В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Мединский в программе `От первого лица` Назад
Владимир Мединский в программе `От первого лица`
Программу ведёт автор Наталья Бехтина. Гость в студии - депутат Государственной Думы РФ Владимир Ростиславович Мединский.

- Есть два повода для встречи с вами. Первый - это выход заключительного тома единой книги "Мифы о России". И второй. Хочется услышать ваше мнение, как представителя фракции и активиста партии "Единая Россия", о том, что ждёт страну в будущем и как она будет выходить из нынешнего кризиса.

Но начнём с истории, поскольку вы являетесь профессором Московского государственного института международных отношений. Какие на сей раз мифы о России стали предметом вашего изучения?

Мединский: Хочу уточнить, что "Мифы о России" - это одна книга, состоящая из трёх частей. Она писалась в течение трёх лет, постоянно редактировалась, дополнялась, актуализировалась. Если её издавать целиком, то она бы была толстой, тяжёлой и дорогой. А так как это всё-таки не художественная литература, а историческая публицистика, её можно читать с любого тома, с любой понравившейся темы.

Третья часть книги называется "Мифы о России: о русском воровстве, особом пути и долготерпении". Как явствует из заголовка, в книге рассказывается о трёх мифах. Как описать дела в России одним словом? Как говаривал великий отечественный историк Василий Карамзин, "воруют". Хотя на самом деле он такого никогда не говорил, это исторический анекдот, так же, как и дураки и дороги.

Но во всех нас сидит глубокое убеждение, что вся история России пронизана тотальным мздоимством со стороны власти, а также бытовым и личным воровством - со стороны населения. Мы попытались с этим делом разобраться с исторической точки зрения, а было ли так...

- По-вашему, что, не воруют и не воровали?

Мединский: Воруют.

Так вот, первый миф - воровство, оно же мздоимство. Это две разные стороны одного и того же процесса. Народ подворовывает, государство насквозь коррупционно.

Второй миф - долготерпение. Это любимый миф нашей власти. Она его холит, уверяя, что наш народ не такой, как какие-то там французики из Бордо, вынесет всё. Лишнего на себя не берёт, долготерпелив. Американцы, вон, воевать не могут без свежевыжатого апельсинового сока и двух баночек кока-колы, а у нас с одной винтовкой на десятерых по пояс в ледяной воде за Родину, за Сталина. Поэтому баловать нашего мужика не надо, это ему исторически претит, комфорт ему ни к чему, все равно будет терпеть. И никакие парламенты, революции, великие хартии и вольности ему не нужны. Потому что такова вековая традиция. Ни один миф так не греет душу нашей власти на протяжении веков, как глубокое самоубеждение, что над народом можно измываться до бесконечности. Все равно он всё вынесет.

Третий миф - всенародно любимый. Это миф об особом пути России. Что мы не Европа какая-то, и не Азия. Мы Азиопа, мы не такие, как американцы или какие-то там китайцы-нехристи, у нас путь особый, душа, духовность. Нас не надо ни с кем сравнивать, у нас особый путь, и мы по нему пойдём. Послушаешь наших евразийцев и политологов, и получается, чем длиннее борода, тем путь у России должен быть более особый.

И четвертый миф, который не попал в название в силу своей длины, он не российский, мы как раз так не думаем, потому что мы вообще на данную тему ничего не думаем, имею в виду современную российскую действительность. Раньше в СССР было по-другому. Тогда с этим мифом активно боролись, и насаждали совершенно обратное утверждение, причём не без успеха. А сейчас мы на эту тему даже не заморочиваемся. А весь мир в этом глубоко убеждён.

Это миф о том, что Россия в научно-техническом плане остановилась где-то на уровне левши с блохой. Подковать блоху на нетрезвую голову способна, но создать что-то научно-технически новое не может. Вообще, научно-технический прогресс и Россия - это вещи из разных вселенных. Ну, что могут русские? Украл КГБ в Америке чертежи атомной бомбы, вот и сделали свою атомную бомбу. Братья Черепановы мучились-мучились, а потом перерисовали английский паровоз, получился "русский паровоз".

- Не думаю, что сейчас кто-то уж так всерьёз об этом думает. Да, наверное, мы отстаём в чём-то... На Западе, конечно, могут так думать, но, насколько мне известно, есть такое понятие, как "инженерные сервисы". Вот на Западе с большим удовольствием нашими инженерными сервисами пользуются, покупают, работают, по системе аутсорсинга, например...

Мединский: Совершенно верно, пользуются, покупают, работают, но обратите внимание: западная историческая пропаганда очень чётко и грамотно расставляет акценты. Возьмите радио. Разве можно найти хоть в одном западном источнике фамилию Попова как изобретателя радио? Её просто нет, она даже не обсуждается. Радио изобрёл итальянец Маркони. И об этом знает каждый школьник, не только итальянский. Если в СССР ещё вроде бы как довольно неуверенно говорили о приоритете Попова, то в российские времена об этом забыли. Да, Попов там что-то изобретал, но поскольку он лапотник, как и все российские учёные, являющиеся людьми не практичными, то не успел своё открытие запатентовать. А вот ушлый итальянец был бизнесменом, предпринимателем, равно, как и Эдисон, куда тягаться с ним нашему Яблочкову со своей лампочкой, поэтому приоритет у Маркони. И мы даже в эту тему не углубляемся, с этим согласились. На Западе Попова просто нет вообще. Хотя если разбираться в вопросе, то проявляются удивительные вещи. Выясняется, например, что Попов не должен был патентовать радио, потому что по существовавшему тогда международному патентному праву этого не требовалось делать. Требования по получению международного патента появились лишь спустя лет 15 после изобретения.

Тогда существовал такой подход: нужно было опубликовать объявление в СМИ об общественных опытах, пригласить определённое число лиц в общественное помещение, что и сделал Попов в одном из научных институтов, и публично продемонстрировать, а отчёт об этом опубликовать. Вот такие публикации о публичном массовом опыте и являлись подтверждением изобретения. Таков был порядок.

Что же сделал Маркони? Он ведь вообще не изобретал радио, он усовершенствовал радиосигнализацию. Если запросить в музее величайшего итальянского изобретателя Маркони патент на изобретение радио, вам напишут длинное, очень подробное письмо, но патент никто не покажет. Это же легенда. Да, Маркони - замечательный учёный, изобретатель, но лично сам он не считал себя изобретателем радио. Он за другое получил премию, и патент получил на другое изобретение. Вот в чём суть этого подхода.

В нашем национальном сознании Менделеев - изобретатель водки. И только на втором плане это человек, сделавший открытие в химии номер один в истории, создавший периодическую систему химических элементов. Кстати, в отличие от Дарвина эту систему никто под сомнение пока ещё не поставил. А у них в лучшем случае это периодическая система элементов Менделеева - Бора. Не знаю, каким боком Бор прислонился к ней, но таблицу, собственно, изобрёл Менделеев. А во многих современных американских учебниках это просто периодическая система элементов, без автора...


14.01.2009

www.radiorus.ru

Док. 575942
Перв. публик.: 14.01.09
Последн. ред.: 23.07.09
Число обращений: 0

  • Бехтина Наталия Павловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``