В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наум Клейман: `Как можно складировать музей? Это значит его убить` Назад
Наум Клейман: `Как можно складировать музей? Это значит его убить`
Московский Музей кино, в воскресенье закрывающий свой сезон, осенью может уже не открыться. Корреспондент "Известий" МАРИЯ КУВШИНОВА попросила прокомментировать эту ситуацию директора музея, киноведа НАУМА КЛЕЙМАНА.

- Правда ли, что Музей кино закрывается?

- Еще не закрывается, но, опасаюсь, может закрыться. В общем, это серьезно. Если акции Союза кинематографистов России будут проданы владельцам Киноцентра, нам скорее всего будет предложено эвакуировать - складировать - фонды музея.

- Куда складировать?

- Этого никто не говорит. Как можно складировать музей? Это значит просто его убить.

- Ситуация длится уже много лет, музей продолжает существовать...

- Союз кинематографистов России все обещал, что помещения отсудят. Вариант с продажей акций Союза Киноцентру возник совсем неожиданно. Мы не хотим даже здесь оставаться. Если нам дадут другое помещение, мы с радостью отсюда уйдем. С радостью. Находиться между стрип-баром и сауной... Приехал посол Японии с женой, охрана казино не пропустила его машину, дипломатическую, с национальным флажком на капоте. То же самое было с послом Бразилии. По "Эху Москвы", явно с подачи наших "соседей", прошла информация (вернее, дезинформация), будто мы не платим коммунальные платежи, - что, конечно, неправда. Полтора года назад на Берлинском кинофестивале Михаил Ефимович Швыдкой публично обещал на пресс-конференции, что Музей кино через три года получит в Москве собственные помещения. Прошло время - и об этом обещании больше не было сказано ни слова. А ведь это обязанность Министерства культуры - обеспечивать государственные музеи нормальными условиями работы. Но создается впечатление, что от нас отмахиваются, как от мух.

- Весной вы собирались встречаться с чиновниками Министерства культуры...

- Меня так и не принял Швыдкой - может быть, потому, что сейчас Федеральное агентство по культуре и кинематографии еще не совсем знает свое штатное расписание. Якобы 3 июня утвердят структуру и должностные инструкции чиновников агентства, тогда они будут знать, кто чем распоряжается.

- Каков худший сценарий развития событий?

- Или нам прикажут действительно эвакуироваться, или решатся платить новоявленным хозяевам полмиллиона долларов за аренду помещение. Не лучше ли тратить бюджетные деньги на строительство нового здания (или реконструкцию старого) для Музея кино?

- Кто может вам приказать?

- Новые собственники, к которым здание Киноцентра вот-вот может целиком перейти.

- Когда будет известно, кто контролирует здание?

- Мы этого не знаем. Нам говорят, что идут переговоры по поводу продажи акций российского Союза кинематографистов. Насколько я понимаю, даже члены Союза ничего не знают. Официально нам еще не приказывали складироваться, но скорее всего прикажут. Мы - Н.С. Михалков как президент Фонда культуры, В.Н. Наумов как президент Киноакадемии, К.А. Лаврентьев от СК России и я, как директор Музея кино, - обратились с письмом в Министерство культуры к Александру Сергеевичу Соколову, он переслал его в бывшее Госкино. Пока мы можем противопоставить всем планам по "сворачиванию" Музея кино общественное мнение. Потому что, если нас "съедят", поздно будет плакать.

- Вы рассчитываете только на государство?

- Если будет государственная поддержка хотя бы на 10%, то все остальное можно набрать из частных средств, благотворительных фондов и т.д. Мы же государственный музей. Если бы мы были общественной организацией, мы бы вопили, взывали к спонсорам... Но это министерство, которое содержат налогоплательщики, должно прежде всего заниматься такими вопросами, как здания для музеев и их нормальное функционирование. Это их прямая обязанность. Время нормативного "руководства" культурой, надеюсь, миновало.

- Насколько корректно сравнение, которое появилось в последнее время в прессе: ситуацию вокруг Музея кино сопоставляют с закрытием парижской Синематеки в 1968 году?

- Вышел фильм Бертолуччи "Мечтатели", первая сцена которого - демонстрация в защиту французской Синематеки и ее создателя Анри Ланглуа. С этой демонстрации начались волнения молодежи, вскоре ставшие "революцией 1968 года". У нас революции не будет - другая страна, другие люди, другие обстоятельства. Два года назад, когда "акционеры" Киноцентра незаконно отключили нас от энергопитания, я приводил этот же пример. Сейчас наши зрители (в основном молодые) очень волнуются из-за перспективы потерять возможность ходить в Музей кино, некоторые горячие головы хотят идти протестовать, устраивать пикеты. В любом случае я ребят сдерживаю. Не дай бог еще, чтобы все вылилось в какие-то беспорядки.

- Вы считаете, что статус Музея кино сравним со статусом тогдашней парижской Синематеки?

- Я не хочу сравнивать себя с Ланглуа, хотя парижскую публику вполне можно сравнить с нашей - она компетентна и полна настоящего энтузиазма, любви к подлинному кино и культуре в целом. Могу точно сказать: другого такого места, где люди могут нормально посмотреть подобного рода кино, в Москве, к сожалению, нет.

Кому должен Музей кино?

Здание Киноцентра на Красной Пресне, в котором находится музей, было построено в 1989 году для Союза кинематографистов. В 1992 году при акционировании Киноцентра СК РФ получил 32% акций. Позднее СК неоднократно пытался увеличить свой пакет акций до контрольного за счет акций союзов бывших советских республик, настаивая на том, что их участие в акционировании было номинальным. Музей кино тогда был зарегистрирован как общественно-государственная культурно-просветительская организация: учредителями выступили СК РФ, союзы бывших советских республик, Госкино и Министерство культуры. В 1993 году СК РФ оформил права собственности на Киноцентр в Москомимуществе. В 1998 году уже МЗАО "Киноцентр" оформило Киноцентр в частную собственность. Судебные разбирательства между МЗАО и СК продолжались несколько лет, СК суды проигрывал, а побеждавшее МЗАО требовало от музея арендной платы, а также возвращения части площадей, занимаемых незаконно (по договоренности с СК Музей кино получил площади безвозмездно). Российская и международная общественность не раз обращалась в Министерство культуры и к президенту Владимиру Путину с просьбой решить проблему уникальной российской синематеки, ставшей заложницей чужих имущественных интересов.

"Когда договора нет, а музей заигрывает с общественным мнением, но не платит за содержание помещений, то наступает момент, когда даже союзники превращаются в противников"

Сергей Шокин, генеральный директор "Киноцентра":

- Трудно давать комментарий, потому что мне ничего не известно. Мы ничего не знаем по поводу передачи акций СК. Никаких официальных заявлений по этому поводу не было. "Киноцентр" - закрытое акционерное общество, любые операции с акциями должны совершаться внутри ЗАО. Акционерами "Киноцентра" являются СК бывших союзных республик, в том числе и СК России - у него 32%. Пока с акциями ничего не происходит, новых акционеров нет, хотя в принципе это возможно. Полтора года назад ЗАО предложило Музею кино различные варианты оформления отношений, тем более что суд признал, что музей без всяких оснований находится в здании. Сначала он был структурным подразделением "Киноцентра", потом трансформировался в государственное учреждение культуры. Юридическая связь с нами была утеряна. Полтора года назад мы предложили различные формы отношений - договор аренды, пользования, вплоть до нового воссоединения, чтобы музей снова стал нашим структурным подразделением. С нами никто не вел переговоров. Мы объясняли: заключение договоров на руку в первую очередь музею, потому что официальный арендатор защищен юридически. Когда договора нет, а музей заигрывает с СК, с Министерством культуры, с общественным мнением, но не платит за содержание помещений, то наступает момент, когда даже союзники превращаются в противников. Полтора года назад к нам не прислушались. Больше мы с ними не связывались. Если Музей кино хочет закрепиться в этом здании, он должен заключить цивилизованное соглашение, а не обращаться на новостные ленты.


05.06.04
МАРИЯ КУВШИНОВА
izvestia.ru

Док. 578808
Перв. публик.: 05.06.04
Последн. ред.: 04.08.09
Число обращений: 0

  • Клейман Наум Ихильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``