В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислава Успенского погубила `Анна Каренина` Назад
Владислава Успенского погубила `Анна Каренина`
Сегодня на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, в день рождения композитора Владислава Успенского, состоится премьерный показ большого драматического мюзикла "Анна Каренина". Сам автор не дожил до премьеры совсем чуть-чуть. Этим летом 66-летний композитор ушел из жизни. Обострение диабета и других недугов у Владислава Александровича, как объяснили врачи, было вызвано глубокими стрессами, которые он переживал из-за непростой судьбы "Анны Карениной" в родном городе. Об этом поведала "Смене" жена композитора Ирина Тайманова, известный режиссер, профессор консерватории, телеведущая...

Гнев товарища Толстикова

- Я вам скажу странную вещь: Владик был счастливым несчастливым человеком. По внешним признакам у него все было удачно, но с другой стороны...

Мальчик из Омска, которого никто никуда не продвигал, в 16 лет, отдыхая в Сочи с мамой, познакомился с известным композитором Дмитрием Кабалевским, и тот сказал: "Владику необходимо учиться!", дав рекомендательное письмо в музыкальное училище при Московской консерватории. Однако вскоре семья Владика переехала в город на Неве, и юноша стал студентом Ленинградской консерватории.

Успенский происходил из религиозной семьи, был глубоко верующим человеком, но в Консерватории его назначили секретарем комсомольской организации факультета. Владик начал приглашать в межвузовский клуб творческой молодежи Мишу Шемякина, Иосифа Бродского... Став в свои 26 (!) лет еще и деканом теоретико-композиторского факультета Консерватории, Успенский написал "Абзацы для препарированного фортепиано". Тут даже товарищ Толстиков, могущественный партийный лидер, устроил публичный разнос: что же это за декан, если пишет какую-то непонятную музыку и кладет какие-то железяки в рояль!

Заступничество Шостаковича

- Когда Успенский заканчивал обучение, ему заказали кантату. В тот момент был чрезвычайно популярен Евгений Евтушенко, и Успенский со свойственной ему искренностью взял и написал кантату "Мой сверстник", где поэт вспоминает своего отца, чей партбилет был прострелен на войне. Что тут началось! Вдруг Успенский из авангардиста попал в карьеристы: секретарь комсомольской организации да еще и пишущий про партийный билет! Как в любом вузе, в Консерватории были распри между педагогами, и два патриарха, Арапов и Салманов, объявили ленинского стипендиата Успенского "карьеристом", отказавшись рекомендовать его в аспирантуру. Кто знает, как сложились бы обстоятельства, если бы за Владика не заступился сам Шостакович, обратившийся в письме к ректору: "Я рад был бы, если бы Владислава Успенского зачислили ко мне". Все интриги господина Салманова рухнули: кто же мог возразить Шостаковичу! Так Успенский вошел в число учеников Дмитрия Дмитриевича, и это были потрясающие годы.

"На этой девочке я женюсь!"
- Я пришла в консерваторию несколько лет спустя после Успенского. Тоненькая девочка с длинной косой... Успенского назначили куратором по коллоквиуму, и он остановил свой взор на мне. Изучил мое личное дело, а когда узнал, что я сестра знаменитого шахматиста и музыканта Марка Тайманова, то впал в радужные чувства и заявил после очередного коллоквиума: "На этой девочке я женюсь!" Затем в течение трех лет упрямо шел к своей цели, не обращая внимания на то, что меня окружало множество интересных молодых людей. Он был во всем чрезвычайно последовательным и, дождавшись, когда у меня случилась размолвка с ухажером-физиком, сделал предложение. Я ответила на это предложение через год, и в мои 19, а в его 24 мы поженились, чтобы затем прожить 41 год в любви, мире, радости и согласии.

Лучшая опера XX века

- "Войну с саламандрами" - оперу на грани авангарда о тоталитарном режиме - высоко оценил сам Шостакович (сохранилось ТВ-интервью, где Дмитрий Дмитриевич вообще говорит, что это одна из лучших опер ХХ века! - Прим. М. С.), по ней должны были снимать советско-чешский музыкальный фильм. Но, как это бывало в жизни Успенского, в последний момент что-то стряслось: съемки совпали с моментом... ввода наших войск в Чехословакию. Проект, естественно, рухнул.

У Успенского было много подобных эпизодов, когда предполагаемый триумф превращался в нечто противоположное. Даже Андрей Петров, возглавивший Союз композиторов Ленинграда, услышав краем уха мнение господина Салманова, решил не принимать "карьериста" Успенского в Союз. Вот и не приняли выпускника аспирантуры, ленинского стипендиата, одного из лучших учеников Шостаковича. Однако прошло не так много времени, и по иронии судьбы Владик был не только принят в Союз, но и приглашен заместителем к Петрову, став на тридцать лет его правой рукой. И, провожая Владика в последний путь, Андрей сказал мне: "Этого места больше никто не займет - у меня не будет должности вице-президента по творческим вопросам. Такого, как Владик, просто не найти!"

Писать шлягеры так и не научился

- Владик презирал песню и считал ее низким жанром, пока не подружился с Максимом Шостаковичем, который и привел нас в гости к Эдите Пьехе. Прима жила тогда в Купчине, на Будапештской улице, где была грязь по колено, и Шура Броневицкий (муж Пьехи. - Прим. М. С.) поставил меня и Владика в ванну и начал обмывать душем. Так с омовения в доме Пьехи началась жизнь Успенского в песне. Первая песня, которую он принес Эдите, называлась "Девочка-полька". Впоследствии Пьеха получила немало призов за две песни Владика - "Следующий" и "Хлеб". Его баллады исполняют Кобзон, Долина, Понаровская, Мирошниченко, Караченцов. Правда, убойные шлягеры Успенский так и не научился писать. Крутым не стал не только в силу обстоятельств, а просто потому, что по характеру он не крутой. В эстраду он привносил человеческую судьбу, а не муси-пуси.

Последняя обида

- Успенскому явно недодали режиссеры в кино и театре, и он переживал это, несколько лет сидел практически без композиторской работы. А ушел из жизни, как мне сказали врачи, от стрессов, что обострились в связи с ситуацией вокруг его последнего сочинения - драматического мюзикла "Анна Каренина".

Успенский легко выиграл международный тендер на написание "Анны", и в 2000 году в Хельсинки состоялась премьера произведения, которое Андрей Петров назвал "Евгением Онегиным" нашего времени. В Финляндии музыка Владика звучала в мобильных телефонах, фонтаны пели его мелодии, спектакль прошел 101 раз за один сезон. А дома, в России, Успенский ходил к разным банкирам, депутатам, чтобы выбить не четыре миллиона долларов, которые были вложены в финский спектакль, а хотя бы триста тысяч. В итоге хождений по мукам мы получили 38 тысяч, хотя власти города клятвенно обещали ему дать к юбилею Санкт-Петербурга в десять раз больше. Но в культурной столице России не нашлось нужных средств на сочинение, которое могло бы сделать честь русскому мюзиклу. Вот и вся история...

Впрочем, не вся, потому что "Анна Каренина" все-таки поставлена в родном городе Успен-ского. Да, у нас не самые богатые декорации и спецэффекты, однако есть прекрасные солисты, великолепный балет и, главное, - потрясающая музыка Владика.


07.09.2004
smena.ru

Док. 584756
Перв. публик.: 07.09.04
Последн. ред.: 27.08.09
Число обращений: 0

  • Успенский Владислав Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``