В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О певческих голосах и вокальном искусстве Назад
О певческих голосах и вокальном искусстве
Цель настоящей статьи - популярно довести до читателя самые простые сведения из области вокального искусства, а также приоткрыть дверь в Тайны и возможности человеческого голоса.

Органом пения у нас являются две голосовые связки, которые издают звук как струны у музыкальных инструментов. Началу любого звукоизвлечения предшествует смыкание голосовых связок.

Прорыв внутреннего воздуха через голосовую щель заставляет связки вибрировать, приводя в колебание воздух, находящийся выше них.

Частота звуковых колебаний зависит от длины и напряжения голосовых связок, шепот возникает при несмыкании или полном смыкании голосовых связок.

Резонатором и усилителем звука у музыкальных инструментов является корпус, а у человека таким резонатором является грудь и головные пазухи. Поэтому у человека два регистра - высокий головной и низкий грудной, где усиливается и окрашивается обертонами издаваемый звук. Обертон - призвук, дополнительный тон, придающий основному тону особый оттенок или качество звучания. Обертоны, т.е. добавочные тоны, формируют тембр и красоту голоса. Тембр образуется в резонансной части голосового аппарата, по тембру голоса мы отличаем друг друга.

Певческий голос формируется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей каждого человека. Красивое качество звука у певца - чаще всего дар природы. Для артистической деятельности самое главное - иметь здоровый голос и крепкое телосложение, чтобы противостоять трудностям этой профессии, чувствовать настоящее призвание и страсть к искусству, иметь хороший слух и уметь играть на инструментах (главным образом на фортепиано). Если к этим качествам добавляется развитый ум, отличная память, приятная внешность и поведение, поэтическое и драматическое чувство - тем лучше для самого певца, его педагогам и благодарным слушателям.
Совокупность всех этих дарований чрезвычайно редка. Случается, и довольно часто, что человек, одаренный хорошим слухом, хорошим музыкальным чувством обладает ограниченным голосом, иногда жестким, сиплым и не чистым...

Нам известны имена выдающихся оперных артистов с мировой славой, нас восхищают их вокальные способности и мастерство, но мы редко задумываемся над тем, что их успехи в искусстве - это результат многолетней упорной учебы и труда, это не простой путь успеха и неудач, от малых аудиторий слушателей до сцен лучших мировых оперных театров.

Слушая оперных певцов, большинству из нас трудно определить характер их голосов, мы смешиваем сопрано с меццо-сопрано, тенор с баритоном, а баритон с басом.
Шаляпину Ф.И. были доступны партии для баритона и баса. Хотя распознавание характера голоса доступно профессионалам, читателю будет полезно ознакомиться с описанием всех певческих голосов, глядя на прилагаемый рисунок клавиатуры фортепиано.

Вы видите семь полных октав, в т.ч. три в басовом ключе (контроктава, большая октава и малая октава) и четыре в скрипичном ключе (первая октава, вторая октава, третья октава и четвертая октава).

Сопрано - самый высокий их женских голосов, диапазон сопрано охватывает первую и вторую октавы, а также часть третьей. Сопрано поет октавой выше тенора.
В музыкальной практике различают три основных типа сопрано -драматическое лирическое и колоратурное.

Драматическое сопрано - плотность, насыщенность тембра, ровность звучания на всем диапазоне (партии Лизы в "Пиковой даме" П.И.Чайковского, Аиды в опере "Аида" Дж. Верди).

Лирическое сопрано - мягкость тембра, гибкость, большая выразительность в кантилене (кантилена - распевное пение), подвижность (Татьяна в "Евгении Онегине" П.И.Чайковского, Наташа в "Войне и мире" Прокофьева).

Колоратурное сопрано (колоратура - украшение) - легкость, исключительная подвижность голоса в исполнении фиоритур (мелодическое украшение), пассажей (небольшие виртуозные музыкальные фразы, технически трудные для исполнения), прозрачность тембра, свобода звучания в верхнем регистре (вплоть до "фа" и "соль" третьей октавы). (Розина в "Севильском цирюльнике" Д.Россини, Людмила в "Руслане и Людмиле" М.Глинки).

Встречаются также смешанные разновидности сопрано - лирико-драматическое и лирико-колоратурное.

Сопрано обладают женщины и дети (мальчики, так называемые дискантисты).
Меццо-сопрано - женский певческий голос, средний между сопрано и контральто, по характеру звучания и тембровой окраске близок к контральто (Кармен в "Кармен" Ж.Бизе, Марфа в "Хованщине" М.Мусоргского, Амнерис в "Аиде" Дж.Верди).
Контральто - самый низкий по звучанию из женских певческих голосов, наиболее характерным "грудным" звучанием отличается нижний участок диапазона первой октавы (Ольга в "Евгении Онегине", Кончаковна в "Князе Игоре" А.Бородина). Иногда композиторы поручают этому голосу мужские партии (Ваня в "Иване Сусанине" М.Глинки, Лель в "Снегурочке" Н.Римского-Корсакова, Зибель в "Фаусте" Ш.Гуно).
Певческие голоса детей отличаются легкостью и чистотой звучания, характерной звонкостью тембра.

Дискант - высокий детский голос, ему обычно поручают верхнюю сопрановую партию в детском хоре.

Альт - низкий детский голос, звучит выше тенора и может исполняться низкими женскими голосами меццо-сопрано и контральто.

Тенор - мужской певческий голос, самый высокий по звучанию. Различают две основные разновидности тенора: лирический и драматический.

Лирический тенор - мягкий по тембру, нежный, "женственный" (Ленский в "Евгении Онегине", Альфред в "Травиате" Дж.Верди, Берендей в "Снегурочке" Н.Римского-Корсакова).

Драматический тенор - более сочный, крепкий, мужественный (Герман в "Пиковой даме" П.И.Чайковского, Хозе в "Кармен" Ж.Бизе, Канио в "Паяцах" Р.Леонковалло). В оперной практике встречается также лирико-драматический тенор, и по тембру к этой разновидности примыкает тенор-альтино.

Тенор-альтино - самый высокий из теноров (Звездочет в "Золотом петушке" Н.Римского-Корсакова). Его диапазон простирается до "ми" второй октавы (по звучанию).

Баритон - средний Между тенором и басом мужской певческий голос. Партия баритона записывается в басовом ключе. (Партия тенора всегда звучит на октаву ниже, чем записывается в скрипичном ключе).

Баритон -подразделяется на лирический и драматический.
Лирический баритон по характеру звучности близок к драматическому тенору (Онегин в "Евгении Онегине", Валентин в "Фаусте" Ш.Гуно, Берендей в "Снегурочке").
Драматический баритон - более мужественный, сильный, в нижнем регистре приближается к басу (Алеко в "Алеко" С.Рахманинова, Риголетто в "Риголетто" Дж.Верди).

Бас - самый низкий по звучанию мужской певческий голос.
Бас - кантанте или бас-баритон, диапазон сдвинут вверх незначительно, но нижние ноты звучат менее насыщенно, а верхние более сочно и свободно (Мельник в "Русалке" Даргомыжского).

Бас-профундо - глубокий, самый низкий (Кончак в "Князе Игоре" Бородина).
Центральный бас - звучит ровно и красиво во всем диапазоне и занимает промежуточное положение между басом-профундо и басом кантанте (Иван Сусанин в одноименной опере М.Глинки).

Фальцет - звук особенно высокого регистра мужских голосов с характерной тембровой бескрасочностью. Отличается небольшой силой звучания и некоторой "манерностью", искусственностью. Изредка фальцет применяется как выразительный художественный прием.

Можно надеяться, что эта статья поможет читателю приблизиться к профессионалам в распознавании певческих голосов, а также с еще большим понимание и удовольствием слушать голоса оперных певцов и солистов хоров.

По мере накопления знаний предлагаем читателю заполнить прилагаемую таблицу характеров певческих голосов и исполнителей с этими голосами.
Создавая оперы, композиторы пишут музыку, определяя для каждого персонажа тип голоса исполнителя, например, Кармен - меццо-сопрано, Ленский - лирический тенор, Риголетто - драматический баритон и т.д.

Ю.М.Ольхин
01.01.2008 г.
www.viperson.ru

Док. 580306
Опублик.: 10.08.09
Число обращений: 0

  • Ольхин Юрий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``