В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владыка Феофилакт: `Епископство - это завидная и опасная высота` Назад
Владыка Феофилакт: `Епископство - это завидная и опасная высота`
- Разделение Смоленской и Калининградской епархий чисто административное, во всем остальном мы будем тесно сотрудничать...
- Разделение Смоленской и Калининградской епархий чисто административное, во всем остальном мы будем тесно сотрудничать...

На днях новый глава смоленской епархии епископ смоленский и вяземский Феофилакт (в миру Денис Анатольевич Курьянов, род. 27.08.1974) провел первую на новом посту пресс-конференцию.


- Уважаемый владыка, нам всем очень интересно узнать о Вас, расскажите о своей жизни.
- Я родился и вырос в городе Грозном, наверное, сегодня одном из самых печальных и известных городов нашей страны. Воспитывался в казачьей семье, где всегда особо чтились православные традиции, поэтому в православии я был с самого раннего возраста. Даже в самые тяжелые годы, когда военный конфликт уже начал раздирать республику и в церковь приходилось ходить по специальным приглашениям, минуя военные патрули, мне не суждено было проститься с церковью. Когда мне было 19 лет, владыка Ставропольский и Кавказский Гедеон благословил меня на монашество. Потом были учеба в Ставропольской духовной семинарии и Московской духовной академии. После чего я нес служение в сане епископа Магнитогорского.
- Как Вы решились посвятить свою жизнь православному служению?
- Случайностей не бывает, и видимо, таков был мой путь. Даже самые яркие детские воспоминания у меня связаны с церковью. Вспоминается светлый праздник Христова воскресенья - Пасха. Всей семьей мы собираемся у бабушки, печем куличи и красим яйца. Я с большой гордостью несу освященные куличи из церкви. Особо мне нравилось христосоваться. Тогда я еще многого не понимал, и многие ритуалы были окутаны для меня некой завесой таинственности. Но однажды, когда мне было семь лет, мы с мамой шли по городу, и вдруг мне очень захотелось зайти в храм. Это был мой первый осознанный шаг, я вошел в храм и остался там навсегда. Позже, когда я принимал монашество, мне даже было страшно, но горячее желание служить Богу было сильнее.
- Как Вы попали в Смоленск?
- Для меня это назначение стало большой неожиданностью. Когда в прошлом году в день празднования иконы Смоленской Божьей матери Одигитрии я впервые посетил этот город по приглашению нынешнего патриарха Кирилла, я не ожидал, что совсем скоро вернусь сюда совсем в другой роли. Очень много о Смоленской земле с ее уникальными православными памятниками и святынями я первый раз услышал еще от владыки Гедеона много лет назад, но прикоснуться к смоленским святыням мне довелось только в прошлом году. А потом в меня вызвали в Москву, где поручили управление православными приходами в Туркменистане. И только в марте я получил официальное назначение в Смоленск.
- Кто из иерархов православной церкви повлиял на Ваше становление?
- Первым моим наставником и проводником в православии был владыка Гедеон, под началом которого я начинал свое служение. В дальнейшем самое глубокое впечатление на меня произвел покойный патриарх Алексий, который во время Священного синода рукополагал меня в епископы. Подлинной любовью он побеждал, завоевывал сердца. После церемонии он предостерег меня: "Епископство - это завидная и опасная высота". А когда уже Патриарх Кирилл благословлял меня на служение в Смоленске, он сказал: "Я Вам доверяю самое дорогое для меня, часть моей жизни. В Смоленске еще много нужно сделать".
- Как проходило Ваше служение в Туркменистане?
- На сегодняшний день за мной сохраняется должность настоятеля туркменского благочиния. Ситуация там, конечно, достаточно сложная, приходов всего 12, но расположены они настолько далеко друг от друга, что до многих приходится добираться по воздуху. Но многочисленные наши соотечественники там нуждаются в поддержке. За недолгое время моего управления приходами в Туркменистане я посетил все 12, и однажды, когда я уже уезжал, ко мне подошла женщина, взглянула в глаза и спросила: "А Вы правда еще приедете?" Более того, в Туркменистане существует острая необходимость в обучении русскому языку и культуре. Уже со следующего года в нашей семинарии будут учиться юноши и девушки из Туркмении.
- Как Вы собираетесь сотрудничать со светской властью?
- Я уже встречался с руководителями города и области, и мы начали вырабатывать план совместных действий. Но епархия, прежде всего, считает своей прерогативой социальное служение: забота о сиротах, несовершеннолетних, ветеранах. Вы знаете, что в Смоленске действуют приюты для сирот, которые нуждаются в нашей помощи. Епархия будет продолжать покровительствовать образованию и просвещению. В самое ближайшее время я планирую, встречи со студентами смоленских вузов, как это делал мой предшественник. Да и себя я еще считаю молодым (улыбается), а значит, мне просто необходимо общаться с молодежью.
- Как будет протекать сотрудничество с Калининградской епархией и с нашим ближайшим соседом Белоруссией?
- Разделение Смоленской и Калининградской епархий чисто административное, во всем остальном мы будем тесно сотрудничать, приоритет опять же отдается образованию. С Белоруссией мы находимся в дружественных отношениях, всегда с удовольствием принимаем приглашения митрополита белорусского Филарета для проведения совместных мероприятий и служб. Мы и в будущем продолжим развивать понимание братских народов, а для православных людей границ нет.
- Не напугали Вас смоленская грязь и разбитые дороги? Нет ли уныния?
- Уныние - грех, тем более на такой земле, где возвращается памятное наследие, и восстанавливаются святыни и уже давно существует высокий уровень служения. Почва здесь для жизни благодатная, комфортно общаться. Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. И еще, нужно всегда ощущать чувство нищеты, именно оно подвигает к исканию большего.
- Какова роль церкви в кризис?
- Церковь - это все мы с Вами. Для верующего человека всякая скорбь, каковой сегодня является кризис, правильно переживаемая, всегда приносит плоды. Для нас пора кризиса - это время выбора. Пора выбирать, жить ли только для себя или нужно взглянуть на проблемы окружающих. И тогда мы все преодолеем.
- Владыка, а с какими чувствами Вы ехали на служение в Смоленск?
- Когда я ехал в Смоленск, я вспоминал слова людей, которые напутствовали меня на моем пути: владыки Гедеона, патриархов Алексия и Кирилла. Я прекрасно понимаю, что смоленская история и та высокая планка духовного служения, которую здесь установил митрополит Кирилл, возлагают на меня огромную ответственность. Поэтому главной моей задачей остается продолжать и развивать духовное служение на этой удивительной земле. По дороге в Смоленск, когда я переезжал Днепр, мне вдруг позвонил мой духовник и спросил: а как выглядит эта великая русская река? Я растерялся, не знал, что ему ответить. И сказал, что исток Днепра находится здесь неподалеку. Тогда я понял, что именно в таких местах начинается прикосновение к бесконечности.


20.04.2009
www.kp.ru

Док. 583718
Перв. публик.: 20.04.09
Последн. ред.: 25.08.09
Число обращений: 0

  • Феофилакт (Курьянов Денис Анатольевич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``