В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Энергосберегающие технологии: из истории - в будущее Назад
Энергосберегающие технологии: из истории - в будущее
Становление кафедры общей теплотехники (позже она получила название кафедры термодинамики и тепловых двигателей) началось сразу после основания Московского нефтяного института. Понимая будущую практическую и научную потребность в технологических новшествах, руководство института решило назначить на должность ее руководителя Л. Р.Стоцкого, до этого работавшего заведующим паросиловым хозяйством завода "Нефтегаз". С 1931 года в должности ассистента кафедры здесь начинает работать Н.И.Белоконь, который впоследствии станет основоположником научной школы энергосберегающих технологий в транспорте газа. Молодой ученый уже имел производственный опыт, нетрадиционный для нефтегазового вуза - по образованию он был железнодорожником, специалистом по локомотивному хозяйству и тепловым двигателям. В 1937 году Н.И.Белоконь получает звание профессора МНИ. Он же начал активно пропагандировать самостоятельную научно-исследовательскую работу студентов и был избран первым руководителем студенческого научного общества. Среди первых участников студенческого научного кружка оказались те, кто в будущем занял высокие должности в отрасли или возглавил вузовские научные школы: Н.В.Грозов, А.В.Александров, И.Ф.Толстых, Р.Н.Бикчентай, А.И.Ширковский, Ю.М.Жоров, П.С.Белов, Л.П.Скугорова, В. Е.Губин. Преподаватели кафедры принимали непосредственное участие в создании программ для учебных заведений Наркомнефти. Традиционными стали лекции на курсах усовершенствования инженерно-технических работников Министерства нефтяной промышленности СССР и в академии нефтяной промышленности. Тогда же научно-практический опыт ученых кафедры оказался востребованным при совместной работе с отраслевыми институтами. Конец 50-х-начало 60-х годов отмечены в отечественной истории как начало "эпохи газа". И коллектив кафедры успешно берется за новое дело - кафедра начинает подготовку инженеров по эксплуатации газотурбинных установок на компрессорных станциях. Временем зарождения энергосберегающих технологий в стенах Губкинского университета можно назвать 1956 год, когда кафедра по заданию Главгаза СССР под руководством Н. И.Белоконя, при участии ведущих ученых Б.П.Поршакова, Р.Н.Бикчентая и И.А.Стрельцова начала исследования по выбору и обоснованию наиболее экономичного вида энергопривода для компрессоров. В числе деловых партнеров кафедры были предприятия "Мострансгаз", "Лентрансгаз", "Средазтрансгаз", институты ВНИИгаз, ВНИПИтрансгаз, "Гипроспецгаз", ВНИИСТ. Решению новых отраслевых задач помогало увеличение "пласта" фундаментальных знаний о процессах транспортировки "голубого топлива". В 1972 году на должность заведующего кафедрой термодинамики и тепловых двигателей был избран ее нынешний руководитель Б.П.Поршаков. Исследования вузовских специалистов в этот период были сосредоточены на обосновании целесообразности применения на газопроводах конвертируемых авиационных газотурбинных двигателей, модернизации агрегатов, а также использовании параметрической диагностики для оценки эффективности работы газоперекачивающих агрегатов с газотурбинным энергоприводом. Исследования по проблеме транспортировки сжиженного и охлажденного природного газа возглавил Р.Н.Бикчентай. Практически все эти исследования заложили основы современных тенденций развития газотранспортных систем. Новым направлением работы кафедры стало развитие газовых технологий, связанных с термогазодинамическим обеспечением диагностики оборудования компрессорных станций, термогазодинамическим моделированием газоперекачивающих агрегатов и оптимизацией режимов работы КС с учетом реального технического состояния оборудования. Одной из последних вех этой работы стала целевая комплексной программа по разработке и внедрению отраслевой системы диагностического обслуживания газотранспортного оборудования компрессорных станций ОАО "Газпром". В 1990 году генеральный директор предприятия "Мострансгаз" А.Н.Козаченко защищает на кафедре термодинамики и тепловых двигателей диссертацию на соискание степени кандидата технических наук по проблемам анализа состояния и методологии реконструкции линейной части и компрессорных станций магистральных газопроводов. В послужном списке другого руководителя отрасли - генерального директора ООО "Межрегионгаз" и доктора технических наук В.И.Никишина - диссертация по проблемам методологии модернизации и реконструкции компрессорных станций с учетом требований энергосбережения и охраны окружающей среды. 10 лет назад кафедра термодинамики и тепловых двигателей вновь возобновила работу как выпускающая: здесь готовят инженеров по специальности "Эксплуатация газоперекачивающих агрегатов и основы ресурсосберегающих технологий при транспорте газов". Главным отличием в организации специальности на базе РГУ нефти и газа является то, что кафедра готовит не конструкторов газотурбинных установок, а инженеров по их эксплуатации - такой профиль оказался более востребованным в условиях резкого сокращения производства на машиностроительных заводах. За счет спонсорской помощи "Мострансгаза" и "Межрегионгаза" кафедра была переоснащена современным лабораторным оборудованием. В учебном процессе стали шире использоваться обучающие и контролирующие программы и тренажеры. К проведению занятий со студентами привлекаются руководители и ведущие специалисты "Мострансгаза". Научную школу термодинамики и тепловых двигателей отличали не только уверенные связи с производством, но и заложенные еще Н.И.Белоконем традиции воспитания студентов как будущих исследователей и рационализаторов. Кто он, современный молодой специалист? Об этом рассуждает заместитель заведующего кафедрой С.А. Лопатин: "Ощущается большой разрыв в поколениях ныне работающих в вузе ученых. Получилось так, что средний по возрасту состав ученых, которые являются обычно основной "движущей силой" любого научного коллектива, на кафедрах представлен недостаточно. Когда началась перестройка, именно из этого слоя много научных работников перешли в коммерческие структуры. Однако в последние год-два наметились и обнадеживающие тенденции. Все больше промышленников и студентов интересуются "знанием, а не званием". Наиболее интересная работа, востребованная производством, касается разрешения проблем энергосбережения и диагностики. По сути, перед наукой стоит задача, поставленная производством и заключающаяся в необходимости обеспечить в нефтегазовом комплексе переход на новые ресурсосберегающие технологии с учетом состояния оборудования, когда основные фонды предприятий изношены, а темпы реконструкции не успевают за их старением! Направление это, по сути дела, не является чем-то принципиально новым, разрабатывать его начал Н.И.Белоконь. В "Газпроме" подготовлена соответствующая отраслевая программа. Возглавляет ее заместитель председателя правления ОАО "Газпром" В.В.Ремизов". Представители кафедры термодинамики и тепловых двигателей участвуют в работе наиболее авторитетных экспертных советов и комиссий по проблемам диагностики газотранспортного оборудования. Это, в частности: - секция "Диагностика газопроводов и энергомеханического оборудования" научно-технического Совета ОАО "Газпром"; - постоянно действующий координационный Совет по диагностике; - отделение диагностики, экологии и информационного обеспечения Международной Академии информатизации; - отделение диагностики Академии технологических наук РФ; - оргкомитеты международных конференций "Энергодиагностика и Condition Monitoring" и международного тематического семинара "Диагностика оборудования и трубопроводов". На очереди - очередной форум специалистов в области диагностики и мониторинга состояния объектов ТЭК, который состоится в Нижнем Новгороде. Сопредседателями оргкомитета форума стали заместитель председателя правления ОАО "Газпром" В.В.Ремизов и губернатор Нижегородской области И.П.Скляров. Строители стальных магистралей нужны России В этом убеждает 40-летний опыт работы кафедры сооружения газонефтепроводов и хранилищ, созданной в 1959 году. Ее первым руководителем был заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор В.Д.Таран - непосредственный участник строительства первых трубопроводов в нашей стране: нефтепровода Астрахань-Саратов, газопроводов Саратов-Москва, Дашава-Киев-Москва. В 1970-1991 гг. кафедру возглавлял заслуженный деятель науки и техники БАССР и РСФСР, действительный член академии наук Башкортостана, профессор В.Л.Березин. С 1991 по 1996 год научно-педагогическим коллективом руководил профессор, доктор технических наук В.Е.Шутов. С 1996 года кафедру возглавляет лауреат премии Ленинского комсомола, профессор, д.т.н., член научно-технических советов "Газпрома" и "Роснефтегазстроя", Почетный нефтяник Г.Г.Васильев. Педагогическому коллективу кафедры выпало работать в условиях жесткой конкуренции с вузовскими школами политехнических и строительных альма-матер. И все же, опыт строителей первых российских магистралей и здесь стал гарантией высокого уровня подготовки нынешнего поколения специалистов. Ученые кафедры являются основоположниками таких крупномасштабных научно-технических разработок отрасли, как создание технологий сварки магистральных трубопроводов с принудительным формированием шва при воздействии знакопеременного магнитного поля на дугу и наплавленный металл, строительство подводных переходов и переходов через автомобильные и железные дороги методом направленного бурения, закрепление трубопроводов на проектных отметках анкерными устройствами, разработка новых изоляционных материалов, оптимизация трасс магистральных трубопроводов, организация поточного строительства магистральных трубопроводов, включая строительство трансконтинентальных газотранспортных систем Уренгой-Центр, Ямбург-Центр и многих других транспортных магистралей. Научные разработки кафедры отмечены Государственной премией Минвуза СССР, премией Ленинского комсомола, тремя Губкинскими премиями, премией им. Д.К.Чернова, неоднократно отмечались медалями ВДНХ и отраслевыми наградами. О востребованности выпускников кафедры сегодня говорит хотя бы тот факт, что специалисты с дипломами инженеров-механиков по специализации "Сооружение газонефтепроводов и газонефтехранилищ" находят престижную работу не только в структурах ОАО "Газпром", АО "Роснефтегазстрой", АК "Транснефть", АК "Транснефтепродукт" или нефтяных компаниях, но и в городских коммунальных службах газо-, водо- и теплоснабжения. Это действительно специалисты-универсалы. Каковы же прогнозы вузовских педагогов на будущее? Залогом успеха практически любой кафедры РГУ нефти и газа во все времена была связь с промышленными структурами, оригинальность прикладных разработок и смелость фундаментальных идей, выраставших на почве новых инженерных решений. Свою точку зрения на происходящее в отраслевой науке привел заведующий кафедрой Г.Г.Васильев: "Раньше, чтобы заниматься наукой, ученому не требовалось прилагать такого количества организационных, менеджерских и других усилий, напрямую с наукой не связанных. Сейчас нужно немного таланта, много труда и... деньги. Не без иронии говорят: науку может поддерживать государство либо богатое, либо честолюбивое. Наше - небогатое, а "честолюбие" его злые языки сравнивают подчас с амбициями горького пьяницы, который озабочен только тем, что бы еще продать, или где бы еще занять. Несмотря на всю резкость этого сравнения, критическое положение в сфере государственного управления наукой очевидно. Вузовская наука - это часть всего научного комплекса государства. У нее нет отдельной судьбы, поэтому говорить о ее состоянии и перспективах можно только после того, как решится главный вопрос, и государство определится, нужна ли ему наука вообще, или нет, и какие отрасли должны получить приоритетное развитие. В начале перестройки мы организовали научный семинар, в котором приняли участие коллеги из Нидерландов. Один из них начал свой доклад примерно следующим заявлением: "Запасы газа у нас невелики, и бережем мы их для будущих поколений. Поэтому мы заинтересованы, чтобы в России развивалась газодобыча". Мы же не думаем о будущих поколениях, которым тоже должны достаться сырьевые ресурсы. В цене каждой тонны нефти Саудовской Аравии заложены расходы и на науку, и на медицину, то есть, на дотируемые государством нужды общества. Когда я был на стажировке в США, то был поражен тем, как один профессор сетовал: он получал $3 тысячи и с завистью говорил о положении студента из Саудовской Аравии, получавшего даже не зарплату, а стипендию в $5 тысяч. Положение же российского ученого несравнимо с положением ни одного зарубежного коллеги, хотя наша страна - крупнейшая нефтегазодобывающая держава. В США ученые одного из вузов, рассказали мне о том, как строятся их финансовые взаимоотношения с потребителями их научного продукта. Они изобрели оригинальную муфту для ремонта трубопровода. Исследование проводилось за счет государства, которое финансировало вуз. Созданная для производства и продажи этого изделия компания, реализуя этот научный продукт, часть денег постоянно отчисляет создателям. Вряд ли такие примеры можно отыскать в практике работы наших отраслевиков. Сейчас производство берет только то, что представляется ему выгодным на текущий момент. Ни одна разработка, которая может быть интересна не сегодня, а завтра, производство не интересует. Такие разработки на перспективу не будут профинансированы. И только "Газпром" сохранил традицию поддержки науки с более дальним "прицелом". Из разработок, которые оказались востребованными, одна - это созданный с участием специалистов кафедры центр по изучению полиэтиленовых технологий при строительстве трубопроводов, подготовки и переподготовки кадров по этому профилю. Востребованные отраслью научные направления - это разработки, связанные с капремонтом, диагностикой трубопроводов. Строительство трубопроводов на морском шельфе - также одно из перспективных направлений. С "Газпромом" идет работа по повышению надежности оборудования, диагностике, разработке нормативных документов. Выпущен ряд нормативных документом, например, СНиП сооружения магистральных газопроводов. Самый высокий по квалификации персонал - в высшей школе, а не в промышленности, это - инженерная элита. И именно она сегодня готовит ресурсосберегающие технологии, которыми предстоит пользоваться в XXI веке. И за той из стран, которая выйдет вперед в этом направлении, будет победа в конкурентной борьбе. На ученых по-прежнему работает реноме головного вуза отрасли - РГУ нефти и газа. В университете все более заметна радующая вузовских ученых-педагогов тенденция к повышению престижности высшего образования, приоритета знаний. Для зарубежных учащихся образование в Губкинском университете остается высокопрестижным. На кафедре обучаются два магистранта из Южной Кореи и Китая, которые осваивают строительство трубопроводов в условиях низких температур. Эти иностранные учащиеся настойчиво стремятся получить от преподавателя максимум знаний. Ясно, что при таком отношении никаких особых стимулов к хорошей учёбе изобретать не нужно. Но я нередко говорю своим студентам-соотечественникам: "Это - будущие ваши конкуренты. А может быть, и работодатели, если будете плохо учиться". В настоящее время много говорится о необходимости воспитания студентов нефтегазового вуза в духе корпоративности. И все же, хотелось бы предостеречь от излишнего увлечения воспитанием молодежи в духе безусловной преданности родной фирме. В известной американской книге по управлению "Искусство обновления", написанной на примере таких гигантов, как "Дженерал Моторс", сказано: прогресс в корпоративной системе возможен только в том случае, если есть... инакомыслие. И в таком, в общем-то положительном явлении, как корпоративность не должно быть крайностей, она периодически должна "нарушаться". Еще древние китайцы решали, что лучше: глупый народ или умный. Глупым населением легче управлять, а с умным - интереснее. Если государство не проявит должной заботы о развитии науки и образования, то каким мы будем народом уже в скором времени, ясно и без особых исследовательских изысканий. Если приложить мудрость государственных мужей прошлого к современным реалиям, результат очевиден: в вузе сегодня работают неглупые люди, и в этом залог их выживания. Издержки, которые придется понести ради этого выживания, тоже очевидны: вузовскому педагогу все больше времени придется тратить на поддержание своего материального уровня и порой остается недостаточно времени для обучения студентов. Источники финансирования в российских вузах целесообразнее всего было бы организовать по американской модели. Финансирование университетов за океаном происходит по 4 каналам: государственного бюджета, финансирование от штата; от корпорации, которая может оказывать спонсорскую помощь; и, наконец, средств от реализации ноу-хау и участия в экспертизах. К этому нас подводит опыт сотрудничества с западными компаниями, сравнение "нашего" и "их" подходов к организации науки. Что же до внедрения в отечественное образование двухступенчатой американской системы подготовки специалистов со званиями бакалавров и магистров, то она пока с большим трудом вписывается в структуры университета. Согласен с тем, что университет должен стать центром обмена информацией, то есть стать той самой "сетью", о которой говорят, когда заходит речь о налаживании системных контактов с промышленностью. По сути дела, вуз уже готов к такому переходу в новое качество. Сегодня наша специальность на пике популярности, конкурс - до 15 человек на место. Эта популярность профессии среди будущих инженеров имеет свое продолжение и среди специалистов из отрасли. Совместно с Госгортехнадзором кафедра ведет программы повышения квалификации специалистов; производится обучение и подготовка специалистов из отрасли для строительства и реконструкции систем газо- и водоснабжения, выдается соответствующее удостоверение на право обслуживания объектов. Программа собирает специалистов со всех регионов России, уже имеющих образование и опыт работы в отрасли. По окончании учебы специалисты получают удостоверение на право обслуживания объектов, контролируемых Госгортехнадзором. "Международным сертификатом" признания высокого уровня научных и инженерных знаний кафедры стало сотрудничество с компанией WIDOS (ФРГ), которая поставляет сварочное оборудование, а также с фирмой ARGUS LIMITED, занимающейся вопросами строительства и ремонта трубопроводов". Престиж и традиции надежностиКафедра транспорта и хранения нефти и газа принадлежит к числу тех вузовских коллективов, история научных направлений которой стала органичной частью промышленного развития отрасли: несмотря на перемены в других структурах ТЭК, именно российские естественные монополии - "Газпром" и "Транснефть" - сохранили свою управляемость и работают без крупных "сбоев". Для кафедры эти компании являются главными заказчиками научного "продукта". Кроме того, ее ученые и специалисты сотрудничают с финской компанией "Фортум", американскими "Коноко" и "Бейкер Петролайт". Нынешняя востребованность результатов научного поиска сотрудников кафедры имеет основу в традициях первых научных школ, берущих свое начало со времени их зарождения в 30-х годах XX столетия. Год основания РГУ нефти и газа - 1930-ый - стал годом рождения новой специальности нефтяников-транспортников. До этого времени подготовка инженеров по транспорту и хранению нефти и газа вообще не проводилась в СССР. В 1933 году две кафедры, специализировавшиеся по проблемам транспортировки "черного золота" и его хранения на нефтебазах, были объединены в одну кафедру "Транспорт и хранение нефти". Первым заведующим ее был профессор А.Ф.Притула. Создавая учебные планы, он обобщил американский опыт нефтяного дела и написал учебник "Транспорт нефти, нефтяных продуктов и газа" и книгу "Нефтесклады США". Преподавательский состав кафедры состоял преимущественно из инженеров с большим производственным стажем. 40-50-е годы стали временем рождения фундаментальных исследований в области транспортировки и хранения нефти и газа. Это время связано с именами профессоров В.С.Яблонского и В.И.Черникина, в разные годы возглавлявших кафедру. В.С.Яблонский считается основоположником теории последовательной перекачки нескольких нефтепродуктов по одному трубопроводу, ему принадлежат фундаментальные труды по гидравлике нефтепроводов, первые основополагающие учебники по основным дисциплинам, связанные с транспортом и хранением нефти и нефтепродуктов. Под руководством профессора В.И.Черникина была разработана теория трубопроводного транспорта вязких подогретых нефтей и инженерных методов расчета "горячих" нефтепроводов. Круг научных интересов В.И.Черникина был необычайно широк, о чем свидетельствуют выполненные под его руководством исследования по перекачке вязких и застывающих нефтей, виброподогреву нефтепродуктов при их транспортировке, новым методам проектирования газо- и нефтепроводов, применению механических разделителей при транспорте нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов и ряду других дисциплин. В связи с увеличением объемов и тематики научных исследований в интересах развивающейся нефтегазовой промышленности, повышением требований к разработке более точных и глубоких методов расчета, в 1960 году при кафедре была организована отраслевая научно-исследовательская лаборатория, возглавляемая В.А.Юфиным. В 1966 году на должность руководителя кафедрой транспорта и хранения нефти и газа приглашается профессор Н.Н.Константинов, известный как один из создателей теории расчета и снижения потерь от испарения нефти и нефтепродуктов при хранении и товарно-транспортных операциях. Под его руководством велись исследования по анализу работы технологических установок энергетического хозяйства промышленных предприятий, процессов работы тепловых электростанций и их теплового регулирования, комплексного использования работоспособности теплоносителей. В 1975 году заведующим кафедрой становится В.А.Юфин. Его научные интересы связаны с исследованием фундаментальных процессов, происходящих при транспортировке: в течение многих лет он занимался разработкой и совершенствованием теории и технологии последовательной перекачки. В дальнейшем совместно с одним из ведущих ученых факультета автоматики и вычислительной техники, профессором М.А.Гусейнзаде, В.А.Юфин вел фундаментальные исследования нестационарных процессов в магистральных трубопроводах, возникающих на разных участках технологической цепочки транспорта нефти. Ученый был удостоен звания "Заслуженный деятель науки и техники РСФСР". С 1987 года кафедрой заведовал профессор Е.И.Яковлев, сделавший ставку на укрепление связей вузовского коллектива с нефтегазовыми предприятиями. Научные интересы его лежали в области математического моделирования и анализа режимов работы магистральных газопроводов, что неразрывно связано с вопросами надежности и оптимального управления транспортировкой "голубого топлива". Он впервые провел комплексное рассмотрение сложных газотранспортных систем произвольной структуры и создал научно-методические основы, математическое и алгоритмическое обеспечение для описания расчета и оперативного управления их режимами. Е.И.Яковлев совместно с М.А.Гусейнзаде, С.Г.Щербаковым, В.В.Грачевым и другими учеными обосновал тезис о том, что оперативное управление является управлением неустановившимися процессами в магистральных газопроводах. Впоследствии этот фундаментальный научный принцип вошел в практическую работу диспетчеров на газопроводах. С 1992 года по настоящее время кафедру возглавляет декан ФПС и ЭСТТ, профессор А.Д.Прохоров - признанный специалист в области транспортировки высоковязких нефтей и нефтепродуктов с применением противотурбулентных присадок, хранения и распределения нефтепродуктов. Он также возглавляет комиссию по патентно-лицензионной деятельности РГУ нефти и газа. История этого вузовского коллектива всегда строилась на востребованности промышленностью. Долог ли путь научного изобретения до его практического воплощения на трассе сегодня? Увы, по мнению заместителя заведующего кафедрой транспорта и хранения нефти и газа, профессора В.М. Писаревского, самоустранившееся от управления экономикой государство своими непродуманными решениями обеспечило разрыв науки и производства: "Вузовская наука для своего развития нуждается в открытых тендерах на разработку новых идей и инженерных решений для решения отраслевых задач. При таком "споре на равных" целых научных школ и кафедр возрастает вероятность принятия решений в интересах производства, а не администрации предприятия. Ситуация, когда заказчик, по существу, определяет направление и результаты работы, занижает уровень исследовательских работ; для их выполнения подчас бывает необходим не ученый с именем, а грамотный, но узкий специалист. Ученый же, чтобы выжить, берется за любой заказ и неизбежно теряет, растрачивает свой интеллектуальный потенциал!" Если сравнивать систему организации науки на Западе и у нас, то не стоит обольщаться насчет независимости заокеанских университетских ученых от заказчика. На Западе, равно как и у нас сегодня, результаты исследований зависят от политики собственника. Но там психология временщика для руководителя производства нехарактерна, и заказ на прикладные исследования может содержать в себе элементы фундаментального исследования. К тому же, деньги, получаемые учеными "там", несопоставимы с нашими, не самый высокий, но все же приемлемый уровень обеспеченности человека от науки и позволяет не посвящать свободное от преподавания время работе по "горящим" заказам. Для развития науки всем российским научным организациям необходимо принципиально иное налогообложение. Положительным шагом было освобождение научной продукции от налога на добавленную стоимость. Нельзя отказываться от этих льгот и впредь. Но недопустимо то, что государство вместе с освобождением науки от части налогов сняло с себя ответственность за нормальное финансирование высшей школы. И все же, при внимательном анализе сложившейся в отрасли ситуации с созданием новых технологий можно сказать: положение ученых далеко не безнадежно. По мнению декана ФПСиЭСТТ, заведующего кафедрой транспорта и хранения нефти и газа А.Д.Прохорова, потребность ТЭК в принципиально новых технологиях транспортировки "черного" и "голубого" золота будет возрастать. Факт очевидный: запасы Западной Сибири исчерпываются. На очереди выход нефтяников в северные районы Тимано-Печоры и Ямала, а также на Восток Сибири. Новое направление в работе ученых-транспортников, вызванное освоением северных территорий, связано с поиском принципиально новых технологий, призванных обеспечить надежную транспортировку высоковязких нефтей - напомним, это сырье не может быть даже прокачано по нефтепроводу без предварительной обработки. Спектр возможных инженерных решений здесь необычайно широк: от применения специальных присадок, снижающих вязкость сырья, до отказа от привычной "трубы". Другим направлением исследований, вызванным потребностями промышленности, стала необходимость выработать комплексный подход к обеспечению надежности работы российских экспортных газопроводов, от которой зависит репутация российских компаний на мировых рынках сырья. Еще одна проблема, способная помочь увеличить выручку компаний-экспортеров, - это обеспечение сохранности качества нефти при ее транспортировке. Ученые трубопроводного факультета и здесь претендуют на роль лидеров: путь к решению "проблемы качества" был проложен еще в прошлые десятилетия, когда специалисты кафедры разрабатывали основы технологии последовательной перекачки нефтепродуктов и нефтей с разными качественными характеристиками. Чем не парадокс: создание и развитие транспортной инфраструктуры обходится компаниям дороже разработки месторождений, считающейся наиболее капиталоемким звеном нефтегазового комплекса? Кроме того, до 80% вложений капитала в газопроводы приходится на линейную часть. Вспомним колоссальные масштабы строительства экспортного газопровода Ямал-Европа, вдвое увеличившего валютные поступления СССР от экспорта "голубого топлива". А между тем, сроки эксплуатации этих гигантских сооружений неумолимо подходят к своему физическому пределу. Встает задача: как сохранить существующую инфраструктуру, и следовательно, основу экономического потенциала страны? В качестве неотъемлемого компонента этой глобальной научно-технической задачи, решению которой посвятят себя специалисты XXI века, А.Д.Прохоров назвал техническую диагностику, причем, в наступившем новом веке потребуется переход от диагностики отдельных трубопроводов к оценке состояния целых транспортных систем.

www.ngv.ru/
08.09.2004

Док. 588448
Перв. публик.: 08.09.04
Последн. ред.: 08.09.09
Число обращений: 0

  • Ремизов Валерий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``