В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пенза прощается с Борисом Зубковым Назад
Пенза прощается с Борисом Зубковым
Сегодня, 17 сентября, Пенза прощается с Борисом Федоровичем Зубковым - последним первым секретарем Обкома КПСС, последним руководителем нашей области советской эпохи, бессменным лидером пензенских большевиков в последние 15 лет. Он умер в минувшие выходные, не дожив чуть более месяца до своего семидесятилетия. Тело его выставлено для прощания в здании Областной филармонии. Вынос - в час дня.

Что это был за человек? Автору этих строк довелось встречаться с ним, наблюдать его работу, его подходы в общении с людьми лишь на достаточно позднем отрезке его жизненного пути. Может быть, поэтому, при воспоминании о нем, в памяти в первую очередь встают знаменитые слова рыцарственного короля Франциска I, произнесенные им после битвы при Павии: "Все пропало - лишь честь осталась!"

К руководству областью Борис Федорович Зубков пришел в переломный момент отечественной истории - в конце 80-х годов XX столетия. Можно предполагать, что он и сам видел и понимал недостатки, которые были свойственны тогдашнему строю: зарегламентированность, подчиненность догмам, бюрократическое самодовольство, исчерпание стимулов к развитию. До сих пор вспоминаются те партийные конференции, которые проходили с его участием: переполненный народом актовый зал Дома политпросвещения (так тогда называлась нынешняя Филармония), расфуфыренный президиум, и он, появляющийся с крохотным опозданием откуда-то сбоку, в неброском пиджачке, с рукой в кармане, чуть сутулый, напоминающий чем-то даже запоздавшего ученика, и его чуточку саркастический голос в наступившей тишине: "Ну, что? Все собрались? Вижу, вижу, вот, и генерал здесь... Что ж, давайте начинать!" - садился с краю, казался самым незначительным рядом со своими коллегами по президиуму, многие из которых полной ложкой черпнули благодатей прежнего режима и уже примеривались к новому...

Он не был "крепким хозяйственником", как многие другие "первые" той поры, он был идеологом. Он не искал, как бы "встроиться" в новые реалии; очевидно, он верил, что советский строй можно модернизировать на базе социалистических идеологических установок, и готов был за это бороться.

Его "Павией" стал август 1991г., и с той поры, чувствуется, сбережение чести партии стало для него главным делом оставшейся жизни. Он не пошел в новую номенклатуру, не подался в чиновники (хотя, наверное, возможностей для этого у него была масса), не поступился ни одним принципом, он безжалостно выгонял тех, в ком видел хоть какую-то склонность к отходу от идеала, к компромиссу.

Можно много рассуждать о плюсах и минусах этой позиции. Бесспорно одно: это была достойная позиция. Борис Зубков в Пензе сберег честь своей партии. Наверное, в наше время это - очень важно.

Надо полагать, что пензенские "эксперты и аналитики" уже гадают над тем, кто заменит его на посту вожака пензенских большевиков. Трудно строить прогнозы. Есть Н.Васильчикова, долгие годы работавшая бок о бок с Борисом Федоровичем, есть молодой коммунист Владимир Симагин, являющийся членом ЦК КПРФ, есть секретарь райкома Л. Мартынова - человек с громадным опытом кадровой работы. Очевидно, есть и другие кандидатуры, ответ же на вопрос, кто заменит Б.Ф.Зубкова на посту первого секретаря, может дать лишь время и выбор членов КПРФ.

Мнение редакции "Пенза-Онлайн" не всегда совпадает с мнением авторов статей.

17/09/07
Павел Курень
Larson@penza-online.ru

Док. 579001
Перв. публик.: 07.09.07
Последн. ред.: 05.08.09
Число обращений: 0

  • Симагин Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``