В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Грингольц: немного химии и мастерства перевода Назад
Илья Грингольц: немного химии и мастерства перевода
Всемирно известный скрипач Илья Грингольц уже в третий раз приезжает в Армению. Однако если первые 2 раза он проводил здесь свой отпуск (его жена - армянка по происхождению), то в свой последний приезд Грингольц подарил любителям классической музыки незабываемый концерт, как летний день наполненный светом. Нет, не магнетизм старинной скрипки мастера Руджери, а душа Ильи Грингольца, исполняющая каждую ноту в партитуре, наполняла своды Большого зала государственной филармонии. Лауреат Международного конкурса скрипачей ``Премия Паганини``; человек, вошедший в список 12-и лучших музыкантов мира (New Generation Artists Scheme of BBC)... "Послужной список" И.Грингольца можно продолжать до бесконечности. При этом словосочетание "один из лучших скрипачей мира" вызывает у него лишь улыбку. "Я не сторонник подобных определений", - отмечает он. Илья Грингольц любезно согласился дать интервью Информационному агентству АрмИнфо

Что для вас главное, когда Вы исполняете произведение того или иного композитора?

Для меня главное понять композитора. Скорее, это похоже на работу переводчика. Конечно, это достаточно трудно. Но трудно не потому, что невозможно.

А есть ли композитор, которого вы не смогли "перевести"?

К примеру, я не понимаю некоторые произведения Шенберга. Почему? Это можно анализировать сколько угодно. Его музыка выглядит гениальной на бумаге. С такой степенью отшлифованности, почти совершенства написано, что на нее можно просто смотреть. Но когда она исполняется, то очень часто сложно действительно понять, о чем она. Наверное, невозможно окончательно понять любого композитора. Просто, вне зависимости даже от самого себя, идет постоянная переоценка всех сыгранных музыкальных произведений.

Насколько Вы считаете правильным вносить в произведение композитора частичку себя?

Музыка проходит через нас, и мы в ней остаемся вне зависимости от того, хотим мы этого, или нет. Но этот процесс нужно контролировать. А вносить частичку себя - это уже немного отдает химией.

Исполнять произведения какого автора вам тяжелее всего?

Интересная особенность: тот, кто забирает много душевных сил, не забирает моральных, и наоборот. Душевные силы у меня почему-то всегда забирает Мендельсон. Мне до сих пор сложно его играть: у Мендельсона такая чистота помыслов, что перед исполнением нужно себя душевно очистить. Интересно: несмотря на то, что у Шуберта в определенной мере тоже присутствует эта чистота, у меня таких психологических проблем не возникает. А вот физических сил много забирает Шостакович.

Как бы вы могли обозначить философию музыки?

Философия - это когда люди уже начинают осмысливать музыку, выражать ее словами и сложными предложениями. Конечно, это тоже очень интересно, но, как мне кажется, не имеет отношения к самому процессу творчества композитора.

Каков, по-вашему, ключ к разгадке тайны долголетия классиков? И смогут ли современные композиторы быть актуальными через сто-двести лет?

Гении - они останутся. Это Булез, Шнитке... Другой вопрос, какая аудитория будет их слушать. Мне кажется, что все эти разговоры о том, что классическая музыка теряет своих слушателей - они тоже относительны. Классическая музыка - для зрелых людей. Возможно, я бы тоже не слушал классику, если бы сам ее не исполнял. Человек должен быть готов к классической музыке. С какой стати в 16 лет захотеть слушать Шенберга? Конечно, хорошо, когда молодежь ходит на концерты, но, я думаю, она всегда будет в меньшинстве. Для меня лично публика делится на два типа: более привыкшая и менее привыкшая к классической музыке. В Европе, где я много выступаю, публика более привыкшая к классике и, как следствие, более скупая на эмоции. Не сказал бы, что мне трудно выступать перед такими взыскательными слушателями. Если честно, я не концентрируюсь на публике, поскольку мне трудно ее в единственном числе осознавать. Это разные люди, каждый из которых имеет свой внутренний мир, и вместе они не всегда выстраиваются в одно целое. Это не толпа. Это каждый по отдельности.

Вы считаете, музыка может оказать роковое влияние на судьбу человека, или кардинально изменить его мировозрение?

Ну, "Крейцерову сонату" все читали. В принципе, музыка, как любое искусство, может человека на что-то сподвигнуть. Конечно, это зависит не только от музыки, но и от душевного состояния человека. Если говорить обо мне, то есть произведения (например, некоторые части Моцарта, или поздний Шуберт), которые меняют мое настроение вне зависимости от моего изначального состояния.

Вы выступали со многими известными музыкантами. Какое влияние оказали эти встречи на Вас и на Ваше творчество?

Каждый талантливый человек, с которым я работал, меня чему-то научил. Это может быть слово, музыка... Все, что угодно. Даже случайные встречи могут запомниться навсегда. Как ни странно, мне лично не доводилось работать с людьми, оказавшими на меня наибольшее влияние. Например, я до сих пор нахожусь под впечатлением от одного из концертов Кеннеди. Это было гениально! И я этого никогда не забуду.

По-вашему, для музыканта важно чувствовать успех?

Творчески раскрыться это точно не поможет. Но все музыканты - очень чувствительные люди, и им необходимо, чтобы кто-то (пусть даже один человек) хвалил и ценил их. Самое ужасное, когда творческий человек чувствует, что его не ценят. Тогда действительно руки опускаются. Конечно, у меня тоже были такие периоды.

А сейчас вас называют одним из лучших скрипачей мира.

Я, если честно, не сторонник подобных определений. В России, к примеру, журналисты меня почему-то называют вторым или третьим Паганини - как-будто вообще кто-то когда-то слышал Паганини. Я даже не знаю, кто все эти рейтинги составляет.

Какая страна станет следующей в вашем "гастрольном списке"?

В этом году ожидается участие в фестивалях в Бельгии, Швейцарии. Надеюсь, что в 2009 году я дам концерты в Мельбурне, Бостоне, Вашингтоне, и, возможно, в Южной Африке.


Беседовала Карина Манукян

www.arminfo.info

24.05.2008

Док. 572058
Перв. публик.: 24.05.08
Последн. ред.: 02.07.09
Число обращений: 0

  • Грингольц Илья Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``