В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Целенаправленность Назад
Целенаправленность
Двукратный чемпион СССР, чемпион мира, чемпион Олимпийских игр (Монреаль-76) Анатолий Быков Тренеры: заслуженные тренеры Казахстана и СССР Виктор Ермаков и Хаис Аккалиев

Алматинец Анатолий Быков своеобразно отметил получение школь-ного аттестата зрелости. В половине десятого вечера по-английски ушел с выпускного бала, а ровно в десять уже спал. Режим!
Он всегда отличался большой недоверчивостью, этот Толя Быков. Приходилось доказывать. Тренер Виктор Ермаков обучал его партнера защитным действиям, а затем говорил Анатолию:
- Ну, теперь атакуй, как считаешь нужным...
Атака захлебывалась. Быков соглашался с тренером, что защищаться нужно именно так, а не этак...
Они долго не могли найти золотой середины. Быков то прятался за стеной недоверия, и ее приходилось пробивать целенаправленными тре-нерскими залпами, то так привыкал к советам наставника, что не мог без них обходиться и во время схваток.
- В 1970 году он стал победителем всесоюзного первенства общес-тва "Локомотив" и чемпионом страны среди юношей, - вспоминал Ермаков. - А в следующем году я решил перестроиться, решил, что на ковре он должен забывать обо всем, в том числе и обо мне. Ни одного совета не дал ему. Юношеское первенство страны он проиграл. Злой, не глядит на меня и молчит...
Но Быков не только молчал. Он еще и тренироваться начал так, что приходилось выпроваживать его из зала. Прикидку к первенству мира среди юношей 1971 года он уверенно выиграл, а затем и чемпионом стал. Даже тяжелая травма руки не смогла его остановить. Скептичный Ерма-ков говорил ему: "Выиграть юношеское первенство - не фонтан. Что не скис после вывиха руки - молодец! Но думать нужно о взрослом чем-пионате мира. Это цель!"
Работал в составе комплексной научной группы при сборной страны врач-психиатр Анатолий Васильевич Алексеев. Внимательным был этот спокойный, немногословный человек. Видел то, что не лежало на по-верхности. Часто с Быковым беседовал, интересовался его планами, спо-рил с ним, соглашался и снова спорил. И вот однажды Алексеев сказал Ермакову:

- Я не убежден, Виктор Михайлович, что вы поступаете правильно, нацеливая Толю только на победы.

- Мне что же на поражения его нацеливать? - удивился Ермаков.

- Не знаю, не знаю, - раздумчиво сказал Алексеев. - Разговоры только о чемпионстве, о победах взвинчивают в нем и без того высокое чувство ответственности. Он очень серьезный, очень целенаправленный человек. С ним нужно как-то помягче, нужно беречь его психику, не сто-ит перегружать ее.
Ермаков задумался. От традиционной вечерней прогулки с Быковым отказался. Сослался на головную боль. Кто ищет, тот находит. Нашел и Ермаков.
- О победах, о результатах я теперь даже не заикался. Говорили мы только о манере борьбы, о том, что разумный риск - основа красивой зрелищной борьбы... И произошло чудо: результаты стремительно пошли вверх. Расковался Толя, появилась в схватках острота, блеск, уве-ренность... Я по сей день с благодарностью вспоминаю доктора Алексеева...
После победы Быкова на молодежном чемпионате мира, после того как Анатолий стал членом взрослой сборной СССР, Ермаков вспомнил "старое":
- Толя, ты будешь бороться на турнире в Болгарии. Там нужно вы-ложиться, отдать все, что есть в тебе! Прежде всего нужны победы над двумя борцами: чемпионом мира 1973 года болгарином Иваном Колевым и олимпийским чемпионом Витезславом Махой из Чехословакии. Они, Толя, лидеры твоего веса. Победить их - это значит...
На этот раз Ермаков не щадил психику борца. Бывают периоды, ког-да этого не следует делать. Быков победил обоих ассов, но...
Если бы в спорте все можно было программировать!.. Чемпионат СССР 1974 года Быков закончил на... 11-м месте. Проиграл всем.
- Я просто растерялся, - признавался Ермаков. - Запал у парня погас. Веса не хватает. Борется в 74, а весит 70. Мощи нет, чтобы про-бить защиту соперников. Бьется об них и проигрывает. А я не знал, что посоветовать...
Пришли они поздно вечером домой к тренеру. Сидели на кухне и го-ворили о многом.
- Анатолий, плохо наши дела складываются. Может, кроме меня, бу-дешь писать тренером еще кого-нибудь - авторитетного человека?
- Не думал я, Виктор Михайлович, что вы мне такой совет дадите, - тихо сказал Быков.
- Я взрослый человек, повидал жизни. Тренер иногда обязан дать и не самый лучший совет...
- Но я не обязан ему следовать...
- Не обязан, это правда... Значит, не было этого разговора. Значит, работаем, как и работали?..
Анатолий начал тренироваться так, что Ермаков просил врачей кон-тролировать борца после каждой тренировки. Они давно перешли "зву-ковой" барьер нагрузок, а Бьгков все увеличивал и увеличивал "объемы". Приближалась Спартакиада народов СССР 1975 года. Турнир борцов классического стиля должен был состояться в Алматы. Понятно, с какой тщательностью готовилась к нему сборная Казахстана. Готовился и Бы-ков. Олимпийский чемпион Валерий Резанцев сказал о нем тогда: "Рядом с Быковым температура воздуха заметно повышается... Пышет парень жаром, вот вспомните меня, разметает он всех..."
За полтора месяца до спартакиадных финалов Быков заявил своему тренеру:
- Я женюсь...
- Когда? - оторопел Ермаков.
- Через две недели.
- Ты с ума сошел!
- Все, которые женятся, - сумасшедшие?
- Да, да, все, которые женятся за месяц до Спартакиады, - закон-ченные сумасшедшие!.. Ведь ты так готовился!.. Свадьба, новая семья - неужели нельзя подождать месяц?
- Нельзя! - зло ответил Быков и ушел из зала.
Заслуженный тренер СССР В. Ермаков: "Представляете ситуацию? Представляете одновременную подготовку к свадьбе и Спартакиаде?! Я ночь не сплю, мучаюсь, а он на следующий день приходит в зал и, как ни в чем не бывало, начинает тренироваться. Проходя мимо меня, вроде нев-значай, спрашивает: "А после Спартакиады придете на мою свадьбу?.."
VI Спартакиада народов СССР - первое место. Чемпионат мира -первое место. У Витезслава Махи выиграл со счетом 8:2, а в финале "наг-радил" тремя предупреждениями за пассивность болгарина Янко Шопо-ва. Чистая победа.
Автору этих строк посчастливилось увидеть борьбу Быкова на олим-пийском ковре Монреаля. Мощной была эта борьба. Начал он просто: выиграл 25 сухих баллов у западногерманского спортсмена Карла-Хайнца Хельбинга. После третьего предупреждения Хельбинга сняли с ковра...
За два месяца до Олимпиады Быков, который всегда бросал прогибом влево, вдруг начал бросать вправо. Переучивание - дело непростое, а пе-ред ответственным стартом - просто опасное. Но Ермаков и второй тренер Быкова Хаис Аккалиев молчали. Доверяли. Чемпион Венгрии Михай Тома знал, что Быков бросает влево и остерегался именно этого, а соперник бро-сил вправо. Тома подумал, что он что-то перепутал и вошел в левый захват - полетел влево. Когда счет был 9:0, Тома получил третье предупреждение.
Стойкий румын Георге Чиоботару продержался всю схватку, но три балла проиграл. После четырех кругов у Быкова, отдыхавшего в третьем круге, было одно штрафное очко. Появились основания надеяться на "круг избранных".
Последующие события чуть не перечеркнули все эти надежды. Тре-неры ошиблись с подсчетом вызываемых на ковер пар и Быкову, кото-рый собирался бороться позже, пришлось выйти на поединок без раз-минки. Клаус-Петер Гепферт из ГДР сразу "убежал" вперед, повел в сче-те. "Всю схватку я его догонял. Было у него два предупреждения. За 10 секунд до гонга я сбил его вниз, а он выбросился за ковер. Мне дали балл, а Гепферту - третье предупреждение и сняли со схватки".
В финале встреча со старым знакомым - Витезславом Махой. "Борь-ба была спокойной. Маха, очевидно, не верил в свой выигрыш, а мне не было смысла разубеждать его в этом. 8:2".
Так Анатолий Быков стал олимпийским чемпионом.
В борьбу за вторую олимпийскую путевку он по-настоящему вклю-чился лишь в 1980 году. Стал чемпионом страны, хотя менее года назад оказался на больничной койке с тяжелой травмой. Чуть подлечившись, он бегал кроссы по периметру больничной ограды, пугая лекарей, "бо-ролся" с деревьями в том же больничном саду, старался сохранить спортивную форму. Он все же вышел на олимпийский ковер Москвы-80. Семь схваток, но, увы, только шесть побед. Проиграли ему могучие пар-ни - Янко Шопов и Витезслав Маха. А венгр Ференц Кочиш выиграл. "Усталость какая-то невероятная меня сковала. Боролся с нею и Кочишем. Проиграл."
Рассказ о заслуженном мастере спорта, чемпионе мира, обладателе золотой и серебряной олимпийских медалей Анатолии Быкове будет не-полным, если не вспомнить еще одного человека, сыгравшего в его судь-бе громадную роль.
Александра Трофимовна Коваленко всю жизнь работала швеей. Во время войны сберегла троих своих детей и семью родственников поддер-жала. Анатолий никогда не видел свою бабушку без дела. Не научилась она отдыхать.
Бабушка приходила на тренировки, беседовала с Виктором Михайло-вичем Ермаковым, но в спортивные дела внука особо не вмешивалась. Но когда парень вдруг увлекся самбо, Александра Трофимовна восстала: "Возвращайся немедленно в "классику"! (бабушка так и говорила - "классика"). Это не дело бегать из зала в зал!"
- Я возвратился, - вспоминая этот случай, смеялся Быков. - И стал олимпийским чемпионом. Когда приехал из Монреаля, бабушка сказала мне: "А что я тебе, внучек, говорила?! Непутевая головушка, в самбо хо-тел убежать!.."
У Толиной бабушки есть несомненные заслуги в развитии казах-станской школы греко-римской борьбы.


www.prosportkz.kz

16.08.2008

Док. 579536
Перв. публик.: 16.08.08
Последн. ред.: 06.08.09
Число обращений: 0

  • Быков Анатолий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``