Всего четыре струнных смычковых инструмента - скрипка, альт, виолончель и контрабас, каждый с четырьмя струнами (у контрабаса есть разновидность с тремя или пятью струнами), составляют скрипичное семейство.
Выдающиеся итальянские мастера Амати (Андреа, Джироломо и Пикколо), Гварнери (Андреа и Джузеппе) и Антонио Страдивари создали образцы скрипичного семейства, которые до сих пор по изяществу формы, красоте и нежности звука считаются непревзойденными.
Скрипка - самый высокий по звучанию, наиболее выразительный и богатый по техническим возможностям среди инструментов скрипичного семейства. Тембр скрипки певучий, богатый звуковыми и динамическими оттенками, по выразительности приближается к человеческому голосу. Скрипке обладающей, часто поручается исполнение трудных и быстрых пассажей, широких мелодических скачков, различного рода трелей и тремоло (пассаж - небольшая музыкальная фраза; трель - быстрое чередование двух соседних, смежных звуков; тремоло - быстрое и многократное чередование созвучий или двух смежных звуков). Тремоло частое применяется в музыкальных эпизодах, связанных с воплощением чувства страха, душевного волнения (например, сцена дуэли в опере "Евгений Онегин").
История скрипичного исполнительства выдвинула большую плеяду блестящих виртуозов. Это гениальный музыкант и композитор Н.Паганини, ставший основоположником музыкального романтизма и заложивший основу современной скрипичной техники. Он был первым из скрипачей, кто играл концерты наизусть, без нот. Широко известны замечательные скрипачи и педагоги Д. Ойстрах, И.Менухин, Л.Когон, З.Франческатти и др.
Альт - несколько большого размера, чем скрипка на квинту ниже (на пять нотных звуков). У альта менее яркая, чем у скрипки, но поэтичная, мягкая, густая звучность, по тембру напоминает контральто (низкое грудное звучание женского голоса).
Альт обязательный участник смычкового квартета, а в симфоническом оркестре обычно 8-10 альтистов, реже как сольный инструмент.
Выдающийся альтист Ю.Башмет.
Виоланчель - по размерам значительно превосходит скрипку и альт, но несколько меньше контрабаса. Четыре струны инструмента настроены по квинтам, на октаву ниже, чем у альта. Тембр теплый, выразительный, "грудное" звучание инструмента часто сравнивают с человеческим голосом.
Богатые выразительные возможности виолончели всегда привлекали внимание композиторов. Трудно назвать композитора, который бы ничего не писал для виолончели. Произведения для виолончели Л.Бетховена, Ф. Шопена, Л.Боккерини, Д.Шостаковича и других пользуются всемирной известностью, как и один из выдающихся виолончелистов М.Л. Ростропович.
Контрабас - самый большой по размерам (длинна его около двух метров) и самый низкий по звучанию инструмент скрипичного семейства, по внешнему виду схож с виолончелью.
Техника игры на контрабасе несколько ограничена громоздкостью инструмента и неудобным (по весу) положением смычка. Играют на контрабасе сидя на высоком табурете или стоя.
В симфоническом оркестре контрабасы служат "фундаментом" общей звучности, иногда к ним присоединяют виолончели. Контрабасы широко распространены в эстрадных оркестрах и ансамблях, где на них играют обычно щипком - пиччикато.
Техника игры инструментах скрипичного семейства многогранна. Основной прием звукоизвлечения - ведение смычка по струнам, а также способ игры флажолетами, т.е. слабым, легким прикосновением к струне пальца извлекается звук, напоминающий звучание старинной флейты.
Смычок - тонкая деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса. Длинна современного смычка около 75 сантиметров.
Струна - упругая, туго натянутая нить, служит источником звука во многих музыкальных инструментах. В современных инструментах употребляют, главным образом, стальные струны, реже - жильные, шелковые и из синтетических волокон.
Корпус инструментов скрипичного семейства имеет характерную овальную форму с выемками по бокам. Обечайка, боковая часть корпуса, соединяет две деки, верхнюю и нижнюю. На верхней деке прорезаны специальные отверстия эфы. Дека по немецки означает "крышка", эфы - резонаторные отверстия, их очертания напоминают латинскую букву "эф" f, отсюда и происходит их название.
У всех струнных инструментов корпус является резонатором, т.е. усилением звука и дающий ему соответствующую тембровую окраску.
Инструменты скрипичного семейства во главе со скрипкой составили основу определившегося в середине 18 века классического симфонического оркестра, струнных квартетов и других музыкальных коллективов.