В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Только примечания? Искусство в эпоху социального дарвинизма Назад
Только примечания? Искусство в эпоху социального дарвинизма
Произведения, включенные в данный раздел Основного проекта, призваны способствовать осознанию той ситуации, в которой сегодня оказалось искусство. Современное искусство, как и в целом гуманитарная культура, утрачивают то, что можно было назвать их "легитимирующей функцией". Именно поэтому сегодня мы говорим о Примечаниях, заметках, которые искусство способно оставлять на полях макроэкономических битв, о принципиальной важности комментирования художником тех высказываний, которые делаются на языке Капитала и Большой политики.
Сама тема "Примечания" отсылает к проблеме поиска места, которое пытается занять современное искусство в современном мире, и его значению универсального комментария к происходящему в окружающей действительности.
Сегодня вопрос можно сформулировать следующим образом: какая борьба за жизнь происходят в эпоху глобализации и можно ли сказать, что борьба за жизнь стала еще более суровой по сравнению с предшествующими историческими периодами? Имеет ли современное искусство шанс выжить в "борьбе за жизнь" среди транснациональных институций культурной индустрии?
В этой связи надо попытаться определить еще раз особенности той эпохи, которая наступила после падения Берлинской стены (1989) и распада Советского Союза (1991). Есть все основания полагать, что этими событиями завершилась огромная историческая эпоха, эпоха Нового времени, когда искусство и культура в целом были важнейшей составной частью общественной идеологии. Этим определялось привилегированное положение искусства и художника. Но даже в идеологическую эпоху Модернити роль и место художника существенно различались при либеральных режимах с одной стороны и тоталитарных с другой. И в том и другом случае, и особые доказательства этому дает период модернизма и авангарда в течение всего 20 века, искусство, и особенно изобразительное искусство, претендовало на элитарную позицию в обществе. В этом смысле Модернизм завершает традицию эпохи Просвещения.
Неолиберальная реальность бросает художнику вызов и заставляет разрабатывать новые стратегии выживания. Одна из них - создание произведений, направленных против доминирующей поп-культуры, или использование ее в своих целях.
Выживание искусства как института в условиях глобализированной рыночной экономики оказалось еще более сложной задачей, чем выживание в условиях тоталитарных режимов, когда искусство являлось важнейшей частью господствовавшей идеологии. Дело в том, что художник, являясь идеологом, в идеологическом обществе становится основной, фундирующей, объясняющей и оправдывающей это общество фигурой. Власть вынуждена говорить на его языке, говорить его языком.
Современное изобразительное искусство, особенно в идеологический период своего развития, существовало в форме рефлексии относительно самого себя, своего предмета и своей истории, и как результат акты этой рефлексии, их жесты, их предметное выражение радикализировались, создавались визуальные знаки, вступавшие в радикальную полемику с признанными на данный момент "пластическими ценностями", вплоть до их радикального отрицания или не менее радикальной деконструкции.
Участники проекта "Только примечания? Искусство в эпоху социального дарвинизма" - художники, которые работают с описанными выше проблематикам и осознанно относятся к художественным стратегиям своего выживания, а также к самой ситуации выживания искусства и сохранению художника как важного субъекта политической и социальной критики. Можно сказать, что участники этого проекта принимают утверждение Адорно, согласно которому "культура на самом деле не просто приспосабливается к человеческому существованию, но всегда протестует против ситуации косности, в которой человек существует, и тем самым воздает ему хвалу".


Иосиф Бакштейн
2 марта 2007
2nd.moscowbiennale.ru

Док. 587021
Перв. публик.: 02.03.07
Последн. ред.: 03.09.09
Число обращений: 0

  • Бакштейн Иосиф Маркович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``