В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лариса Рубальская: Реалистка с налетом романтики Назад
Лариса Рубальская: Реалистка с налетом романтики
У нас в гостях Лариса Рубальская - известная поэтесса. Ее стихи знают все. Даже те, кто не слышал ее фамилии, - ведь песни на ее слова исполняют Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Ирина Аллегрова, Валерий Леонтьев, Александр Малинин, Аркадий Укупник. Эти песни не выходят из моды, их слушают на дисках и кассетах, с удовольствием распевают во время застолий. Достаточно вспомнить такие хиты, как "Миллион по рублю", "Напрасные слова", "Свет в твоем окне", "Моя голубка", "Угонщица", "Какие люди в Голливуде!".

- В одном из выступлений вы сказали о трех китах, на которых зиждется ваша жизнь: работа, поэзия, дом. Давайте начнем по порядку.

- Работать я начала рано: закончив школу, в 17 лет поступила в машбюро машинисткой с окладом 42 рубля. Даже по тем временам (начало 60-х) это было мало, приходилось подрабатывать - пять часов я печатала то, что полагалось по норме, а остальные два часа халтурила. И с тех пор постоянно ищу возможность дополнительного заработка. Например, не только пишу песни, но и участвую в концертной деятельности: выступаю в сборных концертах, отрабатываю сольники. Но вернусь к началу своей карьеры. В то время, как я не поднимая головы стучала по клавишам пишущей машинки, мои сослуживицы разгадывали кроссворды, бегали по магазинам, вязали свитера - и все это в рабочее время. Мне кажется, именно им сегодня приходится особенно трудно.

- А может, вы просто родились трудоголиком?

- Нет. Я родилась под знаком Весов. А они иногда любят и полениться. Но я, наверное, та чашечка Весов, для которой важнее всего слово "надо".

- Давайте опять обратимся к первому "киту". Как складывалась ваша рабочая биография?

- Окончив педагогический институт, я по специальности работать не смогла. Мой характер не подходит для работы в школе. Нет во мне строгости, требовательности, необходимой педагогу.

- Напрасно вы так думаете. Уверен, что дети обожали бы такую учительницу...

- И вот однажды моя мама прочитала в газете объявление о наборе на курсы японского языка и сказала: "Иди. У тебя голова как-то по-особому устроена. Ты запоминаешь то, что другие не могут". Я закончила курсы, а тут Московская Универсиада-73. Меня взяли переводчицей в японскую спортивную команду. После этого четыре месяца работала гидом-переводчиком танцевальной труппы из Осаки, которая гастролировала в СССР. Когда японские девушки уехали, я уже хорошо научилась говорить. Это помогло мне со временем устроиться в московское представительство японской фирмы "Асахи", с которой не прерываю сотрудничество до сегодняшнего дня.

- Когда же в вашу жизнь пришла поэзия?

- Как многие, я сочиняла стишки на праздники, дни рождения, свадьбы подруг. Когда познакомилась со своим будущим мужем, то, конечно же, стала придумывать и для него всякие песенки на известные мотивы. Давид одобрил мои поэтические опусы: "Пиши, пиши, у тебя неплохо получается". Кстати, он же и "сосватал" мою первую профессиональную работу. Однажды к нему на прием (Давид - блестящий стоматолог) пришел Владимир Мигуля. Пока тот сидел в кресле, раскрыв рот, муж вовсю расхваливал мои вирши, а перед уходом композитора я их ему вручила. Через некоторое время Мигуля позвонил и сказал, что песня готова и будет исполняться Толкуновой.

- Выходит, супруг помог сделать вам первый шаг в творчестве?

- Не только первый. Он продолжает меня тянуть до сих пор: занимается подготовкой моих вечеров, придумывает сценарии, заключает договоры, встречается с администраторами, художниками, спонсорами...

- А как рождаются стихи?

- Песенная поэзия (вот, пожалуй, точное название этого вида творчества) имеет свои законы. Ведь песня живет всего несколько минут, и надо выложиться так, чтобы ее запомнили и полюбили. Поэтому так ценится свежий сюжет, незатертые слова, а припев должен просто соскальзывать с языка.

- Это теория, а какова практика? Где, при каких обстотельствах родятся строчки?

- Да из какой-нибудь жизненной ситуации. Вот ехала как-то в троллейбусе, и вдруг в голову пришли слова: "Такая карта мне легла, такая карта выпала..." А это уже две первые строчки стихотворения. Иногда стихи рождаются самопроизвольно, иногда что-то услышу из разговоров. Было и так: подходит ко мне женщина и говорит: "Вы Лариса Рубальская? Вот послушайте мою историю. Мой муж полюбил другую женщину..." И все, начало песни она мне подсказала, а дописать ее до конца - это, как говорится, дело техники. Остается только добавить, что я написала более пятисот стихотворений и все они стали песнями. Невостребованных нет, если не считать тех, к которым я сама отношусь критически и не отдаю композиторам.

- Я заметил, у вас больше печальных стихотворений-песен. Но они почему-то не угнетают, а проясняют, умиротворяют душу...

- Уж так мы устроены, наверное, что любим маленьких героев с горькой долей. А вот когда человек становится счастливым и довольным судьбой, то у окружающих в отношении к нему появляется холодок. Сама я уже более двадцати пяти лет живу с любимым мужем и любовные драмы наблюдаю со стороны. Но не забываю ни одной из множества жизненных историй, которые мне рассказывают. Так я устроена, что стоит мне поговорить с человеком хотя бы минуту, запоминаю содержание беседы. Видимо тем и располагаю к себе людей, что храню в памяти многие мелочи их жизни. Я даже называю себя "специалистом по личной жизни".

- Каковы ваши взаимоотношения с шоу-бизнесом?

- Конечно, я могла бы целиком уйти в шоу-бизнес. Наверняка это было бы и выгоднее. Но мой образ жизни мне дороже, и я не хочу его менять. Для меня важнее всего ощущение независимости: я не завишу от работы, потому что у меня есть песни, и не завишу от успеха, потому что у меня есть работа. Я не состою ни в каких кланах, не играю в игры шоу-бизнесменов, хотя у меня есть добрые друзья среди них.

- Что изменилось в песенном мире за последние годы?

- С 1984 года я пишу тексты песен для ведущих исполнителей страны. Дипломами лауреата телеконкурса "Песня года" могу вместо обоев оклеить комнату. И вдруг оказалось, что я "некоммерческий" автор. Нынче качество текста абсолютно не влияет на судьбу песни, поскольку последнее слово за теми, кто платит деньги. Эти люди решают, какая песня будет приносить доход, а какая нет. Поэтому в последнее время я отдельно пишу стихи, которые читаю на концертах, и стихи, за которые платят деньги.

- Вы из тех авторов-счастливчиков, на чьи концерты публика идет. Наверное, у вас есть артистический талант?

- Не хочу лукавить: выступать перед публикой мне нравится. Когда я выхожу на сцену, во мне что-то включается, какие-то лампочки, которые не горят в быту. Накал их и передается, по-моему, публике. Признаюсь, я уже привыкла к аплодисментам. Выступать стало для меня потребностью.

- Переходим к третьему "киту" вашей жизни. Ваше самое любимое место в доме?

- Конечно, кухня. Это и столовая, и гостиная, и репетиционная.

- Что вы имеете в виду под словом "репетиционная"?

- Здесь я опробую свои новые произведения. Когда напишу новый текст, приглашаю мужа и пою ему. Всегда на один и тот же мотив, так как со слухом у меня не все идеально. Мой муж - первый и самый строгий слушатель. Бывает, что он рубит некоторые мои песни на корню.

- Как вы делите с мужем обязанности по дому?

- Когда мы с Давидом съехались, он все обустраивал своими руками: делал лепку на стенах и потолке, собрал из двух люстр кухонный абажур под старину. Я отвечаю за порядок и чистоту. Встаю довольно рано и первым делом протираю влажной тряпкой пыль с мебели. У нас в доме много живых и искусственных цветов. Шторы меняю каждые два года: это самый простой способ обновить интерьер. На кухонный стол наброшено пять-шесть клеенок. Надоело - снимешь одну, и настроение сразу меняется.

- Супруг помогает вам?

- Если вы имеете в виду стирку и уборку, то нет. С этим я сама прекрасно справляюсь. Тем более, что детей у нас нет. Но на рынок закупать продукты едем вместе. Мы большие любители вкусно поесть. Я люблю готовить и баловать едой мужа. Меня еще бабушка приучила, что в доме всегда должен быть полный обед: первое, второе. Квашеная капуста и соленые огурчики мои собственные. Летом все выходные дни на даче копаюсь.

- А что для вас самое главное в жизни?

- Самое главное для меня семья. Я по десять раз в день звоню своей маме Александре Яковлевне, справляясь о ее здоровье. Главный человек в доме - муж, большой помощник и друг, который мне бесконечно дорог. Близка мне и его дочь от первого брака. Кроме того, у нас есть собака Феня.

- Нельзя ли поподробнее о последнем члене семьи?

- Феня - карликовый пудель очень красивого коричневого окраса. Она уверена, что я ее мама, а она моя дочка. Три раза в день я прогуливаю собачку в нашем дворе. Частенько во время этих прогулок ко мне приходят строчки, которые позднее выливаются в стихи.

- Как вы считаете, для чего люди заводят домашних животных?

- Я жила в старом московском дворе в Грохольском переулке у кинотеатра "Перекоп". Дома были небольшие, мы всех знали, ходили друг к другу за спичками или солью. В новой московской жизни этого нет. И только собака дает возможность как-то удовлетворить потребность в общении с соседями. Кроме того, когда в доме заводят животное, что-то меняется в жизни. Появляется еще один объект, на который можно распространять свою любовь.

- Но ведь любовь к животному не всегда может заменить любовь человека к человеку. Сколько еще одиноких сердец, так и не нашедших свою половинку. Что вы им посоветуете с высоты вашего жизненного и творческого опыта?

- Одиночество противоестественно, особенно для женщины. Почти все мы мечтаем о любви и семье. Я сама вышла замуж в 31 год. И вот что скажу милым женщинам: оценивайте себя адекватно. Сочетайте желаемое с действительным. Многие мои подруги потратили на любимых, но чужих (то есть женатых на других женщинах) мужчин всю свою молодость, вместо того чтобы найти своего. Нужно только заботиться об одном - физическая совместимость должна быть обязательно. Иначе рано или поздно придется искать ее на стороне.

- Неожиданный совет от человека, создавшего такой романтический шедевр, как "Напрасные слова". Не думал, что вы такая реалистка.

- Вы правы, я реалистка, но с налетом романтики.


Материал впервые опубликован в 2003 г.
www.fpss.ru

Док. 588123
Перв. публик.: 07.09.03
Последн. ред.: 07.09.09
Число обращений: 0

  • Рубальская Лариса Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``