на болотах", "Лес", "Не будите спящую собаку", "Клан", "Грех", "Шляхтич Завальня", взявших немало международных наград на десятках фестивалях, Елена Николаевна с середины 90-х исчезла с экранов.

В 1994 году она стала актрисой Драматического театра им.Станиславского, где сыграла роль Варвары Михайловны в спектакле "Дачники" Максима Горького (режиссер В.Ланской). В 1996 году Борзова перешла в МХАТ им. Горького и там запомнилась по роли в спектакле "Мы идем смотреть Чапаева" (режиссер Татьяна Доронина).

Кроме того, Елена Николаевна в 1995 году создала ряд авторских программ (Крандиевская-Толстая "В тени великого писателя", И.Бунин "Солнечный удар", Б.Шергин "Пинежский Пушкин"), а также стала соавтором и ведущей пяти концертов в концертном зале "Россия" поэта Николая Зиновьева.

Третий брак

Со вторым мужем Елена Борзова рассталась после того, как он уехал в США. Сначала ничто не предвещало беды. Он уехал подрабатывать, и ему там удалось не только зацепиться, но и раскрутиться. Елена Николаевна вместе с сыном тоже приехала в Штаты, но смогла там прожить лишь три месяца, - постоянно тянуло домой. "И вот однажды, - вспоминает она, - утром я схватила ребенка и, в чем была, сбежала из Америки, радуясь тому, что вернусь к друзьям, к маме. Когда я улетала, надеялась, что муж вскоре приедет за мной, за сыном. А он не приехал. Я жутко на него обиделась и подала на развод. Сейчас понимаю, что обида - огромный грех, поэтому научилась ни на кого не обижаться, даже если бы хотела..."

Третьим мужем Елены Николаевны стал тот самый поэт Николай Зиновьев, чьи концерты она проводила в "России". Актриса признается: "Замуж я вышла потому, что преклоняюсь перед талантом этого человека, но не более. Мы с ним не пара, и я прекрасно себе в этом отдаю отчет. Парой мы были со вторым мужем! Но Коля попросил моей руки, и я не отказала, боясь причинить боль талантливому человеку".

Возвращение на экран

Пройдя с честью все испытания, Елена Борзова словно восстала из пепла в начале нового века. Сначала она появилась в небольших ролях в сериалах "Next-2" (официантка) и "Евлампия Романова" (Наташа), а затем судьба подарила ей роль Клеопатры, увядающей звезды шоу-бизнеса в популярном российском сериале "Обреченная стать звездой". Затем были: Серафима в "Точке возврата", Мама Ложкиных во "Взрослых играх" и, наконец, великолепная работа в сериале "Ранетки", где актриса появилась в образе Людмилы Федоровны Борзовой, строгой алгебраички по прозвищу "Терминатор".

Елена Николаевна любит свою однофамилицу из "Ранеток" и гордится созданной ею героиней. Ее прототипом стала учительница биологии, у которой Борзова когда-то училась. Используя грим, костюмы и актерское мастерство, актриса создала образ, совершенно противоположный ее индивидуальности. Образ живой, многогранный и неоднозначный.

Преподавательская деятельность

Помимо работы в кино Елена Николаевна, начиная с 2002 года, занимается преподавательской деятельностью. Она преподает технику речи в Международном Славянском институте им. Г.Р.Державина и в Высшей школе телевидения (Останкино). Является руководителем театра-студии в Университете МВД.

Игорь BIN

Док. 570453
Перв. публик.: 23.06.08
Последн. ред.: 23.06.09
Число обращений: 0

  • Борзова Елена Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``