В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вице-губернатор Ленобласти Юрий Голохвастов: Мелкие производители фактически оказываются вне большой игры под названием `Нацпроект` Назад
Вице-губернатор Ленобласти Юрий Голохвастов: Мелкие производители фактически оказываются вне большой игры под названием `Нацпроект`
Национальный проект по "Развитию АПК" в чем-то схож с советскими пятилетками. В частности, перед хозяйствами правительством поставлена задача за два года увеличить надои молока на 8% и производство мяса на 13%, появились контролирующие рабочие группы и экспертные советы. О том, какими темпами идет реализация двухлетки и с какими трудностями столкнулись законодатели при ее выполнении корреспонденту "Интерфакса" рассказал вице-губернатор Ленинградской области Юрий Голохвастов.

-Юрий Иванович, каково на сегодня состояние аграрного и животноводческого сектора в области?

-В целом состояние сельского хозяйства Ленинградской области я оцениваю положительно. Например, по производству молока в этом году мы вышли на второе место по России. Кроме того, в этом году значительно увеличилось количество бычков на откорм, а также их стоимость. Теперь за каждого бычка весом в 400 кг и более хозяйство получит около 3 тыс. рублей. Увеличились показатели по зерновому хозяйству, что позволило сократить затраты на покупку комбикормов для животноводства.

-Некоторое время назад вы предлагали создать комиссию для проверки эффективности использования земель сельхозназначения. Создана ли эта комиссия и в каком режиме она сегодня работает?

-Действительно, не так давно созданы областная и районная комиссии, которые по окончании сезона будут смотреть, как использовались земли. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что, к сожалению, в Ленобласти, особенно в северо-восточных ее районах очень много земель не используется. В связи с этим мы будем принимать меры для стимулирования областных хозяйств. В частности, мы будем изымать через суд те земли, которые простаивали в течение 3 лет. Такие меры предусматривает ныне действующий земельный кодекс.

-То есть будет продолжаться сокращение посевных площадей?

-Ситуация с посевными площадями действительно напряженная. Дело в том, что городские базы практически не принимают овощи, выросшие на территории региона. Им просто это не выгодно. Намного проще, а главное дешевле им их купить, например, в Белоруссии. На территории области только Выборгская база берет местные овощи. Раз так происходит, значит, нашим производителям становится не выгодно выращивать овощи, а значит и посевные площади мы вынуждены сокращать.

-А что-либо делается для поддержания отечественного производителя на внутренних и внешних рынках?

-Прежде всего, нацпроект предназначен для поддержания отечественного товаропроизводителя. Мы помогаем закупать сельхозтехнику, ищем трудовые ресурсы. Одним словом делаем все, для того, чтобы как-то помочь хозяйствам.

-Какие-нибудь меры будут предприниматься для того, что бы как-то регулировать рост цен на топливо в период уборочной?

-Это уже наболевший вопрос. Каждый год мы надеемся, что подорожание будет не больше, чем предполагаемый процент инфляции, но получается так не всегда. Поэтому владельцам хозяйств зачастую очень трудно спланировать свои доходы. Конечно, хотелось бы стабильности в этом плане и нам и хозяйствам. Министерство сельского хозяйства и в последнее время сам президент держит этот вопрос под контролем. Так что будем надеяться, что в скором времени ситуация изменится.

-Юрий Иванович, скажите, пожалуйста, сельхозработники сегодня более активно подают заявки для участия в нацпроекте и что делается для того, чтобы они больше знали об условиях участия в нем?

-На сегодня подана 51 заявка для участи в следующем году в нацпроекте по ускоренному развитию животноводства. Заявки сейчас рассматриваются в комитете и в Министерстве сельского хозяйства. Право участвовать в нацпроекте, конечно, получат не все эти хозяйства. Дело в том, что нужно обладать определенными характеристиками, в частности финансовой базой для того, чтобы пройти конкурс. Но, тем не менее, на сегодня активность достаточно высокая. Этому, конечно, способствовало расширение перечня оборудования для ферм, прописанных в условиях проекта. Кроме того, нами созданы рабочие группы по реализации проекта, а также экспертный совет по оценке бизнес-планов организаций. Однако из-за недостаточности собственной залоговой базы и из-за сложности и дороговизны процедуры залога собственности, возникают проблемы с личными подсобными и фермерскими хозяйствами. Так что эти производители у нас оказываются как бы вне игры. Это является серьезным сдерживающим фактором выполнения нацпроекта. Другим сдерживающим фактором является ограничение, установленное на федеральном уровне по размеру кредита. В связи с этим ряд крестьянских хозяйств, получивших кредит в большем размере, не могут субсидироваться в полном объеме. Хотя мы стараемся принимать все меры для того, чтобы как-то им помочь. Так, по направлению "Ускоренное развитие животноводства" Ленобласти доведен лимит финансирования на погашение 23 процентной ставки по привлеченным хозяйствами кредитам.

-А какие конкретно проекты в рамках нацпроекта сейчас разрабатываются?

-Как я уже заметил, наиболее активно у нас идет программа, направленная на ускоренное развитие животноводства. Из областного бюджета на развитие этого направления выделено около 40 млн рублей. Сегодня мы разрабатываем 40 проектов в этой сфере. В их числе проекты по птицеводству, свиноводству и козоводству. Например, мы помогаем племенной фабрике "Лебяжье", которая будет поставлять птиц не только в Ленобласть, но и в другие регионы России. Также под нашим крылом бывший крупнейший свинокомплекс "Новый свет". В "Приневском" будет создан комплекс по производству козьего молока. Вот уже в марте-апреле туда завезут 2 тыс. коз и к 2008 году начнут производство от 2 до 3 тыс. тонн козьего молока. Комплексу "Рассвет" на 6 тыс. голов крупного рогатого скота, который сейчас активно занялся откормом бычков, мы тоже помогаем. Главная наша задача в этих хозяйствах - перевести их на использование самых современных технологий. А это в свою очередь приведет к сокращению ручного труда, а значит и повышению зарплат сельхозработникам. Ак

-А что делается для того, чтобы привлечь на село молодых специалистов?

-Ситуация с молодыми работниками в хозяйствах катастрофическая. Не хочет молодежь идти работать в совхозы. Я считаю, что этот вопрос надо решать, прежде всего, с главами муниципальных образований, администрацией первого уровня. К решению этой проблемы мы подключим "Россельхозбанк", специалистов комитета сельского хозяйства и специалистов администраций районов. В муниципальных образованиях первого уровня мы собираемся создать потребительский и кредитный кооперативы, которые будут помогать молодым работникам.

-А может привлечь молодых сотрудников жильем?

-Это проблематично. Конечно, согласно нацпроекту мы можем дать молодому сотруднику и его семье жилплощадь. Однако для этого необходимо отработать на селе около 10 лет. Кроме того, надо жить на территории хозяйства. В городе никто квартиру давать не собирается. Так что сами понимаете, что желающих не так уж много. На сегодня лишь 28 молодых семей подали заявки для участия в этом проекте. А для нормального выполнения проекта по региону необходимо минимум 150 семей. Однако хочется напомнить, что работа в селе - это не только тяжкий труд в поле, но и работа врачом, директором клуба, педагогом. Так что, мне кажется, молодым семьям стоит над этим задуматься.

-А как же молодые семьи будут погашать кредит на жилье?

-Условия, по-моему, более чем гуманные: 30% погашает федеральный бюджет, 40% - областной и лишь 30% от стоимости квартиры гасят сами семьи. А если хозяйство заинтересовано в этом работнике, то оно вполне может взять эти оставшиеся 30% на себя. Так что молодой семье вообще ничего платить не придется.

-Как вы уже сказали, кредитование мелких производителей предполагается осуществить с субсидированием процентной ставки в размере 100% ставки рефинансирования ЦБРФ. Однако, по мнению некоторых специалистов, такая субсидия, по сути, даст отрицательный процент получения банковского кредита. Такие суперльготные условия кредитования сельхозпроизводителей были в 1992 году, и это привело к резкой криминализации сектора и массовым нарушениям. Как вы думаете, ситуация не повторится?

-Нет, думаю, повтора не будет. Тогда была несколько другая схема. Насколько я помню, тогда давали кредит под 8% годовых при 120% средней банковской ставки. Это действительно привело к нарушениям. Проще говоря, раньше любой фермер, получив кредит, мог пойти и вместо трактора купить, скажем, "Жигули" или построить пилораму вместо свинофермы. Сегодня о таком говорить не приходиться, так как все ошибки прошлого учтены. На сегодня существует строгая отчетность фермера перед государством. Если, например, фермер берет кредит на 3 млн рублей, то он четко прописывает, куда он их потратит. Если что-либо будет нарушено, хозяйственника просто лишат субсидий.

-А если его уличат в нарушении установленных правительством РФ правил кредитования, какая ответственность накладывается?

-Он просто лишится всех льготных процентных ставок и будет без чьей-либо помощи выплачивать кредит. Но это решение в руках банка. А правительство имеет право обязать выплатить либо сумму кредита, либо только проценты. В случае отказа предусмотрены штрафные санкции. Так что нарушил - никто тебе не вернет ни копейки, да еще и всех льгот лишишься. Так что у нас этот процесс под контролем, хоть такие меры и создают некоторые трудности для хозяйств.

-Насколько мне известно, в федеральном бюджете на 2006 год предусмотрено около 13 млрд рублей на субсидирование процентной ставки по сельскому хозяйству. Таким образом, можно сделать вывод, что в проекте предполагалось субсидировать только долгосрочные и крупные кредиты до 8 лет, хотя сам проект запланирован на 2 года. Это значит, что инвесторы, входящие в нацпроект на этих условиях, оказываются вовлеченными в рискованные инвестиционные проекты. Так ли это?

-Конечно, нет. Ведь правительство и сам президент является гарантом национального проекта. Так что опасности нет. Если в банке оформлен кредит, сроком, например, на 5 лет, то мы будем работать с ними 5 лет. Ведь нацпроект по своей сути является долгосрочным проектом, а то, что происходит сегодня - это только начало.

-Скажите, пожалуйста, когда изменится ситуация с продажей сырья, в частности карельского леса, за рубеж и, по-моему, совершенно бессмысленная покупка за границей мебели из нашего же дерева?

-Сегодня принимаются все меры для того, чтобы решить эти проблемы. Например, сегодня у нас в Ленинградской области в Выборгском и Волховском районах начали работать целлюлозные комбинаты. Построен большой завод в Тихвине, строится в Подпорожье и в Бокситогорском районе. Так что жизнь в этом вопросе есть и работа ведется. Ведь не так давно президент посетил Карелию и четко обозначил направление деятельности в этой сфере. Хотя по сравнению с другими регионами страны, мы еще мало вырубаем, около 12 млн кубов леса. И более вырубать права не имеем. А что касается тех же финнов, то распространенный стереотип, что они свой лес берегут, не совсем обоснован. Им просто уже вырубать нечего, все продали.


Интерфакс

Док. 580525
Перв. публик.: 20.10.06
Последн. ред.: 11.08.09
Число обращений: 0

  • Голохвастов Юрий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``