В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В коллекции Марии Биешу - мозаика казанского литоголика Назад
В коллекции Марии Биешу - мозаика казанского литоголика
Камни магическими свойствами наделили люди

Картинами увешаны все стены. Ощущение такое, что написаны они акварелью - уж очень точно подобраны краски. Но приглядевшись, замечаешь, что они составлены из разноцветных камней и почти на каждой картине - горы.

- Я ведь все экспедиции проводил в горах, - рассказывает Гузиев. - Пятнадцать лет - на Камчатке, поехал туда после окончания геофака КГУ. Исходил ее вдоль и поперек - за одну экспедицию, которая длится три-четыре месяца, по четыреста километров по горам. Потом, когда начал работать во Всесоюзном научно-исследовательском институте геологии нерудных полезных ископаемых, в Казани, ездил с экспедицией на Урал, Кавказ, Памир...

- И что, Игорь Семенович, не было соблазна оставить себе на память хотя бы маленький алмазик или аметист?

- Есть такая категория геологов, которых не прельщают сверкающие драгоценные камни. Для них - это горная порода. Ну что такое аметист? Это же ведь прозрачный кварц, выцветающий со временем. Один мой знакомый приобрел аметистовую друзу, которая стоит огромных денег, и с легкостью подарил ее большому начальнику. В общем, не увлекался я прозрачными камнями и драгметаллами. Да и по кодексу моральной чести геолога не имел права их прикарманивать. Ценности у нас были тогда другие - узнать за время экспедиции, чем же богата наша земля. Это, возможно, кому-то сейчас покажется странным.

- А какие же камни вы используете в мозаике?

- Не имеющие большой ценности для ювелиров - непрозрачные камни, на разрезе которых можно увидеть пейзажный рисунок, созданный природой в течение многих-многих веков. Это агат, мрамор, малахит, опал, сердолик, серпентинит, "лопарская кровь", лазурит, обсидиан, искусственная смальта и другие. Кое-что я находил в горах. Особенно радовался, когда попадалась яшма. Этот буро-красный камень - очень теплый, яркий, как восходящее из-за горизонта солнце. Он поднимает мне настроение. Маленькие кусочки пород с непрозрачными камнями, которые не считаются драгоценными, привозил домой. Так у меня появилась коллекция камней. А когда начал заниматься флорентийской мозаикой, то недостающие по цвету камни стал покупать на рынках. Вот этот светло-зеленый малахит приобрел в Москве. Да и друзья мне дарили камни, узнав что я чокнулся на них. Так, сиреневый чаорит привез мне из Красноярска поэт Коля Беляев.

- Удивительный вы народ, геологи. Вот, например, у открывшей в Якутии огромное месторождение алмазов геолога Елагиной нет украшений из бриллиантов. Правда, сейчас, как она говорит, хотела бы приобрести перстенек...

- Ну это женщина! А я помешался на камнях только потому, что увлекся флорентийской мозаикой. Когда приехал с Камчатки, попробовал сделать одну картину, вроде бы получилось. Но пока работал в институте, некогда было вплотную заниматься мозаикой. Теперь вот на пенсии, времени полно.

- Где же вы учились искусству флорентийской мозаики?

- Об элитном искусстве флорентийцев узнал очень давно из книг. Позже в Хабаровске познакомился с профессиональными художниками, выпускниками Строгановского училища, которые делают из камней огромные мозаичные полотна. Увлеченных флорентийской мозаикой в стране немало, занимаются ею в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Она привлекает художников тем, что в отличие от русской, малахитовой мозаики, повторяет рисунок камня. Есть, например, такой пейзажный камень - белого цвета с черными прожилками, очень похожий на кору березы. Достаточно его хорошенько отшлифовать и можно "нарисовать" березовую рощу. А срез голубовато-серого серпентинита напоминает небо и облака, синий лазурит - штормовое море, оксидиан (вулканическая порода) - горы. Однако с пейзажными камнями все равно приходится очень много работать, иногда несколько месяцев, чтобы создать хотя бы простую картину, скажем, мозаичный букет цветов или незатейливый пейзаж.

- А на продажу выставляете свои картины?

- Очень редко. Во-первых, потому что каждая картина мне очень дорога, а копированию флорентийская мозаика не поддается, так как рисунки на камнях неповторимы. Помню, как-то несколько лет назад я представил свои картины на выставке изделий народных промыслов. Выставку посетила певица Мария Биешу. Ей так понравилась флорентийская мозаика, что она решила купить одну мою картину, на которой изображен зимний пейзаж. Я продал. Но как ни пытался потом сделать копию этого пейзажа, подбирая камни, ничего не получилось. Особого желания продавать мозаичные картины нет еще и потому, что некоторые посетители выставки не понимают их ценности. Недавно в НКЦ "Казань" была выставка моих работ. Подошла ко мне одна пожилая женщина и спрашивает, сколько же стоит картина. Когда она узнала, что я прошу за нее пятьсот рублей, была очень удивлена - дескать, это ведь половина моей пенсии. Так что доходов от мозаики не имею - мне приятнее дарить картины друзьям, родственникам. Литоголики - нищие люди. У меня есть друг, помешанный на мшастом малахите. Он ездит по всему белому свету - ищет, где бы его раздобыть. За малахитовый камушек с рисунком готов отдать всю свою зарплату. Так что я очень рад, что и сын, и дочь с детства не проявляли интереса к камням и к мозаике.

- Считается, что каждый натуральный камень - волшебный, с магическими и даже целебными свойствами. И только, дескать, украденные или найденные камни приносят несчастье.

- Как специалист я вам скажу, что ни один камень не обладает целебными, магическими свойствами. Этими свойствами камни наделили люди. Придумали разные легенды, что одни камни от головной боли, другие предохраняют от сглаза или приносят счастье и любовь. Так, долгое время ходила легенда, что некоторые алмазы приносят смерть. Александр Македонский якобы умер после того, как ему подарили большой бриллиант. Но, как предполагают ученые, подаренный алмаз мог быть с радием. А вообще камни - это красивые поделочные минералы. Причем искусственные камни по качеству не хуже натуральных. Единственное отличие в том, что натуральные камни имеют природные изъяны, скажем, щербины, прожилки. Сейчас в ювелирной промышленности в основном используются искусственные камни. Ну а те, кто увлекается мозаикой, отдают предпочтение натуральным, пейзажным, камням.

Валентина ПАХОМОВА

02.11.2002

www.evening-kazan.ru

Док. 578062
Перв. публик.: 02.11.02
Последн. ред.: 03.08.09
Число обращений: 0

  • Биешу Мария Лукьяновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``