В Русском музее открылась выставка неоклассицизмаНазад
В Русском музее открылась выставка неоклассицизма
Государственный Русский музей продолжил серию масштабных выставок, посвященных важнейшим направлениям в отечественном искусстве начала XX века - вслед за русским символизмом, футуризмом, импрессионизмом очередь дошла до неоклассицизма
Неоклассицизм - как тоска по мировой культуре. Это высказывание Осипа Мандельштама стало эпиграфом к открывшейся в Русском музее выставке, на которой предложен новый взгляд на вклад России в развитие европейской цивилизации.
Государственный Русский музей продолжил серию масштабных выставок, посвященных важнейшим направлениям в отечественном искусстве начала XX века. Вслед за русскими символизмом, футуризмом, импрессионизмом очередь дошла до неоклассицизма. Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о критериях, позволяющих однозначно назвать то или иное произведение образцом русского неоклассицизма. Создатели выставки оказались в роли первопроходцев.
Владимир Круглов, куратор выставки:
- Впервые собраны произведения, которые мы считаем образцами неоклассики. До сих пор ни одной подобной выставки в России не было.
Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея:
- Мы предлагаем свою трактовку этого явления. Это явление нуждается еще в исследовании, в привлечении дополнительного материала, в заострении, - и мы предлагаем, вот несуществующее еще понятие, мы его реализуем в изобразительном материале.
В отличие от определения неоклассицизма, принятого в Европе и Америке, авторы выставки относят к этому течению все произведения, в основе которых лежит осмысление классики в широком смысле слова - будь то античное искусство, шедевры эпохи Возрождения или русская иконопись.
Владимир Леняшин, заведующий отделом живописи второй половины XIX-XX веков:
- Это то, что Мандельштам назвал "тоской по мировой культуре", - это такое включение России в общеевропейское движение.
Зритель получает уникальную возможность согласиться либо поспорить с трактовкой составителей выставки, сопоставляя как хорошо знакомые произведения, так и полотна, экспонируемые впервые - например, эпическую картину Шухаева "Полк на позициях" - уникальный групповой портрет офицеров русской армии времен первой мировой войны. Период отечественного неоклассицизма авторы экспозиции условно ограничили 1932 годом, когда вышло постановление о создании творческих союзов, в живописи утвердился соцреализм, а на смену нимфам, резвящимся на берегах Волги и Камы, пришли девушки в футболках.