В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нино Бурджанадзе: меня не огорчила бы ничья Назад
Нино Бурджанадзе: меня не огорчила бы ничья
Иные нынче времена, и болельщик, конечно, не тот. Хотя в Тбилиси и на сей раз устроили некое подобие всенародного ликования по поводу футбольного выигрыша у сборной России. Дошли по прямой от "Локомотива" до мэрии. Вопреки распространившейся в Москве информации о баснословных гонорарах, выплаченных каждому игроку грузинской сборной бывшим сподвижником одного московского олигарха, а ныне тбилисским Гарун-аль-Рашидом - Бадри Патаркацишвили, сумма премиальных оказалась весьма скромной. Сто тысяч лари (примерно 50 000 долларов) выделил меценат на всю команду.
Эдуард Шеварднадзе на матч не пошел. Объяснил это послам Евросоюза, съехавшимся на свой саммит в Грузию, простым суеверием: дважды ходил - и оба раза проигрывали.
Об итогах матча и своих ощущениях после спортивной победы над политическим противником "Новой газете" рассказала спикер парламента Грузии Нино БУРДЖАНАДЗЕ.

- Нино Анзоровна, какой момент в матче вам больше всего понравился?
- Естественно, момент, когда был забит гол. Конечно, в матче было много интересного. Футболисты играли самоотверженно, а главное - достаточно корректно. Было много красивых, даже голевых моментов, но гол, я думаю, был самым красивым, поскольку оказался решающим.
- Приоткройте тайну: почему погас свет на тбилисском стадионе прошлой осенью?
- Оказалось все очень и очень прозаично. Во всяком случае, официальная версия, которая мне известна, заключается в следующем: во время проверки сооружений стадиона (вы знаете, это новый стадион, и матч между сборными Грузии и России был первым официальным матчем на этом стадионе) все электрощиты были открыты и, после того как охрана все проверила, были опечатаны. Далее, как оказалось, там не сработала система охлаждения. Система перегрелась... Я, честно говоря, была очень обеспокоена, боялась всякой провокации. Слава богу, мы отделались лишь неприятными ощущениями.
- Как повлиял матч на ваши отношения с российским коллегой Сергеем Мироновым? Вы должны были вместе смотреть этот матч.
- Никак. У нас какие были добрые отношения, естественно, такими же и остались. Сергей Михайлович оказался эмоциональным и очень корректным болельщиком. Он первый меня поздравил с победой и очень деликатно себя вел. Между прочим, он деликатно себя вел еще во время первого матча, когда погас свет, и с пониманием отнесся к этой проблеме, всячески успокаивал и президента, и меня, потому что мы действительно очень переживали и беспокоились из-за случившегося.
- Есть ли у этого матча политические итоги?
- Я не думаю, что у этого матча будут какие-либо политические итоги. Вы знаете, выигрыш грузинской команды был очень важен для грузинских болельщиков, хотя бы из-за того инцидента, который произошел во время первого матча. Конечно, не стоит скрывать, что особенно все-таки хотелось выиграть этот матч. Может быть, потому что напряженные политические отношения между Россией и Грузией накладывались и на общество; и этот не самый лучший фон в определенном смысле и придал матчу некоторую политическую окраску. Честно говоря, меня бы не очень огорчило, если бы матч закончился вничью. Такой итог не испортил бы настроение ни одной из сторон, участвующих во встрече спикеров "стран кавказской четверки". (Которая на самом деле была очень плодотворной и прошла в атмосфере полного доверия и взаимопонимания.) Но я человек откровенный и могу сказать, что рада победе грузинской команды. Я видела лица, видела эмоции наших болельщиков; они были так рады, как будто получили какое-то моральное удовлетворение, моральную компенсацию за те неприятности, которые, к сожалению, возникают из-за сложностей в межгосударственных отношениях. Но я еще раз хочу отметить, что и российские, и грузинские футболисты очень корректно играли, и я думаю, что все неувязки, сопутствовавшие матчу, отойдут в прошлое.
А вот о том, что для меня самое важное. Грузии всегда было присуще особое гостеприимство, так было всегда, но во время первого и второго матчей на стадионе определенное число зрителей свистели, когда звучал российский гимн. Естественно, это было мне неприятно и как политику, и как человеку, потому что я считаю, что, несмотря на политические различия, мы должны уважать друг друга и тем более уважать гостей. Однако в этом случае я думаю, что виноваты не болельщики, не те шестнадцатилетние ребята, а виноваты политики, потому что, к сожалению, та политика, которая проводилась в последнее время по отношению к Грузии, отложила очень неприятный отпечаток на новое поколение, которое знает Россию не с лучшей стороны; у них нет тех старых связей, которые есть, например, у моего поколения. И для этих ребят российский гимн - это гимн страны, которая бомбила Панкисское ущелье, которая высаживала десант в Кодорском ущелье, которая открывает железную дорогу в Абхазии, не спрашивая об этом грузинское руководство. Для нашего молодого поколения Россия - это страна, определенные круги которой в свое время помогали абхазским сепаратистам в 1992 - 1993 гг. Но я думаю, что наметившееся в последнее время определенное потепление в российско-грузинских отношениях должно изменить эту ситуацию. Мы, политики, обязаны перевести наши отношения в нормальное русло, в то русло, в котором они в принципе и должны находиться, когда у России и Грузии будут действительно добрососедские, добрые, равноправные и дружеские отношения и когда никому не придет в голову свистеть, когда звучит гимн той или другой страны. Я считаю, что мы, политики, ответственны за то, что происходит, и наша обязанность - исправить это, и как можно быстрее.



Елена МИЛАШИНА

05.05.2003

www.novayagazeta.ru

Док. 587961
Перв. публик.: 05.05.03
Последн. ред.: 07.09.09
Число обращений: 0

  • Бурджанадзе Нино Анзоровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``