В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Саулюс СОНДЕЦКИС: `Во время гонений на Ростроповича я искал ему работу` Назад
Саулюс СОНДЕЦКИС: `Во время гонений на Ростроповича я искал ему работу`
Перед концертом в калининградской областной филармонии дирижер оркестра Государственного Эрмитажа дал интервью "Комсомолке".


Сондецкис и его коллектив приехали в Калининград на фестиваль "Бахослужение" и выступят в областной филармонии в воскресенье, 27 июля. Маэстро - настоящий патриарх классики. Еще в 1960-м он основал камерный оркестр Литвы, а в 1989-м - известный коллектив "Камерата Санкт-Петербург". На закате коммунистической эпохи именитый дирижер стал лауреатом Государственной премии СССР, а в конце 90-х - национальной премии Литвы. При этом теплых отношений с властями у Сондецкиса не было никогда.

Перед своим приездом в Калининград мэтр любезно согласился ответить на наши вопросы.

- В разное время вы работали со Спиваковым и Башметом. Правда ли, что они едва ли не открыто конфликтуют друг с другом?

- Никакого противоборства между ними нет. Но они действительно очень разные. Знаете, ведь они мои младшие друзья. И Владимира, и Юрия я помню еще тогда, когда они были малоизвестны. Володе всегда было присуще волевое, организаторское начало, а Юра очень мягкий, простой человек. И они оба, еще в молодости, подавали надежды на то, чтобы стать лидерами российского исполнительского искусства. Естественно, всегда присутствовала какая-то конкуренция. Ну а я, в свою очередь, всегда был где-то между ними. Знаете, однажды они оба сделали мне отличный подарок. В 2006 году было 50-летие моей дирижерской деятельности. Я запланировал концерт в Большом зале консерватории в Москве. Спиваков с Башметом договорились, и "Новая Россия" вместе с Национальным филармоническим дали в мою честь шикарный вечер. Вся Москва такому тандему очень удивилась. Такого еще не было. Кстати, в качестве солистов выступили сам Юрий Башмет и Денис Мацуев. Я со всего мира потом получал отзывы о том, что этот концерт смотрели по телевизору.

- Вы неплохо знали и Мстислава Ростроповича. А что он был за человек?

- Мстислав Леопольдович, как человек очень демократичный, мог общаться с любым - от короля до дворника. Прекрасно помню, как сильно занимали его политические дела. Особенно в критические моменты. Помню время, когда за то, что Ростропович укрывал Солженицына в своем доме, его самого начали выдавливать из СССР. Его выгнали из Большого театра, и я поговорил с главным режиссером Вильнюсского оперного театра, познакомил его с Ростроповичем. Постановку оперы "Тоска" Джакомо Пуччини, уже официально запрещенную в Москве, опальный музыкант сделал в столице Литовской ССР с моим оркестром. Жил в гостинице, но обедал, ужинал и проводил свободное время у нас дома. Уже в 1990 году, в финале эмигрантского периода Ростроповича, меня нашел его импресарио, и мы с Мстиславом Леопольдовичем провели гастроли в Италии. На следующий год - в Испании. Был январь, Союз рушился, в Вильнюсе стреляли. Аэропорт был наглухо закрыт. Но менеджер Ростроповича нашел общий язык с официальными лицами, и нас выпустили за рубеж.

- Был случай, когда, созданный вами в 1960-м Литов-ский камерный оркестр прекратил свое существование. Почему это произошло?

- Ну, это давняя история. Все случилось 18 июня 2004-го. Инициаторами той акции стали сотрудники министерства культуры Литвы. У меня с ними были непростые отношения (Сондецкису не нравилось, что над ним, как над художественным руководителем, поставили десять начальников. - Ред.). В общем, по инициативе тогдашнего министра культуры республики Ромы Жакайтене мой оркестр лишили финансирования и распустили. Я остался без работы, и знаете, меня очень выручил Владимир Спиваков. Он официально пригласил меня на должность главного приглашенного дирижера "Виртуозов Москвы". Кстати, я занимаю ее и по сей день.

- Наверное, вы нечасто отдыхаете.

- По-разному. Все зависит от гастрольного графика. Кроме камерного оркестра Государственного Эрмитажа, я выступаю с разными другими оркестрами. Если уезжаешь в Петербург к своим оркестрантам, скажем, на две недели, то можешь сыграть даже дюжину концертов подряд и вернуться (дом Сондецкиса - в вильнюсском парке Вингис. - Ред.). Этой осенью собираемся в большое турне по Сибири. Там будем сопровождать выставки Государственного Эрмитажа.



ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Саулюс Сондецкис Родился в 1928 году, в Шяуляе.

Окончил Вильнюсскую консерваторию (1952) по классу скрипки, с 1977 - ее профессор. Возглавил оркестр Школы искусств имени Чюрлёниса. В 1976 году в Берлине получил золотую медаль на Конкурсе молодежных оркестров Герберта фон Караяна. Основал камерные оркестры Литвы (1960) и "Камерата Санкт-Петербург"(1989). С 1994 года - дирижер оркестра Государственного Эрмитажа.

Имеет звания: Народный артист СССР (1980), лауреат Государственной премии СССР (1987), Национальной премии Литвы (1999), президент фонда "Эрмитажная Академия музыки".

Сондецкису посвящены такие известные сочинения, как "Tabula rasa" Арво Пярта и "Concerti grossi" N 1 и N 3 Альфреда Шнитке.

www.kp.ru

Док. 572366
Перв. публик.: 24.07.08
Последн. ред.: 06.07.09
Число обращений: 0

  • Сондецкис Саулюс

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``