В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Система компетенции Назад
Система компетенции
Учитывая колоссальный рост объема знаний, должен ли современный специалист быть узкоспециализированным, или же все-таки это должен быть специалист широкого профиля? Продолжаем беседу с доктором политических наук, ректором Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова Владимиром Дмитриевичем Нечаевым...

(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)

- В Японии, например, система образования очень долго предусматривала подготовку именно "узких" специалистов, а у них весьма результативный опыт...

НЕЧАЕВ: Можно привести пример и американской системы, которая на сегодняшний день является образцовой с точки зрения качества высшего образования; все в той или иной мере ориентируются на нее. Так получилось, видимо, в силу долгосрочного лидерства Америки в экономике, в военной сфере, особенно в последние годы. Там тоже прагматичный подход, ориентированный на формирование узких специалистов. Советская школа, напомню, наоборот настаивала на фундаментальной подготовке, на широком образовании.

Владимир НечаевКак ни странно, сегодня многие ведущие мировые университеты уходят от этого. Почему? Дело в том, что современный человек в течение жизни неоднократно меняет не просто место работы, но и профиль своей деятельности. И становится очевидным: человека один раз чему-то научили, он пошел работать, и если он не работает десятилетиями в одной корпорации, проходя карьерный путь "от лейтенанта до генерала", четко зная лишь одну сферу деятельности, это препятствует его мобильности. А общество, экономика сегодня мобильны, люди часто меняют и место работы, и должность, и профиль деятельности. Поэтому им приходится часто переучиваться.

И это особенность нашей нынешней жизни - образование через всю жизнь: корпоративное, дополнительное, - какое угодно. Поэтому главное, чему должен научить университет, - научить учиться, научить организовывать себя. И это мое глубокое убеждение. То есть человек должен уметь в любом возрасте, по крайней мере в активном возрасте, профессионально работать с информацией, не бояться учиться, не бояться осваивать новое, делать это быстро и эффективно, и уметь организовывать себя, в частности, выстраивать свою жизненную стратегию.

Поэтому в моем понимании хорошая система высшего (и вообще профессионального) образования заключает в себе две составляющие. В ней есть ядро, то, что сейчас называют универсальными системами компетенции, типа правильно поставленного мышления, умения анализировать, делать выводы, систематически сравнивать. Также - коммуникативные способности, умение планировать, организовывать себя, организовыват других людей, - то, что может быть полезным практически в любой сфере деятельности, куда бы человек ни пришел. И вокруг этого ядра - широкий спектр частных специальных курсов...

 

www.radiorus.ru



Док. 585867
Перв. публик.: 18.08.09
Последн. ред.: 01.09.09
Число обращений: 0

  • Нечаев Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``