В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Равиль Файзуллин: Чем выше, тем сильнее дуют ветры Назад
Равиль Файзуллин: Чем выше, тем сильнее дуют ветры
Интервью "ВК"

Когда-то в беседе с народным поэтом Татарстана Равилем Файзуллиным о его творчестве я призналась, что сразу же, с первых публикаций в "Яшь ленинчы", не могла назвать его начинающим автором. А познакомившись с недавно увидевшим свет шеститомником Файзуллина, три тома которого представляют собой публицистику, убедилась в своей правоте. Вся его публицистика - это абсолютно зрелые произведения независимо от того, к какому периоду его творчества они относятся. Все они написаны богатым, сочным языком. И вообще, всему, что выходит из-под пера Файзуллина, присущи искренность, чистосердечность и какая-то особая доброта к героям. А их в книгах Файзуллина сотни: Назиб Жиганов, Баки Урманче, Наки Исанбет, Джаудат Файзи...

В минуты отдыха
- Равиль Абдрахманович, вас много лет сопровождал эпитет "самый": самый молодой член Союза писателей СССР, самый молодой делегат съезда писателей СССР, самый молодой лауреат республиканской премии имени Габдуллы Тукая, самый молодой руководитель писательской организации... Теперь этот эпитет постепенно переходит к другим. Вам не грустно?

- Что скрывать: чисто человеческая грусть всегда присутствует. А эпитет... Теперь я самый старый член правления СП (по стажу - с 1968 г.), самый старый (тоже по стажу) главный редактор журнала... Да и в конечном счете кто-то из близких, возможно, скажет: он был "самый-самый"...

- Когда вы еще были студентом, изданий было мало, молодым мало где можно было печататься. Помню, случалось, что цензура с полосы снимала ваши стихи... У вас достало воли и уверенности, раз смогли выбиться в лидеры. А каково сейчас молодым - писателям, поэтам?

- Думаю, что и сейчас не легче. Вроде изданий много, печататься есть где, свобода слова, пиши что хочешь... Но нет самого главного - нет острой востребованности литературного слова. Самая читающая страна постепенно превращается в смотрящую телевизор, в играющую. Разные игровые автоматы, казино. Меньше становится людей читающих, особенно классику. Слово "писатель" по значению постепенно превращается в слово "пишущий" (writer - райтэ, англ.). А ведь когда-то считалось, что поэт в России - больше, чем поэт...

- В XIX веке и не только у татар были меценаты, которые строили мечети, медресе и содержали их. Поэтому и считал Ленин татар очень грамотной нацией. Нынешний год президентом Шаймиевым объявлен годом литературы и искусства в Республике Татарстан. Как вы считаете, в этом году могут появиться у татар меценаты, способные заметно повлиять на состояние нашей литературы и искусства?

- Действительно, без меценатов Хусаиновых, Юнусовых, Акчуриных, Рамиевых трудно представить духовное прошлое татар. В советское время традиции меценатства были напрочь выкорчеваны. Нынешние ловкие богачи, появившиеся в момент передела общенародного добра, нравственно не готовы к меценатству в настоящем смысле этого слова. Они пока могут просто спонсировать разные спортивные, развлекательные программы, поощрять так называемых "звезд" эстрады... А жаль! Могли бы открыть, скажем, частные школы, опекать талантливых детей... А что касается участия нынешних миллионеров в программе по развитию культуры (в российских национальных проектах, странно, нет такой программы, объявление у нас года литературы и искусства в какой-то степени заполняет этот пробел), я особой надежды на это не возлагаю. Хотя в высших кругах республики витает идея создания клуба интеллектуалов с привлечением крупных бизнесменов и руководителей донорских предприятий.

- Вы известны как мастер коротких форм - одностишие, двустишие, трехстишие... Вы окончательно утвердили, если можно так сказать, гражданское право коротких форм. Я видела даже выставку художника Ахсана Фатхутдинова, более 50 работ, где выгравированы на дереве ваши короткие стихи...

- Иногда гравируют и на надгробных камнях...

- Вот вышел юбилейный - тысячный номер редактируемого вами журнала "Казан утлары". Номер получился интересный, продуманный. Вы давно ведете этот журнал, скажите несколько слов о нем.

- Спасибо за добрые слова. Журнал, пожалуй, самое главное в моей трудовой деятельности. Кажется, и трудовую деятельность я заканчиваю здесь. Горжусь, что из его 1000 номеров 200 подписаны мною. "Казан утлары" - это своеобразная духовная летопись нашего народа, один из самых престижных журналов страны. Он, например, гораздо старше таких журналов, как "Новый мир", "Дружба народов", "Наш современник", и тиражом превосходит их. Нет в России другого литературного журнала, у которого вышел тысячный номер.

- Только что увидели свет шесть томов ваших произведений. Кажется, из наших поэтов у вас у первого? И как, вы довольны?

- Доволен и благодарен судьбе. Но не только счастлив, а встревожен: какова будет участь книг, и не только моих? Мы же с вами из книжного поколения! А теперь происходит девальвация ценностей. Каково будет место художественного слова в обществе? Хочу, чтобы мои книги попали в добрые руки отзывчивого читателя, чтоб от него они перешли к будущим поколениям.

- Кстати, в магазинах шеститомника я не обнаружила... А вообще, мне кажется, что в настоящее время ваша публицистика более востребованна, чем стихи. Чем вы это объясняете?

- Стихи - не для всех. Половина томов - публицистика, я рад этому. Если она касается важных проблем, значит, она жизненна. Сейчас в обществе много актуально-насущных проблем. Скажем, проблемы воспитания подрастающего поколения. Я как человек прошлого века еще не потерял веру в силу Слова, я вызываю читателя на разговор. А когда я писал "крамольные" стихи, я хотел пробудить читателя к новым деяниям...

- Да, сейчас многое изменилось. И как вам теперь живется?

- Чем живу? Работой, семьей, спортом. Работа - это прежде всего журнал. В связи с выходом тысячного номера было много хлопот. Сейчас готовим книгу-антологию, куда войдут лучшие публикации журнала прошлых лет. Отдыхаю я с сыном, младшим. Ему уже пять лет. Научился читать. На улице, кажется, прочитали уже все вывески, рекламные щиты. Алла бирса, подрастает еще один читатель моих книг!

- А старший что из себя представляет?

- Он уже взрослый мужчина. Рад, что и ему не чужды духовные проблемы родного народа. Живет и работает в Москве.

- Помнится, в недавнем прошлом вы в день своего рождения ставили своеобразный рекорд, проплывая по Казанке чуть ли не десятки километров? А как с этим обстоит сейчас?

- Какие там десятки?! Просто проплыл по Казанке от компрессорного завода до Кировской дамбы. Есть желание повторить дистанцию.

- А когда вы пишете?

- Когда урываю время. Собственно, мне теперь юношеская спешка ни к чему. Оставаться на своей высоте - тоже нелегко. Чем выше, тем сильнее дуют ветры...

- Помнится, вы с первого номера "Вечерней Казани" начали в ней печататься...

- Да, регулярно выходили литературные полосы. Это были славные времена и для поэтов, и для переводчиков. Да, были...

Саима ИБРАГИМОВА

www.evening-kazan.ru

26.07.2006

Док. 578688
Перв. публик.: 26.07.06
Последн. ред.: 04.08.09
Число обращений: 0

  • Файзуллин Равиль Абдрахманович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``