В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Но годы уходят, Уходят матросы, А юность из прошлого громко звонит... Так бросьте же в море три алые розы И столько же красных гвоздик` Назад
`Но годы уходят, Уходят матросы, А юность из прошлого громко звонит... Так бросьте же в море три алые розы И столько же красных гвоздик`
Виталий Леонов.

"Память".

Однажды в канун дня Военно-Морского флота я увидела на экране Архангельского телевидения ветерана Великой Отечественной войны, воспитанника Соловецкой школы юнг, заслуженного работника культуры жителя Северодвинска Константина Михайловича Юданова. Его рассказ о своих боевых друзьях, с которыми он прошел военные годы на эсминце "Гремящий", сопровождался песней под гитару. Певец от Бога, он вкладывал в песни о море, соловецких юнгах, кораблях всю душу. А его песню "Память" на стихи бывшего юнги актера Виталия Леонова можно назвать гимном военных моряков.

После этой телепередачи мне захотелось встретиться с Константином Михайловичем и спросить, как же так вышло, что он, родившийся в Саратове - городе, далеком от моря, - почти всю жизнь провел в море и у моря?

- Меня с детства влекло к морю, - сказал Константин Михайлович. - И я записался в военно-морской кружок Саратовского Дворца пионеров, где с удовольствием изучал типы военных кораблей, оружие, шлюпочное дело. Летом 1942 года узнал о наборе добровольцев в Соловецкую школу юнг. Получив разрешение родителей и пройдя многочисленные комиссии, был зачислен.

...Нас привезли на остров Соловки, привели в Савватьевский лес, разместили в палатках и сказали: "Школа будет здесь, но ее надо построить в самый короткий срок". И мы стали жить и учиться. 7 ноября 1942 года я принял военную присягу. Было мне тогда 16 лет.

- А как вы оказались на "Гремящем"?

- В октябре 1943 года полторы тысячи воспитанников Соловецкой школы юнг первого набора ступили на трапы боевых кораблей флотов и флотилий Союза. Меня направили на Северный флот, на эсминец "Гремящий", корабельным электриком - по специальности, которую изучал в школе юнг. В составе команды корабля я участвовал в 17 конвойных операциях союзников, в шести конвоях отечественных судов, в трех обстрелах вражеских позиций при наступлении наших войск на Печенгу, в высадке ложного десанта, в двух походах по поиску подлодок противника.

- И какой из этих походов более всего запомнился вам? - поинтересовалась я у Константина Михайловича.

- Ночь на 11 октября 1943 года. Нам предстояло подавить немецкие артиллерийские батареи в районе села Титовка и поддержать огнем артиллерии действия наших сухопутных сил при наступлении на Печенгу.

От сотрясения корпуса корабля при взрывах вражеских снарядов на всей кормовой части корабля отключилась электроэнергия. Чтобы исправить поломку, надо было добраться до второго машинного отделения. Едва выскочил на палубу, как что-то треснуло над головой, меня ослепило вспышкой от взрыва, оглушило ударной волной. И все же удалось открыть люк, попасть в машинное отделение и устранить поломку. Ко мне подбежали машинисты, о чем-то спрашивали, а я стоял, ничего не слыша, оттирая с лица и ушей кровь.

***

Сколько таких эпизодов было в течение войны! И наконец пришел День Победы, и услышал юнга Юданов долгожданную команду: "Орудие зачехлить!"

Людмила ЧИЖЕНКО. Дочь старшего механика ледокола "Красин".


Людмила ЧИЖЕНКО.
21/01/2005

www.pravdasevera.ru

Док. 589125
Перв. публик.: 21.01.05
Последн. ред.: 10.09.09
Число обращений: 0

  • Леонов Виталий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``