В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наум Клейман: `Свободе нужно учиться` Назад
Наум Клейман: `Свободе нужно учиться`
Синематека предлагает вниманию читателей беседу с Наумом Клейманом, директором Московского Музея Кино. Один из ведущих киноведов России, крупнейший специалист в мире по наследию Эйзенштейна и выдающийся культуртрегер рассказал о своем отношении к российскому кинопроцессу, обрисовал концепцию "второго круга" кинопроката и объяснил, почему так сложно быть свободным.

О современном кино

Увы, я почти не вижу его, но не потому, что игнорирую. Есть поля, от которых я сознательно отказался. Так, я не включаю телевизор: телевидение откровенно делает ставку на определенный тип зрителя, к которой я по воспитанию и убеждениям не отношусь. Поэтому (ради душевной гигиены) избегаю контактов с "многоуважаемым ящиком". Из-за этого самоограничения не знаю не только целый пласт нашего кино, сделанного для показа по телевидению, но и пропускаю немногие трансляции действительно важных новых фильмов. А в кинотеатры или в Дом кино трудно вырваться из-за вечерних кинопоказов Музея кино - тех ретроспектив, тематических циклов или панорам отечественного и зарубежного кино, которые раньше организовывались в наших залах в Киноцентре на Пресне, а теперь регулярно идут в Центральном Доме художника, часто в кинотеатре "Художественный", иногда в других залах. Да и сама организация их (включая предварительные просмотры с кассет и DVD) занимает много времени, так что практически нет времени на выход в кинотеатры. Ранее режиссеры сами приезжали к нам - не только игровики (в Музее кино обсуждали свои работы Алексей Герман, Глеб Панфилов, Андрей Звягинцев, Алеша Попогребский с Борей Хлебниковым, Илья Хржановский), но и лучшие документалисты, аниматоры. В последнее время я почти не видел новых российских фильмов. Еще, правда, несколько исключений. На Мосфильме в начале года Петр и Мира Тодоровские пригласили меня на просмотр только что законченной ими Риориты - фильм оправдал мои ожидания и давнюю любовь к прекрасному человеку. Мне весьма близко то, что делают отец и сын Германы (с нетерпением жду фильма Алексея-старшего и вырвусь на него во что бы то ни стало). Очень люблю "метафизику" Андрея Звягинцева, которого многие наши критики, к сожалению, просто не хотят понять и принять. В свою очередь я не разделяю их энтузиазма по поводу Острова Павла Лунгина. Каждый фильм Павла Костомарова и Антуана Каттина для меня - открытие, потрясение и радость. Не пропустил пока ни одной картины Александра Сокурова. Мой друг Андрей Хржановский показал мне по традиции перед завершением монтажа - "на честный отзыв" - свой фильм о Бродском (Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на родину), по-моему, замечательный. Это чрезвычайно любопытный феномен - петербургское кино, сделанное коренным москвичом. Андрей поразил меня тем, как сумел передать в фильме атмосферу города и времени Бродского. Мне кажется, это удачная попытка создания исторического фильма в жанре "кинопортрета" и в методе коллажа - с использованием самых разных выразительных средств, возможных в кино (там сочетаются игровой, документальный и рисованный пласты). Фонд Бродского долго предъявлял какие-то претензии, и это, увы, задерживало встречу фильма со зрителем....


3 марта 2009
Виктор Зацепин
www.cinematheque.ru

Док. 578842
Перв. публик.: 03.03.09
Последн. ред.: 04.08.09
Число обращений: 0

  • Клейман Наум Ихильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``