В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О театре, опере и балете Назад
О театре, опере и балете
Театр (от греч. - зрелище) - род искусства. В драматическом мы наблюдаем как развиваются события для раскрытия основного замысла спектакля. В опере - происходящее на сцене действие выражается музыкой, пением действующих лиц, звучание оркестра. В балете роль, аналогичная пению в опере, принадлежит танцу и пантомиме.
В опере и балете музыка связывает все элементы драмы воедино. В оперетте, представляющей разновидность оперы с разговорным диалогом, большое значение имеет куплетная песня и танец. В мюзикле используются выразительные средства драматического, оперного и танцевального искусств, эстрадной и бытовой музыки.
Театр - это форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, от его национальной истории и культуры. Музыкальный театр имеет многовековую историю. Истоки его - в народных празднествах и игрищах, в которых сочеталось пение, танец, пантомима, действие, инструментальная музыка. Драматические спектакли древности не обходились без музыки. Роль музыки была велика и в античной трагедии, и в средневековых народных представлениях, но как особый вид драматического искусства, в котором музыка служит основой развития действия, опера и балет возникли на рубеже 16-17 веков.
В национальных культурах Европы эпохи Возрождения вырабатывались принципы создания нового типа музыкально-театрального спектакля, открылись публичные музыкальные театры. Опера и балет со временем занимают все более важное место в жизни общества, становятся неотъемлемой частью культуры страны. Основоположниками национальных оперных и балетных школ стали крупные композиторы Италии, Франции, Англии, Австрии, Германии и Испании. В последней четверти 18 века сформировался музыкальный театр России. Велик вклад в музыкально-театральное искусство композиторов всего мира. Назовем только некоторые имена и страны.
Австрия - Моцарт, Берг; Англия - Перселл Бриттен; Венгрия - Эркель, Барток; Германия - Глюк, Бетховен, Вебер, Вагнер; Италия - Монтеверди, Россини, Верди, Масканьи, Пучини; Польша - Монюшко; Россия - Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусорский, Римский - Корсаков, Чайковский, Глазунов, Рубинштейн, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Шпитке; США - Гершвин; Франция - Гуно, Бизе, Дебюсси; Чехия - Сметана, Дворжак, Яначак.
Особый успех выпал на 18 и 19 века, когда композиторы многих стран создали оперные шедевры, которые и сегодня не сходят с музыкальных сцен мира. В Италии - великий ее композитор Джузеппе Верди, в России русский композитор Петр Ильич Чайковский возглавляют список талантливых композиторов мира.
Полюбившиеся народу оперы композиторов разных стран отличаются реализмом и жизненной силой, их успех заключается в выборе ярких средств музыкальной драматургии, в проникновении в интонации народной песенности, в раскрытии мира чувств и переживаний героев. Трудно назвать какую-либо оперу лучшей. Одной из лучших у Верди - "Аида", у Чайковского - "Евгений Онегин", у Бизе - "Кармен", у Леонковалло - " Паяцы", у Глинки - "Иван Сусанин" и т.д. Любовь миллионов людей во всем мире снискали те композиторы, в произведениях которых проявилась неистощимая художественная одаренность их народов. Остановимся подробнее только на двух популярных операх, это "Кармен" Ж.Бизе и "Евгений Онегин" П.И.Чайковского.
Самобытное дарование Ж.Бизе с особой силой предстало в его гениальной опере "Кармен" по новелле П. Мериме. Новаторское произведение исключительной жизненной силы волнует не только реалистическим сюжетом, но и покоряет сердца гениальной музыкой - яркой, глубокой, подлинно демократической.
Темпераментная и смелая Кармен (меццосопрано) привыкла властвовать над всеми. Встреча с драгуном доном Хозе (тенор) пробуждает в ней страсть. Ее хабанера, песня свободной любви, звучит как вызов Хозе, а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь.
Кармен оказалась виновницей ссоры на сигарной фабрике, Хозе должен доставить ее в тюрьму, но покоренный всесильными чарами любви нарушает приказ. Воинская присяга нарушена, путь к возвращению в казармы отрезан и Хозе с Кармен бегут в горы.
Хозе страдает от измены долгу, Кармен его больше не любит, разрыв неизбежен. Но оказавшись вместе на корриде в Севилье, где собравшиеся с нетерпением ждут начала боя быков, они приветствуют шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем тореадором Эскамильо (баритон). Кармен влечет к жизнерадостному Эскамильо, Хозе неотступно следует за ней. Хозе не верит, что она разлюбила его, но цыганка Кармен гордо бросает в лицо Хозе - "Свободной родилась - свободной и умру!" В порыве гнева Хозе закалывает Кармен.
Уже в увертюре оперы отражены образцы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагическая судьба Кармен. Богаты движением и красками вступительные народные сцены: хор солдат, задорный марш мальчишек, хор девушек, работниц сигарной фабрики. Выход Кармен и ее хаванера "У любви как у пташки крылья близки к горделивым испанским песням - танцам.
Воплощение жизненных идеалов героев является ария Хозе о цветке ("Видишь как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила") и песня Кармен, ее гимн свободе "Туда, туда, в родные горы".
Торжественно героический марш и хор сопровождают триумфальное шествие Эскамильо. Широко и свободно льется полного и горячего чувства мелодия дуэта Эскамильо и Кармен " Если любишь, Кармен".
В конце оперы, в особенности в дуэте Хозе и Кармен, драматическое напряжение быстро нарастает. Четырежды вторгающиеся праздничные возгласы толпы обостряют поединок героев, приводящий к трагической развязке.
"Кармен"- вершина французской реалистической оперы, один из шедевров оперной классики. Музыка оперы, полная жизни и света, ярко воспевает свободу человеческой личности, глубоко правдив драматизм столкновений и конфликтов.
Оперу "Евгений Онегин" П.И.Чайковский написал на сюжет пушкинского романа "Евгений Онегин" - непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма.
Действие происходит в деревне и в Петербурге. С поразительным совершенством Чайковский охарактеризовал в музыке этически прекрасный облик Татьяны (сопрано) и ее русские национальные черты. Ария " я не способна к грусти полной" дает портрет беспечной и резвой Ольги (контральто). В лирически восторженном ариозо Ленского (тенор) " Я люблю вас, Ольга" возникает облик пылкого, романтического юноши. В сцене письма Татьяны, композитор с замечательной психологической чуткостью отразил душевное состояние героини, ее страстный порыв, робость, отчаянную решимость.
В заключительном ариозо Онегина (баритон) отражая вспыхнувшую любовь, звучит страстная мелодия из сцены письма Татьяны. Дуэт Татьяны и Онегина - взволнованный, полный эмоциональных контрастов, заканчивается стремительным нарастанием и драматическим срывом.
Опера "Евгений Онегин", гениальное произведение Чайковского, ознаменовала расцвет его творчества и сыграла решающую роль в последующем развитии русской оперы. Великий композитор,- педагог- воспитатель, критик - публицист и дирижер, был образцом непрерывного и настойчивого труда, его произведения составили эпоху в истории мировой культуры и по настоящее время включены в репертуар мировых музыкальных театров.
1) в балете органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.
2) в балете органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.
Корни этого синтетического жанра уходят в глубочайшую древность. Памятники культуры Египта, Греции, Италии, Индии и других стран свидетельствуют о важной роли танца в жизни даже начального становления общества. Однако, балет в современном понимании этого слова возник лишь в эпоху Возрождения и как самостоятельный музыкально-театральный жанр кристаллизируется к концу 18 века.
В ходе развития балетное искусство отражало черты стилистических течений каждого времени - классицизма, романтизма и т.д.
За два с половиной века, с середины 18 и до конца 19, от К. Глюка и до Р. Щедрина, создано более ста балетов. Назовем некоторые из них, имеющих мировую славу, счастливую сценическую судьбу, историческое значение для той или иной национальной балетной школы, созданные великими композиторами и балетмейстерами.
Это "Жизель" Ш. Адана, "Тщетная предосторожность" П. Гертеля, "Раймонда" А. Глазунова, "Красный мак" Р. Глиера, "Дон- Жуан" К. Глюка, "Баядерка" Л. Минкуса, "Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, "Спартак" А. Хачатуряна, "Лебединое озеро", "Щелкунчик" П. Чайковского, "Сильфида" Ж. Шнейцхоффера, "Анна Каренина" Р. Шедрина...
Постепенно из дворцовых покоев в европейских странах и в России балет переместился в общедоступные театры для горожан. Содержание балетов обогащалось, приобретая психологическую направленность, лирические переживания трогали сердца людей. Балет прославлял благородство чувств человека, самоотверженность любви.
Трагедия в балете потрясала не меньше, чем в драме и опере. Идеи рока, героического подвига, борьбы с тиранами имели сильное эмоциональное воздействие.
Развивался и комедийный балет, в нем героями выступали простые люди, крестьяне, горожане. Так, например, балет "Тщетная предосторожность", музыка первой постановки которого в 1789 году была составлена из народных французских песен и танцев, стал балетной классикой и сохранился в репертуаре театров до наших дней.
С начала 19 века балет завоевал прочное, самостоятельное положение в ряду сценических искусств. Балет впитывал опыт драматических и оперных театров, расширял образно-содержательную сферу, часто заимствуя сюжеты из современной литературы.
В 1832г. балет "Сильфида", лирическая танцевальная поэма, открыла новое для балета поэтическое содержание. Впервые зазвучали темы идеальной любви как смысла жизни, разлада мечты и действительности, неразрешимого контраста идеального, возвышенного и низменного быта. Спектакль завершался гибелью Сильфиды, безмерным отчаянием ее возлюбленного, и этот финал потрясал зрителей так же, как и новый, женский танец, создающий впечатление полетности, трепетности и устремленности к недосягаемому идеалу.
В 1841г. в Париже был создан один из шедовров романтического искусства, ставший вечным в репертуаре театров всего мира, балет "Жизель" А.Адана. Успех "Жизели" был ошеломляющим, танец и музыка в нем слились воедино.
Многие балеты привлекали к себе особой выразительностью танца и мастерством музыки. Это были серьезные и значительные в художественном отношении произведения. Громко звучали имена композиторов, почему-то тише имена авторов танца, хореографии-балетмейстеров.
Однако, главным событием в истории балетного театра девятнадцатого века стало творчество в этой области П.И.Чайковского, создавшего в содружестве с выдающимся хореографом Мариусом Петипа и Львом Ивановым новый тип, так называемого балета,- симфонический балет.
Гений Чайковского определил его роль в осуществлении балетной реформы. Отныне музыка становилась важнейшим слагаемым спектакля и ее содержание направляло хореографическое решение.
Одним из направлений балетного театра двадцатого века стали бессюжетные балеты, которые ставятся на музыку, не предназначенную автором-композитором для балета. Поклонники этой разновидности балетного театра возвеличивали танец в его самодостаточности, искали и открывали новую красоту пластических рисунков, создавая иногда и новую танцевальную лексику, считая, что это обновляет и обогащает классический танец. Эта новая и сложная жизнь современного балета продолжается в поисках новой образности, новых тем, новой выразительности и имеет своих поклонников.
Что касается классического балета и его освященных традицией формах, то залы академических театров по-прежнему переполнены публикой. Жизнь балета зависит от исполнителей, мастерства балетных артистов, воплощающих замысел на сцене театра. У каждой балетной эпохи свое лицо, свои яркие представители. Незабвенная Анна Павлова говорила: "Балет - это не ноги, балет - это душа". Современная выдающаяся балерина Ульяна Лопаткина, которую заполучить в свою труппу желают сегодня многие театры мира, сравнивает танцевальные движения с речью. Она говорит: "Речь, язык как средство выражения, используется всеми по-разному. Он может быть утонченным, деликатным, тактичным или вульгарным и шокирующим".
Без вдохновения и мастерства артистов балет мертв. Именно исполнители - балерины, танцовщики, кордебалет - доносят до зрителя самые смелые, сложные, спорные, гениальные замыслы авторов. Нет сомнения, что двадцать первый век принесет нам новые свершения композиторов, хореографов, либреттистов, а так же новые встречи с искусством артистов мирового музыкального театра.
Учитывая популярную направленность настоящей статьи, приводим разъяснение некоторых упоминай в ней терминов, а также танцевальных движений:
Хореография - танец, пляска, хоровод.
Балетмейстер - автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создает такую систему движений, которая наиболее выразительно раскрывает на сцене художественные образы и идею спектакля.
Па (от франц. - шаг) - отдельная фигура танца с определенной постановкой ног, большинство "па" взято из народных танцев.
Па-де-де (от франц. - танец вдвоем) - состоит из общего выхода - адажио (парная лирическая часть танца), аллегро - двух вариаций (соло танцовщика и танцовщицы) и коды (совместное заключение). Лучшие образцы в па-де-де в балетах П.И.Чайковского.
Па-де-труа (от франц. - танец втроем) - повторяет в основном структуру па-де-де. Чаще всего исполнителями являются две танцовщицы и один танцовщик, возможны варианты - одна танцовщица и два танцовщика или все танцовщицы.
Гран-па (от франц. - большой танец) - ансамблевый танец в балете с участием солистов и кордебалета, обычно является заключительным танцем акта или картины.
Фуэте - фигура классического танца, состоящая из многократных повторов на пальцах одной ноги и одновременных круговых движений в воздухе другой ногой.
Кордебалет - состав балетных артистов, исполняющих групповые танцы.
Балетный танец - танец для массового развлечения и исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах или балах.
Апломб - умение долго и уверенно держать равновесие на одной ноге.
Батман (от франц. - хлопание, биение) - особый вид "па" в балете многократное и быстрое похлопывание стопами ног друг друга в прыжке.

1 янв 2006

Док. 586354
Перв. публик.: 02.09.09
Последн. ред.: 07.10.09
Число обращений: 0

  • Ольхин Юрий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``