В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Соколкин: `Поэзия не имеет никакого отношения к шоу-бизнесу` Назад
Сергей Соколкин: `Поэзия не имеет никакого отношения к шоу-бизнесу`
Песни на стихи Сергея Соколкина исполняют около 50 звезд эстрады: Лариса Долина, Ирина Аллегрова, Александр Буйнов, Борис Моисеев, Ирина Салтыкова, группа "А-Студио", Алена Апина, Лолита, Лев Лещенко и многие другие. По словам поэта, его сотрудничество с известными исполнителями началось довольно органично и сразу стало плодотворным. Задолго до этого были публикации в СМИ, выпуск четырех поэтических сборников, членство в Союзе писателей России и работа, работа, работа... В 1994 году Сергей Соколкин стал лауреатом Международной литературной премии им. Андрея Платонова. И уже потом - как результат огромного поэтического труда - пришло признание: в 1998, 2001, 2002, 2003 и 2005 годах Сергей - участник и лауреат ежегодного телефестиваля "Песня года". Три года назад, выступив в качестве продюсера, Соколкин организовал группу "Фейсконтроль", которая в 2005 году названа лауреатом премии "За возрождение России" в номинации "Лучший музыкальный коллектив". Сам же Сергей Соколкин стал кавалером сначала Золотого орденского креста "За самоотверженный труд на благо Отечества", а затем и ордена "Михайло Ломоносов".

- Сергей, многие маститые и именитые авторы получают за свой труд плату, несоизмеримую с их вкладом в расширение и улучшение репертуара звезд...

- Подобное у нас происходит только сейчас. В советское время этого не допускали: поэты и композиторы были достаточно, а подчас и более состоятельными людьми, нежели артисты. Да и "совершенство" законодательства и нормативных актов привело к тому, что ставки, по которым мы получаем сегодня гонорары, скажем, в РАО (Российское авторское общество), не меняли чуть ли не со сталинских времен. Так, до 2006 года мне как автору приходило порядка 100 тыс. руб. в год, то есть по 8 тыс. в месяц. Поэтому авторы и продают свои произведения втихую, за черную наличку. Нигде в мире нет такой практики. Везде композиторы и поэты отдают песни бесплатно, а потом получают дивиденды с выпуска CD, DVD, проката произведений по радио и телевидению, с концертов и рекламы. А у нас песни выпускают (читай - воруют) пираты, рапортички фактически не заполняются и вообще система работает плохо. Ведь за концерты я получаю авторские только с крупнейших площадок страны (Кремль, "Олимпийский", раньше ГЦКЗ "Россия").

- А остальные площадки - залы, ночные клубы, рестораны?

- Платят лишь редкие честные заведения. Недавно взял в РАО распечатку, и мне стало смешно, когда прочитал: "Приморский край, ресторан "Якорь". Начислено 8 коп.". После этого мне говорят: "Вам желательно бы валютные книжки переоформить". "А там есть хоть что-то?" - спрашиваю я. Ответ был прост и лаконичен: "Ничего". И это несмотря на то, что многие артисты регулярно выезжают с моими песнями в зарубежные туры. Ну понятно, когда площадки не платят, а вот когда артисты поют, не спросив разрешения... Так сделал недавно один известный певец, который взял и исполнил мою песню в одном из кремлевских концертов в присутствии Владимира Владимировича Путина и двух силовых министров. Артист даже не уведомил меня об этом, потому что, видимо, не посчитал нужным (и, соответственно, не подписал контракт, не заплатил денег)...

- Как началось ваше сотрудничество со звездами?

- Все началось с Махмуда Эсамбаева, который однажды пригласил меня, знакомого журналиста, к себе на день рождения и дал телефон Любови Привиной (она пела в свое время вместе с Долиной в ансамбле Кролла). Привина и ее муж Виктор Зима познакомили меня с Татьяной Анциферовой. Уже через нее я вышел на Александра Зацепина, который как раз в то время прилетел из Франции. При встрече я передал ему несколько своих текстов. Вечером того же дня он позвонил и сообщил мне, что написал три песни и вообще, дескать, мои стихи вернули его к жизни. Но первый громкий успех пришел ко мне после сотрудничества с Вадимом Лоткиным, с которым, собственно, мы написали хиты для Ларисы Долиной.

- А самому-то вам никогда не хотелось спеть с какой-нибудь звездой?

- Никогда, потому что в любом человеке ценю прежде всего профессионализм. Когда вижу, как картавя начинают петь композиторы, чьи-то жены или мужья, понимаю, что это чушь собачья. Я слышал массу великолепных вокалистов, которые не могут пробиться только потому, что их места занимают те, у кого есть деньги и связи... Каждый должен заниматься своим делом, в том числе звезды.

- Что же стало мотивом вашего с ними сотрудничества?

- Ну, во-первых, надо же где-то трудиться. Как раз в то время я ушел из газеты "Завтра", в которой работал. Та деятельность мне, честно говоря, поднадоела по разным причинам. Ведь когда патриотизм становится профессией, это мешает работе журналиста и компрометирует патриотизм. Во-вторых, у меня родилась дочь и ее с женой нужно было кормить. В-третьих, мне все было в новинку и весьма интересно. Любому поэту хочется быть востребованным, ему всегда недостает публичности, известности, выступлений, песен...

- Но вы уже были на тот момент состоявшимся поэтом с публикациями, книжками, сборниками стихов...

- Поэзия как таковая не кормит. Более того, доходит до смешного. Ты издаешь, как правило, на свои деньги книгу (мне повезло, потому что это помог сделать скульптор Зураб Церетели), собираешь друзей на творческий вечер, выступаешь перед ними, а потом устраиваешь им банкет за свой счет. Получается, поэт трудится (пишет стихи), доставляет другим удовольствие (выступает) и еще платит им за это (накрывает "поляну"). Я подумал, что вот, наверное, это и есть разврат в чистом виде. Девушки древнейшей профессии в данном вопросе в меньшей степени являются проститутками, чем творческие люди. Я же считаю, что любой человек должен получать за свой труд деньги, поэтому хочу зарабатывать их своим творчеством.

- Никакой маломальский успех невозможен, если отсутствует главное - талант. У вас он, наверное, проявился с самого детства?

- Стихи я начал писать довольно поздно - лет в четырнадцать. Более серьезный опыт и первые публикации связаны с многотиражкой Уральского политехнического института, в котором я учился на механика-машиностроителя. Потом стал печататься в "Уральском рабочем", "Вечернем Свердловске", "На смену"... Дальше - больше: публиковался в журналах "Урал", "Уральский следопыт" (популярнейшее по тем временам издание). После двух лет работы в Академии наук поступил в Московский литературный институт им. Горького на семинар Льва Ивановича Ошанина, которому сразу понравились мои стихи (он даже послал статью обо мне в журнал "Урал", которую там сократили, чтобы "не давить на приемную комиссию Литинститута", куда я в тот момент поступал). Некоторые мои вещи понравились любимейшему мной тогда Андрею Андреевичу Вознесенскому...

- Звездам ваши стихи тоже пришлись по душе с первого взгляда?

- Да как сказать... Нравиться-то нравились, конечно, но с известными людьми всегда сложно. Той же Ларисе Долиной мы с Лоткиным советовали обратить внимание в первую очередь на песню "Три розы". Она же все время отвечала нам, что песня хорошая, но не более. А вот "Певица и музыкант" - суперхит! "На колесах домик мой, но счастливей доли нет", - проникновенно пела она. Но эта песня специфическая, в ней даже первоначально были джазовые элементы... А "Три розы" - песня понятная каждому. Она о любви и разлуке, верности и предательстве. Такое может быть у каждого - и у работяги, и у академика...

- Судя по всему, она все-таки вняла вашим советам?

- По рассказам людей, приближенных к Алле Борисовне, эта песня понравилась и Примадонне. По слухам, она попросила ее у Ларисы Александровны... Результат, как говорится, известен.

- Наверное, то была не единственная ситуация, связанная с вашими песнями?

- Разумеется, я привел только один пример, хотя и по поводу текстов возникали споры, когда, например, звезда упрощала рифму (читай - меняла ее на менее выигрышный вариант) или просто переделывала песню, своровав ее идею и продав под видом своей. Артисты - натуры, как правило, капризные и самовлюбленные. Иногда вообще нарывался на непонимание и хамство. Написал, к примеру, хорошую песню и позвонил одной певице с предложением исполнить мое произведение. В ответ услышал голос уставшего от жизни и чем-то раздраженного "гения": "Вычеркните мой телефон из вашего бесконечного списка!" Не разобравшись, не поинтересовавшись даже, кто звонит (к тому времени я был уже известным автором), люди строят из себя недоступных звезд. Причем чем меньше значимость певца, тем больше он выделывается. Парадокс в том, что звезды первой величины, наоборот, никогда так не ведут себя. Я знал по-настоящему больших артистов, таких как Юрий Никулин, Махмуд Эсамбаев, очень культурных и скромных людей. Скромны в общении и Зураб Церетели, и Илья Глазунов...

- Словом, надоело вам ругаться и спорить со звездами, доказывая им их же выгоду.

- Ну, не так патетично. Я решил создать свою группу "Фейсконтроль", в которой я хозяин. Теперь мне никому ничего не надо доказывать, только себе. Если чувствую, что песня является потенциальным хитом, я ее делаю.

- Что значит "делаю"? Вы же автор только слов...

- Если бы было так, как вы говорите, у меня ничего не вышло бы. Мне же приходится и с композиторами (сейчас я работаю с Анатолием Зубковым), и с аранжировщиками воевать (в хорошем смысле слова), заставляя их подчас по пять-шесть раз переделывать фонограмму, и с издателями вести переговоры, и бизнес-планы составлять для спонсоров, и концерты пробивать, и даже эскизы рисовать к костюмам для девчонок. Получается, я проживаю полную жизнь коллектива, так как это мой проект, мое дитя. Оттого вмешиваюсь в работу всех людей, причастных к данному делу. Кстати, пиаром тоже занимаюсь сам. В результате получилось, что девочки-солистки, видевшие, как все замечательно, но не знавшие тонкостей и объема проделанной за кулисами работы, начали "звездеть". После одной из статей, которая так и называлась "Наш ответ "ВИА Гре", они стали задавать мне вопросы типа "а почему мы получаем меньше, чем солистки "ВИА Гры"?". Причем они даже не догадывались, что на первом этапе мы вообще работали со звукорежиссерами студии звукозаписи, аранжировщиками и композиторами в долг - на будущую прибыль. В общем, когда начались закидоны с опаздыванием на запись и другими подобными выходками, пришлось набрать новых вокалисток.

- Наверное, девочки прошли серьезный фейсконтроль при отборе в группу, если стали нашим ответом украинскому коллективу?

- Да, они красивые. Но главное, что в репертуаре коллектива наряду с модными и танцевальными молодежными песнями есть и патриотические: "Товарищ министр обороны", "Моряк Черноморского флота", "За возрождение России" и др. Кроме того, девчонки имеют серьезную вокальную и хореографическую подготовку: кидают во время выступления батманы и садятся на шпагат. Такого в России не делает никто! Только в прошлом году мы с группой два раза выступали перед нашими солдатами и милиционерами в Чечне. И даже в Ливане, где девчонки пели для российских строителей и частей Минобороны России, охранявших их. Что-то не могу припомнить девичьих коллективов, готовых гастролировать, особенно бесплатно, в местах, где стреляют и бомбят.

- Теперь к трудностям, с которыми сталкивается автор, добавились те, что поджидают вас как продюсера?

- Действительно. Не успели мы выпустить в свет песню "Размножайся. Возрождай Россию!", как она сразу же стала настолько популярной, что ее официально издали более чем в 30 сборниках. Правда, тут же подсуетились пираты, которые напечатали и распространили сотни тысяч нелицензионных CD.

- Да... Другие ругают молодежь, а вы даете им прекрасный шанс стать звездами эстрады. Молодых поэтов, небось, тоже готовы поддержать?

- Во-первых, ко мне уже приходят начинающие таланты и предлагают сотрудничество под эгидой моего будущего продюсерского центра. Во-вторых, если говорить о творческой молодежи, то, будь моя воля, я возродил бы худсоветы, которые были еще при советской власти.

- Почему? Все артисты, наоборот, их ругали.

- Доругались. Сегодня на эстраду прут все кому не лень. Я уж не говорю об элементарно безграмотных вещах. Многие псевдопоэты явно не дружат с русским языком: корявые рифмы, дебильные фразы...

- Считалось, что худсоветы гнобят свободу творчества...

- Это не несвобода, а что хочу, то и ворочу. У нас и фильмы сейчас снимают не режиссеры, а операторы или осветители: кто нашел деньги, тот и главный на съемочной площадке. Считаю, что так неправильно. Россия - страна величайшей культуры Чайковского, Пушкина... Давайте же хоть немного соответствовать данному высокодуховному уровню.

- С чего же начинать молодому таланту, задавшемуся целью работать со звездами?

- Во-первых, писать только в том случае, если он вообще не может без этого жить. Во-вторых, давайте честно: поэзия не имеет никакого отношения к шоу-бизнесу. Для начала могу посоветовать молодым то, с чего начинал сам. Я целый год, набивая руку, учился писать тексты песен. Стихи - это нечто другое, они эстраде не нужны. Тут необходимо выбирать: либо ты поэт, либо текстовик. Если человек выбрал последнее, ему стоит найти своего композитора и исполнителя. Правда, когда у юного дарования нет цели, ему ничего не поможет. Хотя Россия - страна, где живут миллионы одаренных ищущих людей, перед которыми по сей день стоят неразрешенные вопросы русской интеллигенции "кто виноват?" и "что делать?". Подобное самокопание одновременно является и нашей слабой стороной, и сильной. И благодаря этому мы в отличие от западного потребительского общества всегда останемся людьми духовными, мыслящими, любящими, сопереживающими и достойными называться наследниками великого социума, имя которому - русская цивилизация.


26.03.2007

www.zarplata.ru

Ирина ЖУКОВА и Виталий КАРЮКОВ

Док. 587201
Перв. публик.: 26.03.07
Последн. ред.: 03.09.09
Число обращений: 0

  • Соколкин Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``