В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нино Бурджанадзе: Россия грозит Грузии войной Назад
Нино Бурджанадзе: Россия грозит Грузии войной
Заявление министра обороны России Сергея Иванова на самом деле означает, что Россия открыто собирается воевать против суверенного грузинского государства
Напряженность в отношениях между Москвой и Тбилиси продолжает нарастать. Парламент Грузии проголосовал за вывод российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии, а правительство намерено вернуться к переговорам по ВТО. Москва назвала эти шаги провокацией.

Не исключается, что разрешить возникшие проблемы могут только президенты Грузии и России в ходе личной встречи.

Накануне открывающегося в Москве саммита Содружества независимых государств ведущий программы "Утро на Би-би-си" Кирилл Сухоцкий взял интервью у спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе.

Би-би-си: Завтра в Москве начинается неформальный саммит СНГ, на который прилетает и президент Грузии Михаил Саакашвили. Насколько, в свете всех существующих проблем в отношениях между Москвой и Тбилиси, СНГ имеет какое-то значение для Грузии?

Нино Бурджанадзе: Вы знаете, СНГ имеет значение лишь для того, чтобы на этом форуме встречаться с главами государств и обсуждать актуальные проблемы. СНГ можно использовать только как трибуну, потому что ни одно решение, принятое на уровне СНГ за последние годы, не являлось адекватным, во всяком случае, по отношению к Грузии. И даже принятые решения просто-напросто не выполнялись.

Би-би-си: Грузия рассматривает вариант выхода из СНГ?

Н.Б.: Да, мы рассматриваем этот вопрос. Однако окончательного решения пока принято не было. Но пока мы в этой организации находимся, мы будем, естественно, участвовать в определенных ее мероприятиях, будем пытаться высказывать нашу точку зрения и говорить нашу правду с трибуны СНГ.

Би-би-си: Сейчас в российско-грузинских отношениях существует много проблем. Парламент Грузии проголосовал за вывод российских миротворцев. Если Россия откажется выводить свои войска, что тогда будет?

Н.Б.: Во-первых, я хочу подчеркнуть, что Грузия нацелена на то, чтобы достичь мирного урегулирования проблем в Абхазии и так называемой Южной Осетии. Для нас главная цель - решение этих конфликтов именно мирным, дипломатическим путем. Поэтому мы очень хотели бы обратиться к мировому сообществу, чтобы международные организации и государства - как США, так и Европа - приняли активное участие в дипломатическом урегулировании этого вопроса.

Во-вторых, у нас выработаны конкретные позитивные предложения для встречи президентов Саакашвили и Путина. Эти предложения очень конкретные и совершенно справедливые.

Би-би-си: Вы можете сказать, в чем конкретно они заключаются?

    
Если кто-то начнет вводить войска в Грузию и оккупировать нашу территорию, мы что будем сидеть так или убежим в Вашингтон и Лондон


Н.Б.: Нет. Сначала это будет обсуждаться на уровне президентов. И только потом будет сказано. Безусловно, мы надеемся на то, что эти предложения найдут отклик и будет хоть какой-то позитив после этой встречи.

Если этого не будет, и Россия откажется от позитивного участия в урегулировании этих конфликтов - будет делать такие шаги и тем более такие заявления, как в четверг Сергей Иванов - я думаю, что не только Грузии, но и международному сообществу придется очень активно в это вмешаться.

Заявление министра обороны России Сергея Иванова на самом деле означает, что Россия открыто собирается оккупировать Грузию и воевать против суверенного грузинского государства.

Би-би-си: А Грузия пойдет на этот вооруженный конфликт?

Н.Б.: Хотела бы надеяться, что нет. Это будет вопиющим нарушением международного права и всех существующих мировых норм. А что думает Сергей Иванов? Если кто-то начнет вводить войска в Грузию и оккупировать нашу территорию, мы что будем сидеть так или убежим в Вашингтон и Лондон?

Би-би-си: Каким образом Грузия собирается решать абхазскую проблему? Недавно президент Абхазии Сергей Багапш поддержал идею референдума, аналогичного тому, который прошел в Чечне.

    
Мы бы не хотим, чтобы Абхазия так же была снесена с лица земли, как это было в Грозном и Чечне


Н.Б.: Я бы на месте Багапша особо не хотела проводить аналогии с Чечней. И пока они будут проводить аналогии и референдумы, пусть вспомнят, что было в Чечне до референдума. Если кто-то очень хочет, чтобы подобное повторилось и в Абхазии, то зря.

Мы бы не хотим, чтобы Абхазия так же была снесена с лица земли, как это было в Грозном и Чечне. Поэтому пусть не напоминают нам о Чечне: мы не хотим тот же сценарий повторять. Мы хотим мирным путем найти общий язык с нашим братским народом. И мы обязательно найдем общий язык с абхазским народом. Но надеемся на то, что руководство Абхазии все-таки сделает свой выбор и будет слушать не только то, что говорит им Москва, но и сам абхазский народ.

Мэр Москвы Юрий Лужков признает Абхазию и говорит, что это независимое государство. Это вопиющее нарушение международного права. Я думаю, что мировое сообщество тоже должно дать свою оценку подобным заявлениям.

Би-би-си: Еще один момент. С чем, по-вашему, связано решение Грузии провести дополнительные переговоры с Россией по ВТО? Почему этот вопрос возник только сейчас?

Н.Б.: Я бы, с вашего разрешения, на секунду вернулась к предыдущему вопросу. Мы не против самого референдума в Абхазии, но только после того, как туда вернуться беженцы, которые были изгнаны оттуда в результате этнических чисток.

    
Нам объявили эмбарго, как воюющему государству


Давайте, верните туда всех 300 тысяч беженцев, которых выгнали только потому, что они грузины, а потом демократическим путем спрашивайте их вместе с абхазами, чего они хотят: быть частью России или Грузии. Когда мы говорим о референдуме, мы должны иметь в виду, что это территория, где происходила этническая чистка.

Это не грузины устраивали ее, а абхазцы с помощью российской военной базы, которая там находилась. С помощью Басаева, между прочим, которого тогда награждали и называли героем.

Что касается ВТО - да, этот вопрос сейчас возник. Но мне интересно, почему это стало сюрпризом для российского государства. Нам объявили эмбарго, как воюющему государству. Наши вина, наши сельскохозяйственные продукты, наша минеральная вода не поступают на российский рынок исключительно только по одному принципу - это продукция "грузинской национальности".

Так о какой Всемирной торговой организации может идти речь, о каких цивилизованные принципах отношений?

Я очень хотела бы надеяться, что эта моя тональность после встреч президентов будет изменена.

20.07.2006

news.bbc.co.uk

Док. 587995
Перв. публик.: 20.07.06
Последн. ред.: 07.09.09
Число обращений: 0

  • Бурджанадзе Нино Анзоровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``