В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лидия Вележева: Вот так я и стала Настасьей Филипповной Назад
Лидия Вележева: Вот так я и стала Настасьей Филипповной
Актрису Лидию ВЕЛЕЖЕВУ зритель долгое время замечал в основном в ролях небольших. Лишь когда на телеэкранах появилась многосерийная "Воровка", о ней заговорили. Вспомнили эпизоды из фильмов "Волкодав", "Умирать не страшно", "Под небом голубым". Однако начинала Лидия не с эпизодов и не с маленьких ролей. Впервые она появилась на экране в главной роли Варвары в фильме "Ожидание".

Родилась Лида в Киеве. Родители рано развелись, и от отца осталась красивая югославская фамилия. Их с сестрой, (Лида на пять минут младше) поднимала мама. Она работала на фабрике в несколько смен и, чтобы девочки после школы не возвращались в пустую квартиру, отдала их в интернат. Каждый день приезжала с полными сумками продуктов, даже директор как-то заметил: "Что ж вы так надрываетесь, думаете, их здесь не кормят? " К седьмому классу Лида уже твердо знала, кем хочет быть. Захватив фотографию, отправилась на Киностудию им. Довженко. Фотографию взяли, позвали на собеседование. Потом режиссер Радомир Василевский пригласил на пробы в "Ожидание". Телеграмма с утверждением на роль пришла в пионерлагерь.

- Когда фильм вышел, я больше всего боялась встречи с одноклассниками. Приехала в интернат днем. Все были в столовой. Отнеслись по-разному. Кто-то хвалил, кто-то смотрел косо: "Артистка приехала". Один мальчик стал дразнить "Скорпеной". Такая кличка была у моей Варьки в фильме. После школы я пошла в Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого, и меня не взяли.

- И главную роль не приняли во внимание?

- Я никому не говорила о ней, неудобно было хвастаться. Пришла домой расстроенная: "Если здесь не приняли, нечего и мечтать о Москве". Через несколько дней, рано утром, мама разбудила меня и ... отвезла в Москву. Пришли мы в Щукинское, а там на ограде сидят старшекурсники: Ты что, поступать приехала? Так всех уже давно набрали". И все же я попала в последнюю десятку, и прямо к Пашковой, с которой мы снимались вместе в "Ожидании" От волнения прочла отвратительно. Лариса Алексеевна сказала: "Знаю, что можешь лучше. Я тебя пропускаю на второй тур". Так начала сбываться моя мечта. Я попала к замечательному педагогу Алле Александровне Казанской. После училища у меня было много приглашений, но я выбрала Театр имени Вахтангова.

- Когда вы снова вышли на съемочную площадку?

- На втором курсе. На "Беларусьфильме" снимали "Государственную границу". Я сыграла в шестом фильме этого сериала, "За порогом победы", главную роль - Кристину. Когда оканчивала училище, снялась с Александром Михайловым в "Очарованном страннике". До "Воровки", которая, что называется, выстрелила, были и другие фильмы - "Риск без контракта", "Московская любовь", "Яр", "Цыганский остров", "Окаянная Джанет", "День рождения", "Классик". Просто для меня они не стали удачными.

- Вы послушная актриса?

- С режиссером не нужно спорить, ему нужно показывать. Если он не принимает мою точку зрения, то стараюсь найти середину. Я буду дотошно искать выход.
А капризничаю в гримерной. Наедине с собой. Все проблемы можно решить на стадии переговоров. Не нравится, откажись, но если ты согласилась и начала работать, то не трепи нервы режиссеру. У него и без тебя дел по горло.
И комплексы из-за отсутствия ролей не влияют ни на мой характер, ни на отношения с окружающими. Я никому не завидую. Был такой случай: я срочно ввелась в спектакль "Зойкина квартира" на роль Манюшки. Сыграв несколько спектаклей, сказала режиссеру: "В театр взяли Машу Аронову. Это ее роль. Отдайте ей". То же самое было еще с одним спектаклем. У меня чувство справедливости сильно развито. Я так поступаю, потому что считаю это правильным.

- Наивный вы человек! Думаете, вам тоже уступят роль? Вы, наверное, за себя никогда не просили?

- Только однажды, да и то я не роль просила. Петр Наумович Фоменко должен был в нашем театре ставить спектакль и с этой целью смотрел работы артистов. А у меня в это время ролей не было. Я играла в сказке "Кот в сапогах" дерево рябину. Там были еще береза и дуб. Я пригласила Петра Наумовича в Дом кино на премьеру "Очарованного странника" (в этом фильме у меня главная роль Грушеньки) в надежде, что он хоть по фильму составит представление, какая я актриса. Когда вывесили распределение ролей, мое имя там было.

- Ваш муж Алексей Гуськов не только известный артист, но и весьма успешный продюсер. Неужели он не может составить вам протекцию?

- Когда Леша стал заниматься продюсерством, я его спросила: "Неужели для меня в твоем проекте роли нет? " Многие ведь своих жен снимают. Он мне тогда раз и навсегда сказал: "Запомни. Я никогда за тебя просить не буду". Больше я к нему не обращалась. Что касается "Воровки", то еще года за два до съемок режиссер Юрий Беленький мне говорил, что есть такая история и что он хочет снимать меня. Именно режиссер настоял на моей кандидатуре. Муж даже пальцем не пошевелил.

-Теперь понятно, почему вы не играли в "Границе".

- У меня замечательные отношения с Александром Миттой. Я очень хочу с ним работать. Ну не увидел он меня ни в одной из ролей в "Границе".

- Вы хотели бы стать талисманом одного режиссера и сниматься во всех его картинах?

- Хотела бы, но потом. Я не так много играла, и мне хочется попробовать себя в разных жанрах, с разными режиссерами. У всех требование одно: "Сыграй хорошо", а методы работы разные.

- Вы не боялись, что после "Воровки" вам будут постоянно предлагать похожие роли?

- Опасения, что за мной потянется шлейф деловой женщины, были, но этого не случилось. Наоборот, роли пошли совершенно противоположные. Я сыграла Татьяну Китаеву в сериале "Следствие ведут знатоки" Владимира Хотиненко. Роль небольшая. Это, скорее, заявка на новую героиню.

- А как вы относитесь к работе в сериалах?

- Конечно, не хватает художественных фильмов, и хочется поработать в таких картинах, но мне и сериалы интересны. На мой взгляд, работать в них сложнее. Сцены снимаются целиком. Мне дают три листа текста, и я должна играть без остановки. Репетиции существуют для оператора, осветителей. Актеры же могут репетировать только между собой. В павильоне выстраивается мизансцена, и тут уже никуда не деться. В таких условиях актер может проявиться, заявить о себе или вовсе остаться незамеченным. Мне, например, именно сериал помог раскрыться.

- Говорят, что вы скоро смените имя и звать вас будут Настасья Филипповна?

- Режиссер Владимир Бортко приступил к съемкам десятисерийного фильма по роману "Идиот". Князя Мышкина сыграет Евгений Миронов, Рогожина - Владимир Машков, Настасью Филипповну - я.

- Не могу не спросить: знает ли об этом Юлия Борисова?

- Она знала с самого начала. Когда я отправилась на пробы, Юлия Константиновна попросила: "Лидочка, вы мне обязательно позвоните". Когда меня утвердили и я ей это сообщила, она сказала: "Как я рада".
Многие актрисы хотели бы сыграть эту женщину. Одни уже не смогут в силу возраста, другие - потому что уже утвердили меня, но если я буду об этом думать, то буду расстраиваться, а мне это сейчас ни к чему. Судьба сделала мне такой подарок. Я вытащила лотерейный билет, и теперь от меня зависит - окажется он выигрышным или нет.
Татьяна ПЕТРЕНКО
Культура, N16, 18 апреля 2002

Док. 589181
Перв. публик.: 18.04.02
Последн. ред.: 16.02.11
Число обращений: 0

  • Митта Александр Наумович
  • Борисова Юлия Константиновна
  • Бортко Владимир Владимирович
  • Фоменко Петр Наумович
  • Хотиненко Владимир Иванович
  • Миронов Евгений Витальевич
  • Аронова Мария Валерьевна
  • Машков Владимир Львович
  • Казанская Алла Александровна
  • Гуськов Алексей Геннадьевич
  • Василевский Радомир Борисович
  • Вележева Лидия Леонидовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``