В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Вагин: В кризис выгодно учиться Назад
Владимир Вагин: В кризис выгодно учиться
Вопросы образования являются актуальными всегда. Но особенно много их появилось сейчас, в самый разгар кризиса. Мы адресовали их ректору СКГМИ Владимиру Стефановичу Вагину.

- Отразился ли кризис на вашем вузе, да и вообще на высшем образовании, или вы его пока не ощутили?
- В настоящий момент по прогнозным цифрам, которые были приняты в трехлетнем бюджете на 2009 год, у нас произошло сокращение финансирования на 15%. Мы почувствовали кризис и по финансированию строительства объектов по федеральным программам, которое сократилось примерно на 20%. Вместо 5,3 млн руб. нам выделили 4,6 млн для завершения реконструкции факультета информационных технологий. Мы собираемся запустить его к 1 сентября - это 4,5 тыс. кв. м учебных площадей, 18 компьютерных классов, около тысячи студентов. У факультета информационных технологий никогда не было своего здания, он был распределен по другим корпусам, а ведь очень важно иметь свою территорию, свою зону ответственности. И мы надеемся, что это здание станет одним из лучших в нашем вузе.

- Раньше ваши студенты выезжали на практику в другие регионы страны. Сейчас в связи с кризисом эта традиция не канет в Лету?
- Работа со стратегическими партнерами - давнишняя традиция нашего вуза. Мы сотрудничаем с предприятиями, которые есть в республике, ЮФО, Подмосковье, на Урале, но все же основные наши партнеры - это, конечно, горно-металлургические компании, расположенные на 66-й параллели, начиная от Мончегорска на Кольском полуострове и заканчивая Магаданом. Это и горно-металлургические, и геолого-разведочные предприятия. У нас с ними заключены договора, и наши студенты ежегодно отправляются туда на практику и трудоустройство. До начала кризиса около половины наших детей выезжало туда, причем за счет средств этих компаний, на практику, остальные распределялись здесь, в республике и ЮФО.

Примерно 70% тех, кто ехал на практику, потом оставались там работать. Условия, на которых наши ребята там оставались, - это зарплата не меньше 30 тыс. руб. и весь социальный пакет. При заключении соглашения со стратегическими партнерами мы обязательно вносим в него пункт о том, чтобы у наших студентов во время прохождения практики были рабочие специальности. Ведь как можно руководить рабочими, не побывав самому "в их шкуре"? Наш выпускник должен начать с простого рабочего, потом стать рядовым инженером и т.д., и только благодаря этому из них вырастают генеральные директора крупнейших горно-металлургических компаний, герои Социалистического Труда, лауреаты государственных премий и т.д.

- Сейчас вы не прекратите отправлять ребят на практику?
- Наше агентство по образованию ежемесячно ведет мониторинг того, какие договора у нас расторглись, где нам отказывают в приеме. И уже сейчас наблюдается снижение относительно докризисных показателей на 23-24%. Я думаю, к лету эта цифра может увеличиться до 40-45%. Некоторые наши стратегические партнеры отказались от сотрудничества полностью, в основном это те, кто не имеет права юридического лица за 66-й параллелью и руководители управляющих компаний которых сидят в Москве. Для них самое главное - сохранить уровень доходов. Тем не менее мы ведем переговоры. Это сложный процесс, потому что, к сожалению, вопрос практик и трудоустройства никак не отрегулирован законодательно. Дошло до того, что даже здесь, в республике, некоторые промышленные предприятия просят заплатить им за то, что наши студенты проходят у них практику, и мы вынуждены соглашаться на их условия.

- Вы наверняка следите за судьбой своих выпускников.
- У нас есть клуб выпускников СКГМИ, и мы в рамках подготовки к аттестации активизировали работу по идентификации наших выпускников, мы нашли уже до 10 тысяч тех, кто здесь учился. Мы отправляем запросы во все более или менее известные предприятия России и просим сообщить все данные о наших выпускниках. И скоро мы составим карту плотности распределения выпускников СКГМИ, сделаем гистограммы должностных характеристик, выясним латентный период до достижения руководящей должности, то есть это очень мощная информация, с которой мы будем работать в дальнейшем.

- Что вы говорите тем, кто подает заявление для поступления в СКГМИ?
- Когда мы встречаемся с абитуриентами, всегда советуем, прежде чем принять решение о поступлении к нам, поставить себя в ситуацию, что они уже окончили вуз и у них на руках диплом. Что они собираются делать? Если есть желание просто поступить в престижный вуз, то мы их приземляем, говорим, что они поступают туда, где после окончания обучения у них будет работа, зарплата.

В прошлом году у нас был конкурс 3,5 человека на место, в то время как другие вузы испытывали сложность в выполнении контрольных цифр приема. У нас есть специальности, на которые могут поступить только медалисты, на которых проходной балл - 3 "пятерки" по ЕГЭ.

- Какие специальности у вас самые востребованные?
- Если исходить из конкурса, то самая востребованная специальность у нас архитектура, затем - промышленное и гражданское строительство, экономика и финансы, юридический, металлургический, экономика и управление, горно-геологический, электромеханический и т.д. Инженерные и экономические специальности у нас конкурируют между собой, и дети туда приходят хорошие.

Кстати, экономический и юридический факультеты у нас существенно отличаются от других аналогичных. Например, классический университет готовит налоговика, как правило, для налоговой инспекции, а мы готовим его для работы в бухгалтерии промышленного предприятия в должности замглавного бухгалтера по налогам. То есть наш выпускник по специальности "налоги и налогообложение" должен знать все законодательство и формы работы налоговой инспекции, а также всю внутреннюю систему по исчислению налогов в промышленных предприятиях, акционерных фирмах и т.д. Это фактически два специалиста в одном. Условно говоря, экологов, экономистов, юристов мы готовим к тому, чтобы они защищали интересы промышленных предприятий в борьбе с государственными структурами. Это очень важное и правильное направление. Предприятия, как правило, зачастую оказываются беспомощны перед госструктурами в вопросах финансов, экономики, экологии и т.д.

- В чем вы видите основные проблемы высшего образования?
- К сожалению, в законе об образования написано, что "главная задача высших учебных заведений - удовлетворение потребностей населения в получении образования". Мы быткомбинат, который оказывает услуги. Если человек хочет быть юристом, мы должны его обучить. И нигде не написано, что мы готовим кадры для промышленности и т.д. Это самая большая беда. Государство понимает, что мы не должны готовить кадры в пустоту, но рыночная экономика диктует свои условия. Мы готовим специалистов на рынок труда, затем работодатель отбирает нужных ему, а служба занятости подбирает оставшихся и ставит на учет. Здесь рынок по приему - там рынок по трудоустройству. Но мы еще стараемся жить по старым механизмам и стараемся регулировать и рынок приема, и рынок потребления.

- Вы считаетесь самым креативным вузом республики, в чем ваше главное отличие от других образовательных учреждений Северной Осетии?
- От личности, конечно, многое зависит, но в СКГМИ очень сильны традиции. Они и закладывают основу того, о чем вы говорите. Наш студент отличается от любого другого. Гуманитарий - это куча бумаг, а инженер - это полочки, по которым эти бумаги разложены. Инженерам свойственно системное мышление. Я могу назвать тысячи примеров, когда инженеры становились великими музыкантами, композиторами, журналистами, экономистами и т.д., но вы мне не назовете ни одного примера, когда бы журналист стал инженером и директором предприятия. Наши студенты и преподаватели более спокойные, более загруженные, и вообще у нас в основном учатся дети технической интеллигенции, у которых нет больших доходов и, как сейчас принято говорить, "рогов". И они сами понимают, и мы им говорим, что, если они учиться не будут, им никто не поможет.

- Не все ведь станут специалистами и будут работать по профессии, так ведь?
- Ни один вуз об этом не говорит, а я всегда отмечаю, что у нас соотношение 60:40. 60% будут профессионалами, а для 40% молодых людей мы выполняем важную социальную функцию: они не бегают по улицам, они при деле, мы с ними постоянно играем в учебу, мы их воспитываем. И к моменту окончания вуза студент приобретает жизненный стержень, становится социально адаптированным.

А во время кризиса роль вузов особенно важна. Сейчас, чтобы организовать рабочее место для молодого человека на предприятии, нужны десятки и сотни тысяч рублей в месяц. И вузы для страны сейчас - это социальное вместилище для молодежи. Мы сейчас выполняем роль Министерства социальной защиты молодежи. У нас на сегодняшний день учится около 6000 молодых людей и работает около 1,5 тысячи сотрудников. Из бюджета нам выделяют 300 млн рублей в год. Получается 3,3 тысячи рублей на человека в месяц. То есть государство тратит эти средства на всех, кто у нас учится или работает, и в результате сохраняется федеральная собственность на миллиарды рублей, за которой мы ухаживаем, 6 тысяч молодых людей оказываются при деле - учатся, повышают свою потенциал, 1,5 тысячи сотрудников кормят свои семьи, и получается, что во время кризиса очень эффективно направлять молодых людей в вуз. Об этом говорилось и на недавно состоявшемся съезде ректоров в Москве. Поэтому не будет сокращения приема в вузы, будут увеличиваться контрольные цифры, места в аспирантуру, магистратуру.

Я встречался с директорами техникумов, предложил посмотреть каждого выпускника, у кого есть желание и способности, чтобы он пошел учиться к нам. Ведь государство сделало шаг назад, и выпускники техникумов и училищ не будут сдавать ЕГЭ, у них будут принимать экзамены в традиционной форме. Давление вузовского сообщества возымело действие, и теперь на заочное отделение экзамены тоже будут приниматься в традиционной форме. К сожалению, мы последний раз будем принимать на специалитет, со следующего года прием будем вестись только на бакалавров и магистров.

- Судя по всему, вы не очень уважаете ЕГЭ?
- Я признаю ЕГЭ и считаю, что это одна из форм проверки уровня знаний. Сейчас для получения аттестата достаточно сдать 2 два экзамена в форме ЕГЭ - по русскому языку и математике. И пусть так и будет. Но абитуриент должен сдавать экзамены там, куда он поступает, доказывая свои способности. Нельзя объединять школу и вуз. Самый подходящий вариант - добровольность. Ребенок должен сам выбрать - сдавать ему экзамен в традиционной форме или в форме ЕГЭ. Если он хочет поступать одновременно в несколько вузов - пусть сдает в форме ЕГЭ и отправляет сертификаты во все вузы, а если он хочет поступать в один конкретный вуз, пусть сдает традиционный экзамен.
Если мы говорим о гражданском обществе, то не следует забывать о том, что самое главное его достоинство - это возможность выбора.
Вузы за последние годы в значительной мере потеряли академическую свободу.

- Как обстоят дела с переводом с коммерческих мест на бюджетные?
- У нас более тысячи студентов обучаются на коммерческой основе. Сейчас мы на бюджетные места перевели уже 86 человек. Думаю, что ни один из вузов Северной Осетии не имеет таких показателей. Причем на некоторых факультетах мы заместили все вакантные бюджетные места. Перевели в первую очередь тех, кто хорошо учится. Некоторые считают, что переводить надо тех, у кого нет денег. Я не считаю такой подход правильным.
Наличие места и хорошей учебы, а потом уже социальные предпосылки - вот три аспекта, которые мы используем для перевода. К примеру, дети-сироты получают 100 тысяч руб. в год на обучение. Это выходит порядка 8,5 тыс. рублей в месяц. У нас ассистент преподавателя получает в 2 раза меньше. И если студент при этом не учится, мы его отчисляем. Мое глубокое убеждение, что не надо стимулировать лодырей и бездельников - причем не имеет значения, за счет государства или родителей.

- Были случаи, что студенты забрали документы, потому что нечем стало платить за обучение?
- Нет, ни одного такого случая не было. У нас работает отлаженный механизм. Дети, отучившиеся 3 года на "хорошо" и "отлично", автоматически переводились на бюджетное место. Сейчас мы упростили условия - для перевода достаточно проучиться хорошо уже не 6, а 4 семестра. А если хотя бы одна сессия закрывается на все пятерки, то переводим сразу.

- Но при этом ведь вуз несет убытки?
- Только в этом полугодии потери за счет переводов составят порядка 3,5 млн рублей, а если посчитать суммарные потери в расчете на 5 лет, то это 8 млн рублей, которые, кстати, нам никто компенсировать не собирается. У нас государство помогает банкам, но не вузам. А ведь у нас 30% зарплаты преподавателей выплачивается за счет собственных средств. 25% этих средств мы направляем на пожарные, антитеррористические мероприятия, 30% - на коммунальные платежи, и за счет этих же средств мы ведет ремонт и реконструкцию зданий, приобретаем оборудование. Надеемся, государство, увидев, что вузы откликнулись на призыв руководства страны и поддержали молодых людей, окажет помощь и нам.

- Что вы пожелаете абитуриентам, студентам, преподавателям?
- Абитуриентам могу сказать следующее: СКГМИ ждет вас, приходите, дерзайте, но делайте только правильный выбор. Пусть вам не застилает глаза желание учиться в престижном вузе, реально оценивайте свои возможности, и не будет разочарований.
Студентам жизнь дала шанс, и им повезло, что в период кризиса они находятся в вузе, и в хорошем вузе.
Вы защищены от тех бурь, которые бушуют во всем мировом пространстве. Используйте это время разумно, получите знания, и, когда кризис закончится, вы, молодые, сильные, сумеете взять свою долю и в жизни, и в работе.

Преподавателям желаю выдержать эти тяготы. Мы единственный вуз, который повысил заработную плату при переходе на новую систему оплаты труда на 30% всем сотрудникам. Но мы не можем компенсировать все трудности и рост цен, так что чуть затяните пояса, мы будем стараться и дальше социально защитить наших сотрудников. Мы сформулировали принцип "полтора" - то есть решили дать возможность каждому сотруднику работать на полторы ставки.

Работодателям хочется сказать, что кризисы приходят и уходят. Вы ведь уже почувствовали, что ваша недальновидная политика в середине 90-х годов, когда вы считали, что квалифицированных специалистов вам хватит на веки вечные, привела к тому, что произошел громадный разрыв между поколениями специалистов, и сейчас не стоит повторять ту же ошибку, не оттолкните молодежь. В результате можно потерять возможность вообще получать квалифицированные кадры. А мы будем с вами работать, помогать, и надеемся, что наши выпускники помогут поддержать ваши фирмы и сделать их важными, нужными и доходными.

Аркадий Гуриев, по материалам "ОС"

osradio.ru

07.04.2009

Док. 587215
Перв. публик.: 07.04.09
Последн. ред.: 03.09.09
Число обращений: 0

  • Вагин Владимир Стефанович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``