В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вечный поиск на пути к совершенству Назад
Вечный поиск на пути к совершенству
Саулюс Сондецкис и Алексей Уткин выступили в заключительном концерте абонемента "Вечера популярной симфонической музыки" Карельской госфилармонии.

Прославленный литовский дирижер, народный артист СССР Саулюс Сондецкис в Карелии второй раз. В 2005 году он выступал во Дворце искусств Кондопоги с камерным составом симфонического оркестра на Международном фестивале искусств "Белые ночи Карелии". Тогда у него осталось благоприятное впечатление от работы с нашими музыкантами. И вот новая встреча, теперь уже с полным составом оркестра.

В нынешнем сезоне мы получили редкую возможность увидеть в работе за дирижерским пультом музыкантов разного уровня мастерства и достоинств. Некоторые из них вызвали несомненный интерес. Явление Сондецкиса - событие исключительное, о котором хочется говорить бесконечно и только с восхищением. Такое впечатление он оставляет и как музыкант, и как человек, с которым приятно и удивительно легко общаться.

Перечислить города и страны, в которых выступал с концертами Сондецкис - со своим оркестром или, стоя за пультом других коллективов, - невозможно. Работает он не только с камерными составами, но и с симфоническими, иногда дирижирует и операми. Его репертуар безграничен - от музыки барокко до творений ХХ века, ему посвящают свои произведения многие современники. Но если говорить о предпочтениях, то это музыка XVIII века и ранняя романтика, теперь он уже может себе позволить выбирать. Подтверждением этому стала и программа нашего концерта, представленная произведениями Марчелло, Моцарта, Россини и Шуберта.

В Петрозаводск дирижер приехал за неделю до концерта для подготовки программы, погрузившись в кропотливый, тщательный репетиционный процесс. Казалось бы, каждое из готовившихся произведений давно сложилось в исполнительской интерпретации и обыграно бессчетное число раз, а потому маэстро нет нужды в длительной подготовке к выступлению. Таким подходом к работе отличаются многие дирижеры. Но не Сондецкис.

Наблюдать за ним во время репетиций - одно удовольствие. Он не упускает ни одной мелочи, ни одной даже ничтожной ошибки оркестрантов, не просто останавливая их, но не уставая разъяснять особенности данного момента. Делается это неизменно доброжелательно, часто с улыбкой и подходящей шуткой. Когда маэстро доволен, он не скупится на похвалы, то и дело слышишь реплики: "Очень хорошо!", "Замечательно!", "Молодцы!", "Как в Wiener-оркестре!"

Сондецкис - прирожденный педагог. Для него важны воспитание музыканта, неутомимость в движении к наилучшему результату, а не просто очередной "прогон". Конечно, он бывает и весьма строг, без диктата невозможна работа с коллективом, где каждый мнит себя солистом. И все же, думаю, вряд ли в оркестре найдутся недовольные проведенной работой музыканты, ибо за неделю они прошли такую школу оркестровой игры, какой, наверное, никогда не знали раньше. Такая работа - истинное удовольствие.

Тот же класс, требовательность к себе в репетиционной работе продемонстрировал и знаменитый гобоист Алексей Уткин. Волшебный звук его инструмента, фантастическая виртуозность, божественная красота - все это, можно сказать, родилось с музыкантом, кажется, что двигаться уже некуда. Но нет предела совершенству, с каждым повторением рождаются новые и новые грани. Вечный поиск - единственное непреложное условие творческой жизни большого артиста. Когда хотят особо подчеркнуть выразительность игры инструменталиста, звук его инструмента сравнивают с человеческим голосом, это естественно. Но не каждый голос обладает той гибкостью, ровностью звуковедения, теплотой, какие есть в гобое Уткина, - истинное bel canto!

Редкий концерт порождает ту бурю эмоций, которая возникла на сей раз и наверняка останется незабываемой для большинства слушателей. Наслаждение, восторг, удивление и немного грусть, оттого, что это всего лишь прекрасное мгновенье. В программу концерта вошли действительно популярные произведения, правда, степень популярности весьма разнилась. Скажем, 40-я симфония Моцарта с ее уникальной главной партией в различных обработках уже давно стала хитом современной мобильной связи. Не менее знаменито гениальное "Adagio" Марчелло. Гораздо реже можно услышать с открытой эстрады произведения для гобоя с оркестром: и Концерт Моцарта, и "Интродукцию и вариации" Россини, тем более в таком неповторимом исполнении.

Музыка Шуберта к пьесе Чези "Розамунда", особенно балетные номера, еще раз напомнила, какой неувядаемой прелестью обладают шубертовские творения. В трактовке Сондецкиса они прозвучали с каким-то трогательным обаянием, дирижер дал нам возможность насладиться этим в полной мере. То, что делает дирижер даже с теми партитурами, где знакома каждая нота, подобно волшебству. Он дает услышать каждую ноту, каждую линию, ведь у классиков нет ничего лишнего, обращает внимание на те детали, на которые некоторые дирижеры нередко смотрят как на второстепенные. Благодаря этому качественно иным становится общее звуковое наполнение и открываются новые смысловые горизонты.

Блистательным завершением программы стало исполнение увертюры к опере Россини "Золушка". Маэстро дал возможность оркестру показать себя в полной мере. На протяжении концерта не раз вместе с аплодисментами раздавались возгласы "браво!", адресованные и солисту, и дирижеру, и, конечно, оркестрантам. Хотелось бы, чтобы полученный творческий заряд они сохранили как можно дольше, до следующей встречи с Мастером.

Наталия ГРОДНИЦКАЯ
12.04.2007 Петрозаводск
www.aki-ros.ru

Док. 572369
Перв. публик.: 12.04.07
Последн. ред.: 06.07.09
Число обращений: 0

  • Сондецкис Саулюс

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``