В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Всем на пользу Назад
Всем на пользу
Государство наводит порядок в наркотических закромах

Вступили в силу правительственные списки для целей 234-й статьи Уголовного кодекса, касающейся оборота ядовитых и сильнодействующих веществ. Это, можно сказать, революция в работе наркоборцов от различных структур.

О необходимости реформировать - а то и вовсе упразднить - 234-ю статью Уголовного кодекса правозащитники и даже отдельные правоприменители говорили давно. Дело в том, что фигурирующее в ней понятие "сильнодействующие вещества" не определено российским законодательством. Есть закон о наркотиках и психотропах, где черным по белому написано, что такое наркотики и психотропы. А определение сильнодействующих отсутствует и в нашей, и в мировой практике.

Был и еще один момент, позволяющий сомневаться в конституционности 234-й статьи. Ее до сих пор применяли в отношении веществ, которые посчитал сильнодействующими Постоянный комитет по контролю наркотиков - некая общественная организация, не состоящая ни при каком ведомстве. Эдуард Бабаян, руководитель ППКН, который долгие годы подвергался критике за эти списки, неоднократно подчеркивал, что законодательной силы они не имеют. Однако наркополиции было удобно по этим таблицам заводить дела, а судам было удобно выносить по ним приговоры.

С учетом возросшего интереса наркоконтроля к химическим предприятиям, которые по роду своей деятельности были связаны с реагентами, включенными в бабаяновские списки, возмущение общественности судебной практикой стало даже массовым. Сотни людей пошли под суд за ацетон и банальные растворители. И именно наркоконтроль летом прошлого года вышел с предложением заняться 234-й статьей. В декабре были приняты поправки, согласно которым списки сильнодействующих должно выпускать правительство, а не общественный комитет Бабаяна. Теперь утвержден и сам список.

Собственно, список появился еще в конце декабря. И с месяц дожидался официального опубликования. Подсудимые по "химическим" процессам видят в этом не простое стечение обстоятельств. Дело в том, что в данный момент наиболее громкие дела химиков трещат по швам. Вчера в Перовском районном суде Москвы допрашивали следователей Московского управления ФСКН Карелина и Василькова, возбудивших уголовные дела против руководителей фирмы "Софэкс" Яны Яковлевой и Алексея Процкого. Напомним: их, как и тысячи других химиков по всей стране, судят за оборот диэтилового эфира, широко применяемого в промышленности. По мнению ФСКН, этот оборот был незаконным, однако сформулировать, что такое "законный оборот", люди, возбудившие уголовное дело, не могут. Они даже не могут сформулировать, в чем суть преступления Яковлевой и Процкого. При таком положении дел не исключен оправдательный приговор, для ФСКН крайне нежелательный (особенно с учетом обширной общероссийской практики борьбы с растворителями). В новых списках, утвержденных правительством, этиловый эфир отсутствует. Как и многие другие промышленные растворители, из-за которых возбуждены уголовные дела по 234-й статье. Формально эти дела теперь должны быть закрыты - за изменением законодательства.

Подобный исход для ФСКН гораздо предпочтительнее, чем оправдание химиков.

Ольга Боброва

www.novayagazeta.ru

16.01.2008

Док. 584029
Перв. публик.: 16.01.08
Последн. ред.: 26.08.09
Число обращений: 0

  • Бабаян Эдуард Арменакович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``