В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Архитектурный облик Петербурга сформирован бизнес-центрами Назад
Архитектурный облик Петербурга сформирован бизнес-центрами
Выставку "Архитектура Петербурга - 2009" наградили самыми пышными эпитетами. Ее назвали "биеннале", обозначили как "событие в культурной жизни города". По словам организаторов, выставка "носит образовательный характер" и представляет из себя "своеобразное выражение петербургского духа". Картина, которую довелось увидеть корреспонденту "Фонтанки", мало соответствовала этим громким словам.

Свои работы представили три десятка петербургских архитектурных мастерских. "Архитекторы отобрали не просто лучшие свои работы, но те из них, которые считают наиболее важными для города", - заявил на церемонии открытия председатель КГА Санкт-Петербурга Юрий Митюрев По его словам, все проекты прошли либо через архитектурные конкурсы, в том числе международные, либо получили поддержку на уровне Градостроительного совета.

Подвергать слова Юрия Митюрева сомнению не приходится. Таким образом, наиболее значимыми для города работами приходится считать новое здание магазина "Норма", торговые центры "Рольф" и Porsche и коттеджи в Сестрорецке. Безусловно, огромную роль в формировании облика Петербурга сыграли и бизнес-центр в городе Югра, и кварталы в Нижнем Новгороде, и элитный жилой дом в Москве, и коттеджные поселки в Подмосковье. Все эти проекты - вместе с вариантами будущей застройки Всеволожска и Подпорожья - были представлены в Этнографическом музее и занимают примерно четверть экспозиции.

Ни один из проектов, повлиявших на облик исторического центра города, показан не был. По-видимому, авторы "Империала", "Серебряных зеркал", новой "Биржи", "Финансиста", "Монблана", а также будущей "Набережной Европы" и "Невской ратуши" поскромничали и не посчитали свои работы "имеющими значение".

В целом создавалось впечатление, что за последние три года в Петербурге строились и проектировались исключительно высотные гостиницы, обильно остекленные офисные и многофункциональные комплексы и элитные жилые дома (тоже с большим количеством остекленных поверхностей). Правда, на выставке можно посмотреть на проигравшие конкурс варианты будущего комплекса "Невская ратуша" и театра Эйфмана. Сравнить с победившими не получится - их на экспозиции почему-то нет. Многообразно представлены различные варианты застройки Митрофаньевского шоссе и будущей "Измайловской перспективы", а также концепция застройки будущих намывных территорий на Васильевском острове и будущий порт.

В частности, комитет по науке и высшей школе попросил разрешить построить на месте двух скверов на Новоизмайловском, 16 и одного внутриквартального новые корпуса студенческого городка. А комитет по экономическому развитию, промышленной политике и торговле предложил выделить им зеленую территорию для строительства техникума. Администрация Фрунзенского района хочет, чтоб вместо сквера на углу Пловдивской и Бухарестской появился Дворец культуры.Если пытаться выявить тенденции, то в моде у петербургских архитекторов - ломаные линии, криволинейные поверхности и дизайнерское оформление фасадов. Самые яркие образцы последнего направления - бизнес-центры "Бенуа" и "Лето". Говорить о существовании какого-либо петербургского стиля пока не приходится: большинство работ - либо повторение опытов московских архитекторов, либо копирование скандинавского стиля, либо вариации на тему американской архитектуры 30-х годов.

Правда, по сравнению с предыдущей "Архитектурой-2007" нынешняя выставка - ощутимый шаг вперед. Некоторые архитекторы даже вспомнили правила подачи материала - в зале почти не было откровенно рекламных картинок, заполнявших прошлую экспозицию. Отдельные мастерские даже не стали ограничиваться простыми развертками, а привели и характеристики территории, а в некоторых случаях и описание проекта.

Например, на стенде мастерской "Лявданский и Герасимов" можно было узнать, что при разработке проекта дома на 4-й Советской, 39 архитекторы вдохновлялись книгой "известного писателя мексиканского происхождения" Хосе Аргуэльеса "Фактор майя" (схема храма майя и изображение календарного круга к проекту прилагаются). Для строительства многофункционального комплекса на Обводном, 118-а эти же авторы обратились, как они уверяют, к принципам ведической архитектуры (Васту шастра). "Всякое здание представляет собой Космос в символическом и миниатюрном виде. Оно должно быть "генератором положительной энергии и настраивать человека в резонанс с законами природы", - гласит текст на стенде с изображением проекта.

Мастерские "Литейная часть-91" и "Студия-44" отнеслись к экспозиции очень серьезно. Кроме характеристик территории, перечня поставленных перед архитекторами задач и описания проекта, представлены даже результаты историко-культурных изысканий и архивные фотографии 30-х годов (проект реконструкции ДК Капранова, "Литейная часть"), и тексты указов Петра I о том, каким должен быть Апраксин двор (проект реконструкции этого торгового комплекса предложила "Студия-44"). Единственный на архитектурной выставке макет - знаменитых "пирамид" у Ладожского вокзала (автор Никита Явейн) тоже принадлежал "Студии-44".

Архитектурную общественность обнаружить среди посетителей не удалось - видимо, корреспондент "Фонтанки" забрел на выставку в неудачное время. Зато по залу бродило довольно много рядовых петербуржцев, однако их интерес к проектам носил несколько утилитарный характер. "Это где ж такое будут строить? - беспокоилась одна дама по поводу проекта будущей высотки в районе Шувалово-Озерки. - Неужели рядом с моим домом?!". "Тут же был хлебозавод, и его продали, чтоб эту громадину поставить?" - возмущалась по соседству другая. Примечательный диалог состоялся у стенда мастерской архитектора Григорьева. "Совесть совсем потеряли, - ткнула одна из посетительниц на проект будущего дома на Второй линии, 5. - Лезут и лезут в центр!". "Стрелку уже изуродовали, а все им мало", - поддержал ее другой посетитель, с грустью осматривающий выставленные работы.

10.04.2009
www.fontanka.ru

Док. 570665
Перв. публик.: 10.04.09
Последн. ред.: 24.06.09
Число обращений: 0

  • Митюрев Юрий Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``