В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Этот фестиваль кинокультуру ставит во главу угла` Назад
`Этот фестиваль кинокультуру ставит во главу угла`
На открывающемся в Венеции кинофестивале Россию будут представлять не только Кира Муратова и Светлана Проскурина, но и знаменитый киновед и исследователь, директор московского Музея кино Наум Клейман. Он будет членом малого жюри, а также получит специальный приз от принца Венецианского в поддержку Музея. Об этом с Наумом Клейманом побеседовал Антон Долин.

- Какую поддержку окажет Музею кино Венецианский фестиваль?

- Во время Московского фестиваля здесь побывал директор фестиваля Венецианского Марко Мюллер и выразил Музею кино свою письменную поддержку, а спустя какое-то время поговорил с не так давно образованным фондом принца Венеции Эмануэле Филиберто Савойского - наследного принца, которого надо называть "Его Королевское Высочество". Этот фонд направлен на поддержку культуры, его премия очень престижна; вручают ее во время Венецианского фестиваля людям разных профессий, и в этом году фонд присудил ее директору Музея кино в Москве. Кроме того, нам будет вручен чек на 40 000 евро в поддержку деятельности музея, для строительства его нового здания. Михаил Ефимович Швыдкой, на словах соглашаясь с тем, что Музею кино необходимо собственное здание, не издал пока ни одного официального документа на эту тему; с настойчивостью, достойной лучшего применения, он ставит вопрос только о том, чтобы мы оформили арендные отношения с акционерным обществом "Киноцентр". У музея есть два договора с ЗАО - о разделении баланса площадей в здании и о частичном обмене площадями. Вот только "Киноцентр", получив свое свидетельство о собственности на здание, вдруг отказался признавать эти договоры, объявив их задним числом "юридически ничтожными". Где гарантия, что он будет соблюдать новые договоры? Но Михаилу Ефимовичу почему-то не терпится платить большие деньги.

- Что за деньги и кто их будет платить?

- Якобы Министерство культуры. Мы в прошлом году получили копию проекта договора об аренде, направленного "Киноцентром" в Минкультуры, - ЗАО требует 500 000 долларов в год. И, кажется, министерство готово согласиться на эти условия. А сколько лет должна длиться аренда? Миллионы долларов лучше вложить в новое здание! Аппетиты же акционеров государство вполне могло бы укротить, исходя из существующих законов РФ.

- 40 000 евро - большие деньги, но для нового музея их явно недостаточно.

- Мы уверены, что это - лишь первый взнос. Сейчас создается фонд поддержки Музея кино, в который мы будем набирать средства и в нашей стране, и за рубежом. Я понимаю, что государство не может полностью взять на себя все расходы - ведь нужно не только строить (или перестраивать) музейное здание, но и закупать для него новое оборудование. Надо ведь сделать не унылую анфиладу с застывшими картинками и восковыми фигурами, а музей современный, интерактивный, рассчитанный на молодежь. У нас есть своя концепция, по содержательности она, на наш взгляд, не уступает тем киномузеям, которые работают в Лондоне, Берлине, Франкфурте, Турине...

- Моральная поддержка, наверное, не менее важна, чем материальная?

- Конечно! Венецианский фестиваль - один из самых авторитетных в мире, он отличается от Каннского и Берлинского тем, что всегда был больше направлен на эстетическую сторону кино, а не на рыночную. Этот фестиваль ставит кинокультуру во главу угла. Все-таки это первый, самый старый фестиваль мира, и его поддержка для нас вдвойне ценна. Я убежден, что и наши, и зарубежные доброхоты поддержат инициативу принца Савойского.

- Как, по-вашему, меняется облик и политика Венецианского фестиваля после прихода нового директора - Марко Мюллера?

- Морица де Хадельна я знаю только по Берлину - я не был в Венеции, когда он управлял фестивалем. Де Хадельн, безусловно, сильный профессионал, у него есть своя фестивальная концепция, свои (немаловажные) связи, своя команда. Но и Марко Мюллер с его опытом руководства фестивалями в Турине, Пезаро, Роттердаме и Локарно далеко не дилетант, это один из самых творческих директоров. Он всегда ищет новые пути, умеет сочетать стабильность и риск, даже ретроспективы на его фестивалях всегда были неординарны. Марко очень не банально мыслящий человек, необычайно энергичный, самоотверженный, с безошибочным чутьем и вкусом, а главное - трогательно любящий настоящее кино!

- А что вы думаете о своей миссии как члена жюри короткометражных фильмов?

- В 1991 году я был в Венеции в большом жюри - вместе, кстати говоря, с Джоном Бурманом. Теперь он стал президентом большого жюри, а я оказался внутри короткометражного. Такой вот цикл. В нашем жюри будут опытный монтажер из Франции, молодая женщина-режиссер из Италии и я, историк кино из России: так Марко Мюллер обеспечил три разных подхода. Возможно, у нас будут разные представления о коротком метраже, но это как раз - гарантия объективной оценки конкурсной программы, условие своего рода демократического, а не догматического "единства в многообразии".

Следом за Эйзенштейном

Наум Ихильевич Клейман родился в Кишиневе 1 декабря 1937 года. Во время войны с семьей был в эвакуации, затем в ссылке в Сибири. После реабилитации в 1956 году поступил на киноведческий факультет ВГИКа, затем работал в Госфильмофонде СССР. С 1967 по 1985 год - научный сотрудник музея-квартиры Сергея Эйзенштейна. В 1989 году возглавил московский Музей кино, получивший в 2002 году статус государственного. Один из ведущих в мире специалистов по творчеству Эйзенштейна, издатель и комментатор его трудов, организатор выставок. Клейман участвовал в жюри крупнейших фестивалей мира, он - кавалер множества орденов, лауреат премий, среди которых премия ФИПРЕССИ и `Феликс`.

31.08.2004
Gzt.Ru

Док. 578816
Перв. публик.: 31.08.04
Последн. ред.: 04.08.09
Число обращений: 0

  • Клейман Наум Ихильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``