В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О Татьяне Михайловне Лиозновой телевидение вспомнило в связи с ее юбилеем Назад
О Татьяне Михайловне Лиозновой телевидение вспомнило в связи с ее юбилеем
ДОРОГИЕ МОИ СТАРИКИ

Вы заметили, что о нынешних звездах и звездочках телеэфира известно буквально все: где и с кем они живут, у каких модельеров одеваются, на каких машинах предпочитают ездить и на каких курортах отдыхать? Их портреты публикуют бульварные газеты, они с удовольствием позируют на фоне роскошных особняков и очень любят рассказывать сами о себе, ходя друг к другу в программы. Разговоры о баснословных гонорарах телекумиров сегодня не приветствуются, но они (гонорары) вылезают из всех фотографий и всех откровений по поводу гастрономических и прочих пристрастий. В общем, наши телезвезды в массе своей - люди обеспеченные. И слава богу, как говорится, и не дело это - считать деньги в чужом кармане.

Просто порой приходит в голову мысль о глубокой несправедливости нашей жизни и всего нашего общественного устройства: ну почему, скажите, какие-то юнцы, ничем, кроме постоянного мелькания в кадре, не выдающиеся, катаются словно сыр в масле, а заслуженные, прославившие свою страну люди заканчивают свой век в нищете, болезнях и почти что в забвении?

О Татьяне Михайловне Лиозновой телевидение вспомнило в связи с ее юбилеем. Корреспонденты разных каналов пришли к ней в дом с тортами и поздравлениями. Лиознова - великий режиссер и мужественная женщина. Она не стала жаловаться телевизионщикам на здоровье и материальные трудности - в газетных интервью к юбилею она, тоже не особенно распространяясь на эту тему, призналась, что деньги на лечение ей давали некоторые знаменитые актеры, снимавшиеся в ее картинах. Впрочем, и те детали интерьера, которые попали в кадр, свидетельствуют о более чем скромном быте этой замечательной и выдающейся женщины.

Лиознова вообще не из тех, кто жалуется. В превосходном документальном фильме Юрия Алавердова "Дожить до светлой полосы", показанном каналом "Культура", она с усмешкой вспоминает формулировку, с какой была награждена Государственной премией: "За участие в создании фильма "Семнадцать мгновений весны". "За участие, - повторяет она и добавляет: - Смешно..."

Да, работала всю жизнь как зверь, пожертвовала ради работы личным счастьем и здоровьем, а вот богатства не нажила. Все богатство - фильмы, которые и сегодня кажутся современными, которые и сегодня с удовольствием смотрят зрители разных поколений. Фильм "Три тополя на Плющихе", показанный "Культурой" вслед за документальным фильмом о его создателе, я в 101-й, наверное, раз посмотрела на одном дыхании, поражаясь не только невероятной подлинности образов, но и художественности, выстроенности каждого кадра. Шедевр! Классика!

Можно, конечно, все списать на время: мол, вот такое оно, жестокое. Сегодня молодым везде у нас дорога, а старикам - почет, и то в крайних, юбилейных к примеру, случаях.Но наше великолепное телевидение, сделавшее ставку на молодых, отнюдь не гнушается зарабатывать и на стариках. Вспомните, сколько раз в году телеканалы включают в свою программу "Семнадцать мгновений весны"? Не сосчитать. Но сколько бы ни показывали, зрители смотрят с неизменным вниманием. Сообразите, сколько раз в течение одной только серии (а их 12!) показ фильма прерывают рекламными вставками? Не меньше трех. Сложите, умножьте, поделите...

Делить, однако, бессмысленно. Создатель легендарного сериала про Штирлица не получает от телеканалов ни копейки от рекламной прибыли. Таковы законы нашей великой страны. Но есть законы и закон - нравственный закон внутри нас. В отсутствие последнего никому из руководителей телеканалов и в голову не приходит хоть как-то восстановить справедливость - организовав, например, какой-нибудь фонд поддержки людей, создававших авторитет и славу отечественному ТВ.

Недавно "Первый канал" вновь показал цикл "Звезды эфира", посвященный культовым, как сказали бы сейчас, телеведущим прошлых лет. Помните знаменитую сцену из фильма Никиты Михалкова "Пять вечеров"? Соседи, робко заглядывая в комнату героини Гурченко, у которой единственной в огромной коммунальной квартире есть телевизор, просятся посмотреть, кто сегодня в эфире - Валечка или Ниночка. Их, первых советских дикторов, любили как родных, потому и звали нежно: "Анечка, Валечка, Ниночка".

В "Звездах эфира" рассказали о жизни и судьбе Анечки - диктора Центрального телевидения Анны Шиловой. Когда в стране и на ТВ настали другие времена, ее тихо спровадили на пенсию. Последний раз зрители могли видеть ее во время церемонии "ТЭФИ" в 1999 году, когда старые дикторы, вызвав ностальгические слезы публики, исполнили со сцены концертного зала "Россия" трогательную песенку.А вскоре Анна Николаевна Шилова умерла. Естественно, в нищете и забвении, поддерживаемая только родственниками. А вы говорите - "справедливость"!"Первый канал", затеявший этот цикл, конечно, делает благородное дело, вспоминая о тех, кто работал на телевидении в ту пору, когда многие его нынешние звезды еще сидели на горшке. Но одновременно цикл "Звезды эфира" - приговор самому каналу: богатому, успешному, продюсирующему дорогущие блокбастеры, но палец о палец не ударившему, чтобы поддержать на старости лет своих ветеранов. А сколько их осталось? Всего ничего. И каждого из них все еще помнят благодарные зрители, к которым они много лет подряд приходили в дом на правах самых дорогих гостей. И не помнят - не хотят помнить - те, кто принял из их рук эстафету телевидения и кому ничего не стоит выделить из огромных рекламных прибылей по нескольку тысяч рублей на обеспечение достойной старости своих предшественников. От всей, так сказать, души.

Еще одну легенду нашего телевидения, Валентину Михайловну Леонтьеву, которую полстраны зовет просто тетя Валя, не так давно показал канал "Культура" в документальном фильме Виталия Манского "Валентина Леонтьева". И это, уверена, стало потрясением для зрителей. Тетя Валя - прежде всегда красивая, статная, отлично одетая - окончательно сломлена старостью, семейными невзгодами, болезнями и все той же нищетой. Она уже не стесняется сниматься в домашнем халате, с горькой усмешкой демонстрируя в камеру согнутую спину: "Видите, у меня горб растет".

Валентина Михайловна рассказывает в фильме о своей жизни, о телевидении, которое забрало всю ее без остатка, лишив многих других радостей, и в первую очередь - любви сына, всю жизнь ревновавшего ее к зрителям: "Ты всехняя мама, а я хочу, чтобы у меня была моя мама".

Кульминация фильма - приезд к ней в квартиру посланцев из Кемеровской области, привезших народной любимице сувениры и деньги - 10 тысяч рублей. Как она благодарит своих гостей, как дрожащей рукой расписывается на квитанции о получении материальной помощи, как, стесняясь, признается: "Вы так меня выручили, а то уже еды не на что было купить, спасибо, вот ребята из съемочной группы торт принесли, хотя я сладкое не очень люблю!"Может быть, этот фильм или хотя бы некоторые сцены и не стоило показывать широкой публике, чтобы у тех, кто любил и боготворил "всенародную маму", остался в памяти образ "мамы" молодой и прекрасной? Может быть. Но нашего зрителя и так в последнее время изо всех сил щадят, предпочитая не заострять внимание на печальном, неприятном, страшном. А вдруг, увидев ее, некогда знаменитую, но забытую, как забыты тысячи остальных старух, кто-то вспомнил о собственных стариках, подумал, как скрасить им несчастливую бедную старость?Не исключаю, что кто-нибудь меня не поймет, вскинется: подумаешь, Леонтьева, да у нас все пенсионеры живут за порогом бедности. Так им и надо, знаменитостям, небось, в свое время пожили в свое удовольствие, теперь пусть узнают, почем фунт лиха. А мне-то кажется, что в стране, где лучшие из лучших брошены, забыты и бедны как церковные мыши, тем более никогда не будут обеспечены на старости лет обычные люди, честно трудившиеся всю жизнь и вынужденные в конце жизни трясущимися руками подсчитывать жалкие пенсионные гроши.

Нынешние телезвезды, наверное, смогут обеспечить себе достойную старость - другие времена, другие гонорары, другие нравы. Но от жестокого и несправедливого забвения никто не застрахован. Как и от старости, которая приходит, увы, с неизбежностью, когда ее совсем не ждешь.


"Известия"

26.07.2004

www.tvkultura.ru

Док. 575064
Перв. публик.: 26.07.04
Последн. ред.: 20.07.09
Число обращений: 0

  • Лиознова Татьяна Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``