В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Секрет эпизода, или Портрет за 39 минут Назад
Секрет эпизода, или Портрет за 39 минут
Более 360 съемочных дней - такова, по самым скромным прикидкам, статистика. В 2007 году программе "Эпизоды" исполняется 5 лет. 11 марта в эфир вышел 150-й выпуск. Эпизод - слово очень многозначное: здесь и забавная история сродни анекдоту, и ключевые моменты биографии. А как видят программу и ее героев те, кто работает над "Эпизодами"? Наши собеседники - шеф-редактор Ирина Диалектова и режиссер Ольга Вихоркова. Вместе с коллегами они за несколько лет подготовили к эфиру не один выпуск программы "Эпизоды".

- Есть ли какие-то секреты, как "раскрыть" человека? Для многих ваших героев работа на камеру привычна, но тем не менее: кто-то зажимается, кто-то говорит как по шаблону...


Ольга Вихоркова: Секретов нет, есть простые правила (улыбается). Одно из главных - очень внимательно слушать. Даже если герой говорит не то, что ты бы хотел или ожидал услышать - главное, уметь внимательно слушать. И еще очень сложный момент: надо угадать, задать несколько точных вопросов, которые бы спровоцировали взаимный интерес. Если есть пара вопросов "в точку" - то тогда, как правило, все складывается.

Ирина Диалектова: Бывает, что люди для нас открываются совершенно с неожиданной стороны. Для меня открытием было два героя, точнее - героини: Ольга Субботина - молодая девушка, режиссер - столько в ней было энергии, за которой можно было пойти! Молодая - около 30 лет, но уже со сложившимся мировоззрением художника. К сожалению, она менее известна, чем Нина Чусова или Кирилл Серебренников - может быть в силу того, что ее режиссура, близкая к классической, не провокационна. Вторая - Алла Михайлова: она руководит журналом "Сцена", занимается сценографией, работает с художниками-сценографами. И вот за ней, за ее жизнью - стоит столько, что страшно даже представить.

- "Эпизоды" с разными людьми структурно строятся по-разному. С кем-то - нарочитые склейки, яркие фрагменты, а у кого-то - почти непрерывный рассказ. Насколько стиль героя определяет характер монтажа программы о нем?


О.В.: Мы стараемся передать свои ощущения от общения с героем - с одной стороны, а с другой - характер этого человека. Порой это непросто: как правило, публичные люди не раскрываются, предпочитая "общие места". Но бывают и исключения. Например, Женя Добровольская - настолько самодостаточный человек, что не старается выглядеть лучше, казаться лучше... Для меня это было открытие. Она, публичный человек, вела себя как обычно, не притворяясь, не играя на камеру. И, на мой взгляд, получилась одна из лучших программ - пронзительный портрет усталой и самодостаточной женщины.

Очень интересно, когда говоришь с людьми в возрасте, которым уже нечего скрывать. Многие из молодых "медийных" персонажей думают, как надо выглядеть, как надо говорить, а как не надо; у пожилых людей все уже идет по "гамбургскому счету". Готовя программу о Льве Аннинском, я просто ходила за ним по дому, задавала какие-то вопросы, часто банальные, и думала о том, что "Эпизоды" с ним - по сути, уже документ эпохи. Драматург Ксения Драгунская, с которой мы тоже делали программу, сказала потом: "Все пройдет: может, и пьесы мои читать не будут, и спектакли сойдут со сцены, а вот эта запись останется" - и поблагодарила.

- Часто потом перезванивают герои?

И.Д.: Редко...

- Как проходит съемка?

О.В.: Мы снимаем несколько дней, уделяя много времени профессии человека, его работе. Например, режиссеров очень интересно снимать во время их собственных репетиций: они забывают о камере, и начиная работать с актерами - раскрываются сами.
У нас был фантастический эпизод, когда мы влюбились не только в героиню, о которой снимали программу, но и в место, в пейзаж, в людей, с которыми она работала. Не секрет, что многие программы делаются к датам. Так сложилось и в тот раз: новгородские архитекторы-реставраторы Нинель Кузьмина и Леонид Красноречьев, работавшие в храме на Волотовом поле, получили Государственную премию. Они восстановили храм фактически из руин благодаря тому, что сохранилось много фотографий уникальных фресок и после войны консервация храма была проведена очень грамотно.
Мы приехали в Новгород, поселились в гостинице и пошли искать Нинель Николаевну. Первое, что мы услышали, войдя к ней: "Заходите, заходите, я вам картошечки сварила..." А потом она начала рассказывать об этих отреставрированных храмах как о людях. Сказала, что обязательно должна познакомить нас с бригадиром, и повезла нас в храм, работы в котором еще не были завершены окончательно. И вот когда они в храме встретились - Нинель Николаевна и мастер - они про нас совершенно забыли, потому что у них были дела гораздо более важные, чем московская съемочная группа: чтобы ничего не выглядело новоделом, все работы надо делать вручную, и они советовались друг с другом о технологиях и ходе работ.

И.Д.: Но в любом случае, тема передачи задана жестко достаточно: эпизоды, о которых идет речь в программе - не важно, значимы они для героя или нет, должны сложиться в какой-то портрет человека. Или хотя бы в набросок к портрету.

О.В.: Какие-то контуры будущей программы проявляются после первого интервью. На нем мы стараемся выявить те самые "точки реагирования": темы, на которые человек говорит охотнее всего.

- Первую беседу с героем снимаете?

О.В.: Обязательно, иначе можно пропустить какой-то хороший ход, какую-то зацепку, штрих... Например, мы снимали режиссера Кирилла Серебренникова. Он живет на Остоженке и как-то сказал, что в театр из дома ходит пешком. И нам подумалось, что надо с ним этот путь пройти. Мы так и сделали. Оператора замучили, конечно: он то задом, то передом шел с камерой... Но это неизбежно: в телевидении XXI века важно ощущение сиюминутности, сопричастности зрителя происходящему в кадре, где Серебренников идет и рассказывает о домах, мимо которых мы проходим, о том, почему Остоженка называется Остоженкой, о каких-то выставках импровизированных, которые проходили в ее дворах. И пока мы так шли, мы многое поняли, о человеке, который перед нами. Мы ж хитрые...

- Тяжело отбирать материал? Хронометраж программы же всего 39 минут...

И.Д.: Самое тяжелое - это первый день. Начать, найти отправную точку интриги монтажа - это главное. И, действительно, чем больше материала, тем сложнее выбрать.

- Возникает ли желание встретиться с героями предыдущих программ? Наверно, было бы интересно свериться, что сбылось из того, о чем говорилось в прошлый раз, что изменилось...

О.В.: Нет, наверно. Столько интересных новых лиц вокруг! Хотя...С Нинель Кузьминой хотелось бы сделать еще одну программу, с Аллой Михайловой... С теми, с кем было легко работать: чем сложнее и умнее человек, тем он проще.


07.04.2007
www.tvkultura.ru

Док. 586838
Перв. публик.: 07.04.07
Последн. ред.: 02.09.09
Число обращений: 0

  • Кузьмина Нинель Николаевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``