В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рубин Абдуллин: `Музыка Чайковского, Моцарта дает почувствовать человеку, для чего он пришел в этот мир ...` Назад
Рубин Абдуллин: `Музыка Чайковского, Моцарта дает почувствовать человеку, для чего он пришел в этот мир ...`
С 25 августа по 2 октября в городе Шпаер (Германия) прошел международный фестиваль "Дни музыки", в котором приняли участие ректор Казанской государственной консерватории им. Н.Жиганова Рубин Абдуллин, хор студентов консерватории под руководством Владислава Лукьянова. На фестиваль также прибыли ведущие музыканты со всех уголков мира - США, Франции, Германии, Италии и других стран. "Дни музыки" проходили в Кафедральном соборе города. 13 октября в агентстве "Татар-информ" состоялась пресс-конференция, своими впечатлениями о поездке с журналистами поделились Рубин Абдуллин и художественный руководитель студенческого хора Владислав Лукьянов.

Рубин Кабирович, расскажите, пожалуйста, о поездке хора Казанской консерватории в Германию, благодаря кому она состоялась, насколько успешными были выступления наших студентов?
Р.А.: Как говорится, гастроли состоятся, если коллектив готов к ним. Он должен иметь профессиональный рейтинг и в этом отношении у нас все в порядке. Безусловно, для того, чтобы состоялась такая поездка, хор должен иметь резонанс в музыкальном мире и материальную поддержку. Длительное время мы сотрудничаем с дирижером из Германии Лео Кремером, который и пригласил нас на этот фестиваль. Кроме того, поездка в Европу стала возможной благодаря поддержке Министерства культуры Татарстана. Следует отметить, что любой фестиваль требует особой подготовки и, студенты, понимая это, половину лета провели на репетициях в Казани и работали целенаправленно над программой. Сегодня мы можем заявить, что гастроли в Германии прошли с большим успехом и это не преувеличение. Нас очень внимательно слушали тысячи зрителей. Вообще интерес к хоровому пению в Германии очень велик, можно сказать, у нас была очень строгая публика. Любопытный был эпизод, когда мы в перерыве между репетициями сидели на скамейке в парке и к нам подсели туристы, которые спросили нас, знаем ли мы, что сегодня выступает хор из Казани. Мы ответили, что слышали об этом. Выяснилось, что они с юга Франции и были на нашем концерте в Германии в прошлом году и в этом году специально приехали на фестиваль, чтобы послушать нашу новую программу.

На ваш взгляд, чем полезна поездка в Европу для студентов консерватории?
Р.А.: Подобные поездки важны для них. Каждый студент мог почувствовать, что его профессия не только востребована, но и внимательно изучается, имеет тот общественный интерес, который зажигает в сердце молодого человека надежду, что он сделал правильный выбор, и его учат хорошо. Кроме того, широкое общение с музыкантами тоже очень многое дает. Уже второй раз мы выступали в содружестве с известным коллективом, без преувеличения, с одним из лучших оркестров России - с симфоническим оркестром Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Шостаковича под руководством всемирно известного дирижера Юрия Тимерканова. Такой опыт сотрудничества, когда рядом такие мастера, для которых открыта любая сцена мира - это многого стоит. Каждая минута репетиции с такими профессионалами на вес золота. Все эти моменты незабываемы, все тяготы дороги, а хор ехал до Германии на автобусе трое суток без отдыха в гостиницах, были лишь небольшие остановки по дороге, переносятся легко.

В.Л.: Лично я считаю, что это великая школа для наших студентов. Ту школу, которую они приобрели в Германии, ничем нельзя заменить. Это понимает руководство консерватории, а Правительство республики поддерживает нашу работу в данном направлении. Несомненно, в консерватории мы приобретаем опыт исполнения разных музыкальных стилей, разных школ, но то, что мы пообщались с немецким дирижером и исполнили весной этого года "Реквием" В.Моцарта - это просто большая удача для студентов. Ведь они не понаслышке узнали, что такое немецкая дирижерская школа. Кстати, 17 октября в Санкт-Петербурге мы будет также исполнять "Реквием" В.Моцарта, уже под управлением русского дирижера - народного артиста СССР Владислава Чернышенко. Он приезжал сегодня специально в Казань из Петербурга, чтобы провести предварительную репетицию с нашими студентами.

Фестиваль в Германии был организован на очень высоком уровне, обычно он длится полтора месяца. На "Дни музыки" были приглашены коллективы высочайшего уровня, но стоит отметить, что это не было конкурсом. Это Международный фестиваль. Я к конкурсам отношусь прохладно. Можно приехать на конкурс, спеть 5-6 песен, завоевать диплом и счастливым вернуться в Казань, гордиться полученным дипломом, а вот участие в таком фестивале, который предполагает несколько концертных выступлений, да еще с такими коллективами как оркестр Санкт-Петербургской филармонии, для нас это великое дело.

Звучали ли на фестивале в исполнении хора студентов Казанской консерватории произведения татарских классиков?
Р.А.: Да, конечно. Стоит отметить, что когда мы играем с оркестром русскую или татарскую музыку, это наша ответственность за наш духовный багаж и мы представляем эту музыку достойно. А когда мы поем произведения Моцарта, мы понимаем, что с нас спрашивают, достаточно ли это профессионально исполнено. В этом смысле большая радость разделять тот успех, который студенты почувствовали - публика реагировала очень открыто. Самое приятное то, что пресса, которая освещала данное событие, содержит массу комплиментов в адрес нашей школы. Как подарок мы получили приглашение выступить в зале Московской консерватории на фестивале духовной музыки. В понедельник мы выступаем в Москве, а потом мы едем в Санкт- Петербург, где исполним "Реквием" В.Моцарта в старейшем хоровом учебном заведении культурной столицы России. На этом наши планы не завершаются, мы получили приглашение на престижный музыкальный фестиваль, который пройдет в ноябре в Ватикане. Я, честно говоря, даже не рассчитывал на такой резонанс, так как это профессиональные музыкальные круги, на такие фестивали отбирают избранных.

В.Л.: Главное - какую оценку мы сами себе даем во время подобных концертов. В этом году наша солистка исполнила народную песню "Зульхижа" в обработке Александра Ключарева и спела так, что у многих, в том числе и из хора, были слезы на глазах. Я был в шоке и, конечно, позже объяснил студентам, что это преступление с точки зрения исполнительства, так как слезы влияют на голосовые связки. Но ведь ничего нельзя поделать, когда на них посмотрел, у меня у самого в горле схватило, думаю, как они это воспринимают, куда они попали, что они создают в этих условиях и каково у них чувство родины? Престиж Татарстана - это самое главное. Да, мы там себя показали.

Удалось ли во время поездки в Германию посетить какие-то памятные места?
В.Л.: В прошлом году, когда мы исполняли Баха в Германии, ребята сказали, что хотят побывать на родине этого великого композитора, но наш водитель сказал, что нет денег на бензин. В итоге ребята из скудных командировочных сбросились на бензин, лишь бы побывать в родном городе Баха. Они сфотографировались на фоне памятника композитору, дома-музея, который был уже закрыт, скупили все открытки в близлежащих киосках. Для них было важно, что они побывали на родине И.С.Баха. А в этом году они интересовались насчет поездки на родину Моцарта, но возможности такой не было. В городе Шпаер, несмотря на то, что концертный зал был недалеко от дома, в котором мы жили, наши ребята брали напрокат велосипеды и ехали на очередную репетицию через закоулки, чтобы удлинить дорогу и просто подышать воздухом другого города. Не хочу говорить, что у нас все плохо...

Р.А.: Ну, раз вы поете, значит, все хорошо! Кстати, много выпускников Казанской консерватории сейчас проживает в Германии. Музыканты не находят на своей родине необходимых условий для работы и поэтому уезжают за границу, где их ценят по достоинству. У нас хорошие музыканты. У западных стран большой интерес к хорошо обученным профессионалам, которые получили образование в России, в частности, и в Казани, поэтому они забирают уже обученных специалистов, которые достаются им бесплатно. Образование требует лишь адаптацию к языку. Диплом Казанской консерватории конвертируется, то есть, его принимают в любой стране мира.

Не получается ли, что мы готовим студентов для того, чтобы они работали там, за рубежом?
Р.А.: Так или иначе, наши зарубежные коллеги находят талантливых музыкантов при помощи Интернета, например, или на концертах, которые проходят в России. В этом смысле у меня беспокойство вызывает наша страна, так как для шоу-бизнеса, развлекательных программ у нас такая широкая улица, достаточно включить ТВ и посмотреть каналы, чтобы понять, что показывают одно и то же - человека хотят развлечь. Что происходит с человеком, чем он занимается, о чем он думает, чем он озабочен? Ведь музыка Чайковского, Моцарта дает почувствовать человеку, кто он есть, для чего он пришел в этот мир. Он пришел для того, чтобы творить добро, любовь, справедливость, или для того, чтобы развлекаться? Слишком много у нас стало развлечений. Если пересчитаем ночные клубы в Казани при одном концертном зале и оперном театре, это неравное соперничество. А если мы помножим это на то, что показывают по телевизору, то поймем, что для современного человека классическая музыка - это такой деликатес, который иногда люди не могут даже по достоинству оценить. Это вопрос новой генерации людей и неизвестно, что они принесут в общество. А ведь образование открывает возможность думать, чувствовать красоту, иметь представление о ней. Шоу-программы маскируются все время под музыку, например, канал, который называется Муз-ТВ, в этой передаче вообще нет музыки. Или различные программы, которые большей частью изготовлены на компьютере и не имеют отношения к живым человеческим чувствам. Это проблема общества, как мне кажется. Я убежден, что она напрямую связана с другими острыми проблемами - наркотиков, преступности, незащищенности человека. Мы должны позаботиться о наших музеях, концертных залах, библиотеках. Эти ценности сохраняются как данность. И если мы потеряем эту путеводную нить, нам тогда уже ничего не поможет.

Часто срываются ваши планы из-за отсутствия средств?
Р.А.: Многие музыкальные заведения в России живут за счет грантов. В этом году мы подали заявку на грант Президента РТ и ждем результатов. Мы также в заявку включили и приглашение выдающихся музыкантов в Казань, которые могли бы дать нашим студентам мастер-класс. Пока наши документы рассматриваются, но мы надеемся, что Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, как всегда, поможет консерватории. Глава республики сделал для нас очень много. Вообще я очень горжусь, что родился в Казани, получил образование в Казанской консерватории, и в трудовой книжке у меня на сегодня только одна запись.


18 Октября 2006 г.
www.tatar-inform.ru

Док. 582540
Перв. публик.: 18.10.06
Последн. ред.: 18.08.09
Число обращений: 0

  • Абдуллин Рубин Кабирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``