В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вариации Бикчурина Назад
Вариации Бикчурина
"Он весь полыхал движением, если можно движение измерить термометром. Пафос танца в нем пламенел, как огонь, сжигающий свои жертвы на эшафотах, и сегодня я мог бы сравнить юного Рудольфа Нуреева с дошедшими до нас, наконец, огненными фигурами на полотнах сюрреалистов. А попросту сказать, дарование Рудольфа Нуреева уже тогда обладало чудодейственным свойством согревать сердца, освещать людям путь во тьме их существования, а то и сжигать в человеке зло и неразумие".
Алик Бикчурин

Вариации Бикчурина

Мальчишки его поколения рано повзрослели, успев познать трудности военного времени. Отец Алика Бикчурина погиб на фронте, поэтому он не с чужих слов знает, что такое голод, холод, душевные переживания. Чтобы выжить, нельзя быть слабым, надо самому защищать себя, отстаивать свое мнение и достоинство. Так и закалился характер "ершистого" паренька, который в 1947 году в числе других башкирских ребятишек был отобран для обучения в Ленинградском хореографическом училище.

Не сразу понял, куда и зачем попал. Только после третьего-четвертого класса наступило прозрение. В редком спектакле Кировского театра не участвовали дети. Присутствуя на репетициях, они получали уникальную возможность наблюдать, как работают великие балетмейстеры - Ростислав Захаров, Леонид Якобсон, Василий Вайнонен... Мальчишка замирал от восторга, когда танцевали Константин Сергеев, Наталья Дудинская, Константин Шатилов, Фея Балабина, Татьяна Вечеслова, Нина Анисимова. И сам не заметил, как балетное искусство стало его жизнью. Уже ни о чем, кроме танца, не думал. С пятого-шестого класса исполнял на школьной сцене сложные вариации Актеона, Базиля. В 1955 году, во время декады башкирского искусства в Москве (к концертам были привлечены и учащиеся национального отделения Ленинградского хореографического училища), успешно выступил в па де де из "Жизели".

Но не все давалось легко. Характер давал о себе знать. Как часто пытливость, проявление собственного мировоззрения ученика педагоги принимают за элементарную недисциплинированность! По словам наставника Бикчурина Абдрахмана Летфуловича Кумысникова, на педсовете парня не раз пытались отчислить из училища. Не столько за неуспеваемость, сколько за неуправляемость. Но педагоги по специальности всегда одерживали верх над учителями общеобразовательных дисциплин.

Когда готовили программу выпускного вечера, художественный руководитель училища Николай Павлович Ивановский предложил Алику танцевать па де де из балета "Корсар". Тот категорически отказался, потому что был в плену другой идеи. На глаза ему попался фотоснимок, запечатлевший выпускника ЛХУ 1926 года Алексея Ермолаева в партии Бога ветра Вайю из балета Р. Дриго "Талисман". Танцовщик буквально парит в полете. И вообще Алику нравился мужественный, экспрессивный, виртуозный стиль этого выдающегося артиста. Он хотел танцевать только вариации Вайю. У Бикчурина был хороший прыжок, и он надеялся - все получится.

Но, оказалось, полностью рисунок, порядок вариации Вайю не помнит никто из педагогов. "Вот видишь, - говорил Николай Павлович, - твое желание исполнить невозможно, - придется тебе танцевать "Корсара"!" - "Тогда я буду танцевать "Пламя Парижа", - заявил непокорный ученик. И добился своего. В партнерши ему дали молодую танцовщицу Кировского театра Ксению Тер-Степанову, и с ней Алик Бикчурин выступал на выпускном экзамене в па де де из балета Б. Асафьева "Пламя Парижа".

Это был 1956 год. Кировскую сцену собирались покинуть Николай Зубковский, Владимир Фидлер, непревзойденные исполнители комедийно-гротесковых партий. А. Л. Кумысников надеялся подготовить им замену в лице Алика Бикчурина. А он хотел танцевать и Зигфрида, и Альберта, и Ромео! В родной республике, которая направила его на учебу, того и добьется. Решение принято, и Алик Бикчурин - солист Башкирского государственного театра оперы и балета. Честно, добросовестно, с полной творческой отдачей проработал на сцене двадцать лет.

На башкирской сцене Алик Бикчурин танцевал и классические партии, и характерные, покорял свободной пластикой, мог быть и лиричным, романтичным, темпераментно-экспрессивным. Настоящий профессионал должен уметь все. Хотя не всегда жизнь была безоблачна, приходилось постоянно пробираться сквозь тернии.

Кстати, Конрада из балета Адана "Корсар" он все-таки станцевал. Увидел, как исполняет роль Рудольф Нуреев и загорелся. С Рудольфом он познакомился еще во время московской декады. Уже в Ленинграде, когда Нуреев поступил в училище, выяснилось, что они росли в Уфе по соседству, быстро нашли общий язык, подружились, встречались в Башкирии во время каникул. Тогда и зашел разговор о "Корсаре". "Рудик показал мне порядок и сам переписал ноты этого па де де, - вспоминает Алик Салихович. - Я готовил Конрада с выдающимся танцовщиком Халяфом Сафиуллиным. Для меня в театре было два больших авторитета - Халяф Сафиуллин и Гузель Сулейманова. Они творчески вобрали в себя всю методику Ленинградской школы и принесли ее на башкирскую сцену. Как жаль, что оба очень рано ушли из жизни".

Еще работая в театре, Алик Бикчурин поступил на заочное отделение юридического факультета Башкирского университета. В 38 лет, когда артист балета уходит на пенсию, жизнь не заканчивается. Бикчурина с удовольствием взяли на работу в обком профсоюза, где он за десять лет приобрел бесценный опыт организаторской работы. Когда было принято решение открыть в Уфе хореографическое училище, лучшей кандидатуры на должность директора трудно было придумать. Бикчурин приступил к исполнению обязанностей руководителя школы еще во время строительства.
Но так уж получается, что не бывает у Алика Салиховича простых периодов в жизни. В то же время закончилась реконструкция театра оперы балета, за время которой развалился практически весь оперный и балетный репертуар. Министр культуры республики уговорил Бикчурина поработать директором театра - "всего полгода, чтобы только восстановить репертуар". Бикчурин проработал два с половиной года. Не оставляя училища. Вот это были "вариации"!

В сложных условиях, когда не было ни пошивочных, ни декорационных мастерских, удалось восстановить 22 названия оперных и балетных спектаклей, в том числе балеты "Тысяча и одна ночь" Ф. Амирова, "Конек-Горбунок" Р. Щедрина и другие. Потом говорили: "Бикчурин поднял театр из лежачего положения". Лишь после того, как директором театра был назначен Радик Гареев, а художественным руководителем балетной труппы - Шамиль Терегулов, Алик Бикчурин полностью посвятил себя хореографическому училищу.

В 1993 году состоялся первый выпуск классического отделения. То были радость, победа, счастье.
С самого начала Бикчурин поставил задачу - добиться высокого рейтинга учеников уфимской школы. На Первый независимый дягилевский конкурс в Москве повезли девять учащихся, восемь - стали дипломантами. На конкурсе "Арабеск" в Перми дипломы получили трое. И о башкирской школе заговорили. Имена тогдашних учеников теперь хорошо известны в балетном мире: Роман Рыкин, Айрат Фатхельисламов, Анжела Тагирова, Татьяна Краснова, Наталья Сологуб, Аркадий Зинов, Айдар Шайдуллин...

Осенью 1992 года состоялись двадцатидневные гастроли училища в Великобритании. Конечно, не без помощи Рудольфа Нуреева, с которым Алик Бикчурин встретился в 1989 году в Мариинском театре после спектакля "Сильфида". Надеялись повидаться в Англии, так хотелось показать Рудольфу воспитанников уфимской школы... Но в Лондоне они увидели газеты с сообщениями об умирающем гение танца XX века...

Как ни странно, после этих гастролей начались гонения на училище. Его перевели в статус балетной студии. Бикчурину пришлось доказывать, отстаивать, бороться - вплоть до суда! И только благодаря вмешательству Президента республики справедливость восторжествовала. Бикчурин был восстановлен в должности, училище приобрело прежний юридический статус. Не сразу удалось добиться и присвоения училищу имени Рудольфа Нуреева. Снова "шене" по бюрократическому кругу, по всем инстанциям. Но и снова победа: в 1998 году, в год 60-летия со дня рождения Рудольфа Нуреева, Башкирскому хореографическому училищу присвоили его имя.

В 2008 году училище отметит свое 25-летие. Теперь никто не сомневается в его состоятельности. Это одно из восьми крупнейших в России учебных заведений подобного профиля. Здесь обучаются более 300 талантливых детей не только из городов республики, но и из Петербурга, Москвы, Самары, Казани, Челябинска, Екатеринбурга... Большинство педагогов - выпускники Ленинградского хореографического училища. Высокопрофессиональный уровень подготовки открывает перед выпускниками широкие перспективы. Основу балетной труппы Башкирского театра оперы и балета и Башкирского академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова составляют питомцы училища. Его выпускники востребованы в лучших балетных коллективах России и на зарубежных сценах.

Большую поддержку хореографическому училищу оказывают правительство и лично Президент Башкортостана М. Г. Рахимов. Под его патронажем работает попечительский совет, созданный для финансового, организационного и информационного содействия.

Губернатор Омской области Леонид Полежаев обратился к Правительству Республики Башкортостан с просьбой открыть филиал Башкирского училища имени Р. Нуреева в Омске. Предложение лестное и говорит о престиже и авторитете уфимской школы, если учесть, что в сибирском регионе хореографические школы есть в Новосибирске, Красноярске, Улан-Удэ, а Омский музыкальный театр испытывает острый дефицит кадров для балетной труппы.

Алик Салихович на своем опыте убедился, как много значит сценическая практика. Хорошим артистом, танцовщиком станешь именно тогда, когда участвуешь в спектаклях, постановочной работе. Первым учебным спектаклем стал балет "Волшебная флейта" на музыку Р. Дриго. Его поставил Андрей Меланьин, танцовщик Большого театра, балетмейстер, ученик Юрия Григоровича. Сам написал либретто: действие происходит в детской школе искусств. В представлении заняты учащиеся, начиная со второго-третьего года обучения. Каждый класс имеет свой статус в этом спектакле. Есть, конечно, сложности - и танцевальные, и актерские, но тем интереснее. Затем поставлены "Шопениана", сцена "Тени" из "Баядерки", а вскоре и "Баядерка" целиком.

Балет "Белоснежка и семь гномов" К. Хачатуряна стал своеобразным хореографическим бестселлером (постановщик Борис Мягков). В первый же год выдержал более тридцати представлений на сцене Башкирского театра оперы и балета, включен в "большую афишу" и пользуется неизменным успехом у юных уфимцев и гостей города.

Алик Бикчурин добился разрешения на возведение к зданию училища пристройки, где разместится учебный театр на 250 мест. Создание такого театра, считает директор, не самоцель, а насущная потребность. Театр откроет возможности для сценической практики будущих артистов балета и станет центром приобщения подрастающего поколения к классическому искусству. По субботам и воскресеньям (с минимальными, естественно, ценами) будут идти училищные спектакли. Юбилей училища совпадает с 70-летием со дня рождения Рудольфа Нуреева. Интерес к его личности во всем мире не угасает.

"Уже сейчас думаю, как выстроить праздничную программу, - говорит Алик Салихович. - Хочу, чтобы дети почувствовали магию искусства Нуреева, поняли, что он приносил своим танцем радость людям. И чтобы гордились - ведь все начиналось на уфимской земле...".

Источник: Нина Жиленко, www.tatmir.ru

1998 г.

Док. 587514
Перв. публик.: 14.08.98
Последн. ред.: 04.09.09
Число обращений: 0

  • Бикчурин Алик Салихович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``