В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мария Биешу: Биография Назад
Мария Биешу: Биография
Биешу Мария Лукьяновна - советская молдавская оперная певица (лирико-драматическое сопрано), педагог, народная артистка СССР.

Родилась 5 мая 1934 (по другим данным - 3 августа 1935) года в селе Волонтировка района Штефан Водэ Республики Молдавия в семье Луки Савельевича и Татьяны Степановны Биешу. Певческий талант и огромную любовь к пению она унаследовала от матери, лучшей на селе певицы. Профессионалы не раз отмечали, что у Биешу природная постановка голоса. Это вполне объяснимо, поскольку с самого детства она была окружена народной песней, а именно у народных певцов, как известно, на редкость сильно развито чувство свободного, естественного пения.

В Волонтировке она окончила школу и в 1951 году поступила на факультет агролесомелиорации сельскохозяйственного техникума в молдавском городе Леова. Здесь она активно участвовала в студенческой самодеятельности - пела, танцевала, руководила хором. После одного из художественных смотров талантливая девушка в 1955 году была принята без экзаменов в Кишиневскую государственную консерваторию в класс педагога С.Зарифьян, у которой проучилась четыре года. Еще во время учебы Биешу стала популярной в стране солисткой оркестра молдавской народной музыки "Флуераш". В 1961 году она окончила консерваторию по классу профессора П.А.Ботезат и сразу после государственных экзаменов получила приглашение в Молдавский государственный театр оперы и балета.

Успешный дебют Биешу на оперной сцене состоялся весной 1962 года, когда она спела партию Тоски в одноименной опере Д.Пуччини. В 1965-1967 годах молодая солистка молдавской оперы стажировалась в миланском театре "Ла Скала", где под руководством известного педагога Э.Пьяццы подготовила на итальянском языке партии Тоски, Аиды, Чио-Чио-сан и Леоноры в операх Д.Пуччини и Д.Верди. В этот же период она успешно выступает на международных конкурсах: стала лауреатом первого состязания вокалистов в рамках 3-го Международного конкурса имени П.И.Чайковского (1966, третья премия), блистательно победила на 1-м Международном конкурсе памяти Миуры Тамаки в Японии, где завоевала звание лауреата, первую премию, "Золотой кубок" и титул "Лучшая Чио-Чио-сан мира". После этого для Биешу началась напряженная жизнь оперной певицы мирового уровня: новые роли, премьеры, гастроли на всех континентах, грамзаписи, съемки в фильмах. Она пела на сцене Большого театра, на оперных сценах ведущих театров бывшего СССР, в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, в театрах Чехословакии, Германии, Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии, Польши, Финляндии и Австрии. Совершила концертные турне по городам Японии, Австралии, Кубы и Израиля. Выступала с сольными концертами в Рио-де-Жанейро, пела в парижском зале "Олимпия".

К певице пришел большой настоящий успех, но не все было ясным и безоблачным. Ей, человеку честному и прямодушному, пришлось почувствовать и зависть именитых коллег, и злую недоброжелательность далеких от искусства чиновников, запретивших долгосрочный контракт с "Метрополитен-опера", в труппу которого она была приглашена для исполнения 10 ведущих партий, то есть всего сопранного репертуара, на смену завершившим свою карьеру певицам.

Перечень ролей, сыгранных Биешу на оперной сцене, говорит о том, что она - выразитель единой широкой темы, темы трагической женской судьбы, пути своей героини по кругам любви, жертвенности, страданий. По нему проходят почти все ее персонажи - Флория Тоска, Чио-Чио-сан, ставшая своеобразной визитной карточкой певицы, Аида, Адриенна Лекуврер и, наконец, Норма - безусловная вершина ее оперного творчества, роль, в которой все грани личности певицы получили наиболее полное и гармоничное выражение. Биешу с блеском преодолела вокальные и драматургические трудности этой партии, создав образ величественной галлской жрицы и одновременно страдающей земной женщины. После этого спектакля на молдавской оперной сцене появились такие редко идущие оперы, как "Сила судьбы", "Бал-маскарад", "Дон Карлос", "Набукко" Д.Верди, "Адриенна Лекуврер" Ф.Чилеа, "Турандот" Д.Пуччини, главные партии в которых исполнила Биешу.

Оперная певица Биешу будто бы была создана для исполнения итальянской романтической оперы XIX века, и эти произведения преобладали в ее репертуаре. Однако он не ограничивается героинями Д.Верди и Д.Пуччини и включал в себя несколько любимых ею героинь опер П.И.Чайковского (Татьяна, Лиза, Иоланта, Кума). Для исполнения этих партий певица всегда находила особо точные и яркие средства выражения.

Биешу можно смело назвать оперной музой молдавских композиторов: все сопрановые партии начиная с 1960-х годов написаны в расчете на ее участие ("Героическая баллада" А.Стырчи, "Сергей Лазо" Д.Гершфельда, "Александру Лэпушняну" Г.Мусти).

Всего же в творческом репертуаре певицы было около трех десятков сопрановых партий в шедеврах мировой оперной классики и произведениях современных композиторов, исполненных ею на сценах лучших оперных театров мира. Среди них: Флория Тоска ("Тоска" Д.Пуччини, 1962), Татьяна ("Евгений Онегин" П.И.Чайковского, 1963), Чио-Чио-сан ("Мадам Баттерфляй" Д.Пуччини, 1963), Лиза ("Пиковая дама" П.И.Чайковского, 1965), Аида ("Аида" Д.Верди, 1966), Дездемона ("Отелло" Д.Верди, 1967), Леонора ("Трубадур" Д.Верди, 1969), Домника ("Героическая баллада" А.Стырчи, 1970), Недда ("Паяцы" Р.Леонкавалло, 1971), Земфира ("Алеко" С.В.Рахманинова, 1973), Глира ("Глира" Ш.Няги, 1974), Настасья ("Чародейка" П.И.Чайковского, 1974), Норма ("Норма" В.Беллини, 1975), Мими ("Богема" Д.Пуччини, 1977), Турандот ("Турандот" Д.Пуччини, 1979), Иоланта ("Иоланта" П.И.Чайковского, 1979), Ольга ("Сергей Лазо" Д.Гершфельда, 1980), Сантуцца ("Сельская честь" П.Масканьи, 1980), Наталья ("В бурю" Т.Н.Хренникова, 1980), Леонора ("Сила судьбы" Д.Верди, 1981), Серафина ("Виват, маэстро" Г.Доницетти, 1981), Дидона ("Дидона и Эней" Г.Персела, 1984), Рита ("А зори здесь тихие" К.В.Молчанова, 1985), Елизавета ("Дон Карлос" Д.Верди, 1985), Руксанда ("Александру Лэпушняну" Г.Мусти, 1987), Амелия ("Бал-маскарад" Д.Верди, 1989), Абигайль ("Набукко" Д.Верди, 1995).

Широк был и камерный репертуар Биешу, насчитывавший свыше 20 концертных программ и включавший произведения мировой оперной классики, старинной классической, духовной и современной музыки.

15 мая 1970 года ей было присвоено звание "Народный артист СССР".

Само звучание голоса Биешу завораживало неповторимой красотой, свежестью, полнотою звука. Биешу - певица редкой музыкальной одаренности, с безошибочным чувством музыкальной правды. Ее исполнение дышало сердечным теплом и непосредственностью выражения. Образно-эмоциональная сущность музыкальной интонации раскрывалась в пении Биешу с предельной выразительностью и яркостью. Вокал певицы не имел "пустых нот". Каждый звук, каждый изгиб мелодии становился откровением, исполненным глубоких искренних эмоций и художественного смысла.

Природа наградила Биешу помимо необыкновенного голоса и тонкой музыкальности еще и самобытным, сильным актерским талантом, соединив, таким образом, в ее личности те три главных качества, единство которых и создает настоящего оперного артиста. Ее артистическое мастерство не просто дар лицедейства.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1990 года Биешу Марии Лукьяновне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

Биешу уже давно является одним из самых видных авторитетов в вокальном мире. Об этом говорит постоянное участие ее в жюри многочисленных международных вокальных конкурсов. Заботясь о сохранении и развитии молодежью лучших традиций вокального искусства, профессор Академии музыки имени Музическу Биешу ведет вокальный класс. В 1999 году Биешу была приглашена в Японию, где провела серию мастер-классов для студентов-вокалистов.

В творческом активе певицы не только спетые ею вокальные партии, но и семь кино- и телефильмов с ее участием, а также многочисленные грамзаписи арий, песен и романсов в ее исполнении и оперных спектаклей, где Биешу пела главные партии.

Наряду с высочайшим творческим авторитетом Биешу снискала уважение как организатор. С ее личностью связаны многие важные дела и события в культурной жизни Молдавии. Она была единогласно избрана председателем Союза музыкальных деятелей страны и в этом качестве неустанно заботится о состоянии и процветании национального музыкального искусства, печется о нуждах музыкантов Молдавии. Особое внимание она уделяет музыкальной молодежи и детям. Фестиваль молодых певцов имени А.Стырчи, фольклорные фестивали, праздники детского музыкального творчества - во всем этом много личного участия и заботы Биешу. Но главное ее детище последних лет - известный ныне во многих странах фестиваль оперного и балетного искусства "Приглашает Мария Биешу". Ежегодно лучшие певцы, солисты балета, дирижеры из многих театров слетаются осенью в столицу Молдавии город Кишинев, чтобы выступить в спектаклях национальной оперы.

Депутат Верховного Совета СССР 7-11-го созывов.

Живет и работает в городе Кишинев.

Награждена советскими двумя орденами Ленина (4.05.1984, 3.08.1990), орденом Трудового Красного Знамени (1976), орденом "Знак Почета" (8.06.1960), высшей наградой Молдавии - орденом Республики (1992), медалями, Герой Социалистического Труда (03.08.1990).

Лауреат Ленинской премии (1982), Государственной премии СССР (1974) и Молдавской ССР (1968).

О Биешу сняты документальные фильмы: "Мария" (1969), "Мой голос для тебя" (1971), "Поёт Мария Биешу" (1975), "Песнь любви" (1979). По операм с её участием сняты фильмы "Чио-Чио-Сан" (1980) и "Флория Тоска" (1981).


03.08.1990

www.warheroes.ru

Док. 578076
Перв. публик.: 03.08.90
Последн. ред.: 03.08.09
Число обращений: 0

  • Биешу Мария Лукьяновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``