В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мегазвезда с улицы Октябрьской Назад
Мегазвезда с улицы Октябрьской

Мегазвезда с улицы ОктябрьскойПрима мировой оперы, народная артистка России, солистка Мариинского театра, родилась в Краснодаре 18 сентября 1971 г.

Анна Нетребко, оперная примадонна, по праву входит в список людей, чьи власть, талант или моральный пример изменяют мир. Она прославляет Россию, Санкт-Петербургский Мариинский театр и город Краснодар, где родилась и выросла.

Когда весной 2006-го года Анна Нетребко с симфоническим оркестром маэстро Гергиева впервые вышла на сцену Краснодарской филармонии, ее взгляд постоянно был устремлен вверх. Там она видела знакомые лица: одноклассников, друзей по хору и спортивным секциям, соседей, знакомых. Несмотря на строгий репертуар, признавалась певица, не реагировать она не могла, на каждом поклоне махала рукой и слала воздушные поцелуи на балконы. И с губернаторского приема просто сбежала - на встречу со своим детством.

Дневники принцессы

В 2004 году Нетребко сыграет самою себя - молодую оперную звезду - в голливудской мелодраме "Дневники принцессы-2". Фильм про обыкновенную девочку, которая неожиданно становится наследницей королевского престола. Петь и выступать - "как артистка" - Аня начала еще в детском саду, с третьего класса стала солисткой хора,


читала запоем рыцарские романы, делала к ним иллюстрации черной тушью и никак не реагировала на влюбленные взгляды краснодарских мальчиков. Ждала принца? В то же самое время она занималась в школьной секции акробатики и "допрыгалась" до кандидата в мастера спорта, тайком от домашних бегала на ипподром, где ухаживала за лошадьми.


На уроках физики и математики пятерки соседствовали с двойками, потому что девочка, по собственному признанию, "выезжала на способностях и ничего не учила". Дневник пестрел записями: "Родители! Обратите внимание на поведение дочери!". Зато литература и русский были отдушиной - еще и потому, что вели предметы очень добрые и знающие преподавательницы.

Огромная энергия, жажда "делать все" происходила, наверное, и от родительских генов. Папа казачьих кровей, в мамином роду были и цыгане. Юрий Николаевич - гидролог, мама Лариса Ивановна - инженер связи. Оба любили музыку, интересовались искусством, пели бардовские песни, ходили в походы по Кавказским горам. Дом был всегда открыт для всех. Друзья Ани и старшей сестры Наташи постоянно бывали в большом дворе их старинного дома, в начале лета поедали всю черешню и клубнику из небольшого сада.

Когда пришла пора выбирать профессию, родители решили, что музыкальное образование лучше получать в Ленинграде. Потому что у папы там было много друзей по Горному институту - "будет трудно - поддержат". Однако пробное прослушивание во время зимних каникул показало, что для большой сцены голосок слабоват.

Мама бросилась искать по всему Краснодару педагога по вокалу. В заводском клубе нашли бывшего оперного певца. "Аня пришла ко мне, конечно, подготовленной музыкально, но "пищала" по-детски, - вспоминает Борис Крапивко. - Я могу поставить голос, только если ученик будет этого очень хотеть и много заниматься. Аня оказалась чрезвычайно трудоспособной. Через четыре месяца это был совсем другой вокал".

Сказки про Золушку

Аня поступила в музыкальное училище на отделение "музкомедии". Но через два года она подумала, что оперетта все-таки - "не её", и, не закончив обучение, поступила в Консерваторию к профессору Новиченко. И голос опять уже был другой. Правда, еще не то "неповторимое сопрано, поразительной красоты и силы", из-за которого сегодня сходит с ума весь мир.


Вовсе не из-за денег, а чтобы лучше изучить репертуар Мариинского театра (так с 1992 г. вновь стал называться Ленинградский академический театр оперы и балета им. Кирова), студентка пошла работать за кулисы - уборщицей и статисткой. Кто знает, может быть, и это помогло Анне успешно выступить на Всероссийском конкурсе вокалистов в Смоленске в 1993 г., где она заняла первое место. И только после этого худрук и главный дирижер театра Валерий Гергиев обратил внимание на начинающую певицу. В 22 года на сцене Маринки первая партия Сюзанны в "Свадьбе Фигаро". Посмотреть эту постановку стремился весь Петербург, так дебютантка была хороша. А уже через год ее вторым музыкальным домом становится Опера в Сан-Франциско, затем Вашингтон, "Метропо-литен Опера", Ковент-Гарден, далее - "везде".

На самом деле, многих смущала и до сих пор смущает модельная внешность Нетребко. В принципе, она бы просто могла ходить по сцене туда-сюда - как в известном анекдоте. Слава Богу, что к собственной красоте Аня еще с юных лет относилась спокойно. И ни звание "вице-мисс Краснодар", ни кинопробы на "Мосфильме" не вскружили ей голову. Она сразу поняла, что за все приходится платить. Напряженной работой, долгими репетициями, изучением языков, осваиванием западных певческих школ, постоянными перелетами по всему миру. Именно для облегчения формальностей такой жизни у нее есть второе гражданство - австрийское и квартира в Нью-Йорке.


У Анны Юрьевны, как у всякой звезды, есть свой менеджер. И в маркетинговых целях приходится соглашаться на различные съемки и откровенные интервью в глянцевых изданиях, казалось бы, далеких от высокого искусства. Это "Vogue", GQ, "Esquire", "Helle". Материал с ней опубликовал и "Playboy", естественно, без скабрезностей и с нормальной фотографией. Но ее званию "glossy and sexy", на самом деле, должен быть благодарно все серьезное музыкальное сообщество - интерес к опере на Западе, да и у нас, возрос необычайно. Билеты на спектакли с участием Нетребко спекулянты продают по цене сумасшедшей. Ее диск "Anna Netrebko. The Woman, the Voice", сделанный известным голливудским клипмейкером, в 2004 году продали бешеным тиражом и стоил он дороже, чем пластинки Бейонсе и Бритни Спирс.

Благо, что коммерческий успех у классических музыкантов не является мерилом качества пения, это "привилегия" шоу-бизнеса. Оперного певца интересуют не интервью в гламурных журналах, а разборы серьезных профессиональных критиков. Их мнение не всегда объективно и зачастую не проливает бальзама на душу, но с ним приходится считаться. И пестовать свое мастерство, искать новые краски и репертуар.

Недавно Нетребко, ранее исполнявшая оперы Моцарта и композиторов XIX века, впервые решила спеть духовную музыку эпохи барокко. В Московской филармонии она исполнила партию в Stabat Mater Перголези. Этот переход в новую вокальную категорию был оценен по-разному, но вот цитата из одной из федеральных газет: " Слухи о том, что Анну в последнее время гораздо больше интересует не музыка, а светская жизнь, всего лишь происки её недоброжелателей. Нетребко по-прежнему тонкий и чуткий музыкант, её голос в отличной форме, а энергетика заряжает зал. А пока это так, диве можно петь всё - от Баха до Оффенбаха".

Анна. Просто Анна

Два года назад я спросила ее, когда же она превратится из "принцессы оперы" в королеву? В ответ Анна рассмеялась: "Может быть, с возрастом. Поседею, полысею и стану королевой, как Елизавета". На самом деле восшествие на престол уже состоялось. Другое дело, что в этом музыкальном королевстве царственных особ много, и право на трон надо постоянно подтверждать. Однако на Западе на афишах уже пишут просто: АННА, и объяснений не нужно.


Каждую свою партию Нетребко расценивает и как серьезную актерскую работу: "Чтобы исполнить "Травиату", не просто нужно петь технически хорошо, а нужно быть актрисой, иначе никому это не нужно. Поэтому требования, предъявляемые примадонной к режиссерам, вполне оправданны:"Старые пыльные классические постановки уже не работают. Когда я сижу и знаю, что дальше случится, то мне становится скучно. И музыка уже не спасает, мне нужно действие, мне нужен такой спектакль, после которого я бы продолжала думать. Чтобы заставляло работать голову и, естественно, душу. Тогда это настоящий полноценный спектакль. Такое случается очень редко".


Один из ее компакт-дисков назывался "Sempre libera" (Всегда свободная) - по первым словам партии Виолетты из оперы Верди "Травиата". Все журналисты, кто с Нетребко общался лично, отмечают ее абсолютную раскованность и доброжелательность. Говорят, даже трудно поверить, что эта звезда - с коммунистического Востока. Даже к папарацци Анна относится спокойно. Ее презрение к условностям стало притчей во языцех. Это касается жизни на сцене, и вне ее (помнится, бурно обсуждали ее появление в Кремле на вручении Государственной премии РФ в босоножках).


Уровень популярности народной артистки России в мире таков, что практически любая новость из ее жизни становится в газеты на первые полосы. Если декабрьскую помолвку с уругвайским баритоном Эрвином Шротом еще удалось скрыть, то известие о беременности Нетребко стало сенсацией. Будущая мама сама стала источником информации.



Наверное, потому что пришлось вносить коррективы в расписанные на годы вперед планы, ну, и потому что это идет вразрез с имиджем дивы. Еще пару лет назад Анна категорически заявляла, что замуж не хочет, что ей прекрасно одной. Был итальянский бой-френд, масса подруг, в том числе из Краснодара. "У меня огромные телефонные счета! Нам психоаналитики не нужны, у нас подружки, чтобы плакаться". Она, свободно конвертируемая звезда, - очень русская.


Нина Шилоносова, апрель 2008 г. Фотографии - с официального сайта Анны Нетребко, В.Аносова, Т.Зубковой, из архива Ю.Н.Нетребко
www.livekuban.ru

Журнал " Живая кубань " 28 мая 2009 года.
http://www.livekuban.ru/content/svoi/netrebko-anna

Док. 576235
Перв. публик.: 24.04.08
Последн. ред.: 06.12.10
Число обращений: 0

  • Нетребко Анна Юрьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``