В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Варенцов: `60 - это возраст свободы` Назад
Владимир Варенцов: `60 - это возраст свободы`
2 октября 2007 года народному артисту России Владимиру Варенцову исполнилось 60 лет, а 12 ноября Томский театр драмы, в котором актер служит уже 32 года, провел бенефис Владимира Васильевича.

В теплый октябрьский день, когда то солнце на небе, а затем вдруг дождь, мы говорили с юбиляром - о театре, о бенефисе, о Томске. Одним словом, о жизни.

- Владимир Васильевич, многие актеры стремятся, как чеховские героини, "в Москву, в Москву!". А вы же, напротив, из европейской части России, где родились, выросли и учились, приехали в Сибирь. Почему?

- Что скрывать, в Москве можно удачно сыграть одну роль, и если это будет даже маленький успех, то ты сразу известен. А провинция она и есть провинция: таланты и творческие достижения актеров, художников, поэтов оцениваются узким кругом людей...Но я не люблю Москву...Однажды кто-то из журналистов поинтересовался: "Что, лучше быть первым парнем на деревне?". Я честно ответил - да. Понимаете, Томск - это мой город, здесь мой моральный профсоюз, здесь я себя комфортно чувствую. Если бы я остался в Москве, а такие возможности были, то неизвестно, как бы я сейчас себя чувствовал, , что бы было со мной - как с человеком даже, а не как с профессионалом...
Потому что Москва уродует людей изнутри: нужно подстраиваться, чтобы выжить в этом мегаполисе...
А Томск я полюбил прежде, чем впервые побывал здесь...

- Прямо-таки фантастика!

- Я фаталист, и уверен: чему в жизни быть, того не миновать. Нужно только доверять своей интуиции, суметь понять те знаки, что подает Судьба. Еще не зная Томска, я постоянно видел его во сне. Мне все время снился какой-то город, его улицы, его дома. И когда я впервые приехал в Томск на гастроли, то узнал этот город. Самое интересное, что я вспоминал здания и мог совершенно точно сказать, что увижу за тем или иным поворотом улицы. Помню, что очень удивил тогда этим своего коллегу Дмитрия Киржеманова. Наверное, это все не случайно. Видимо, мне свыше было определено жить в этом городе. И если я куда-то уезжаю, то очень скучаю по Томску. Он мне стал куда ближе моих родных волжских мест. И вообще, все главные события в моей жизни произошли в Томске. И мне все нравится здесь: люди, улицы, дома. Томский зритель замечательный: умный, чуткий, благожелательный. Спасибо тем силам, которые привели меня в Томск...

Именно в Томском театре драмы незаурядный талант актера Владимира Варенцова проявился яркими работами. Театралы со стажем хорошо помнят его Еремеева в спектакле по пьесе А.Вампилова "Прошлым летом в Чулимске", Мочалкина в легендарном спектакле "Золотой слон" (режиссер Ф.Григорьян), Кочкарева в "Женитьбе" Гоголя. В Томске случился замечательный спектакль "Соленая падь", ставший событием театральной жизни не только нашего города, но и все Сибири. За роль Ефрема Мещерякова в этом спектакле актеру Варенцову была присуждена Государственная премия РСФСР.

Еще одна, очень заметная работа Варенцова - в спектакле по пьесе Владимира Губарева "Район посадки неизвестен". Томский театр одним из первых в стране поставил этот спектакль, в основу пьесы положена реальная космическая история, чуть было не завершившаяся трагедией. Во время одного из космических полетов отказала система управления, и только профессионализм и выдержка нашего земляка летчика-космонавта Николая Рукавишникова спасли экипаж от гибели. Роль Николая исполнял Владимир Варенцов. Из работ недавних лет - Железнов в спектакле "Васса Железнова", Ричард в шекспировской трагедии "Ричард III".

- Ричард III - роль мирового репертуара, его исполняли многие знаменитые актеры, а сколькие мечтали о ней! И не всякому так везет в жизни - воплотить этот образ на сцене, - размышляет В.Варенцов. - Мне не хочется, чтобы зрители воспринимали его злодеем. Ведь в итоге он понимает, что жесткое стремление к власти, обладание ею не дает ни счастья, ни покоя. Хотелось показать, что даже в таком злодее, интригане, убийце совесть все же просыпается. Мы с Юрием Пахомовым, режиссером-постановщиком спектакля, вычленили в тексте один монолог, и в зале, по-моему, возникла доля сожаления: мой герой сам загнал себя в угол, и он даже рад, что погибает...

Философски относится Владимир Васильевич и к тому, что не удалось сыграть.

- Я нисколько не жалею, что какие-то роли прошли мимо. Если не сыграл чего-то, так, может быть, мне не этого не очень-то и хотелось. Наверное, роль должна приходить к актеру в свое время, когда ты уже что-то понимаешь в жизни и можешь об этом сказать...Гамлета в 25 лет сыграть невозможно! Ни о чем не жалею...То, что Господь дал, он знает, куда надо направлять, принимай это и иди с этим...

...Новый 157-й театральный сезон в драматическом театре открылся премьерой - томичи увидели спектакль по пьесе Горького "На дне", где у Варенцова интереснейшая роль Сатина.

Актерской манере В. Варенцова присущи психологизм, мастерство перевоплощения, удивительная естественность существования на сцене. Актера приглашали сниматься в кино, и в его активе - фильмы "Порох" и "Щенок". Но чтобы кинематографическая карьера продолжалась, нужно было уехать из Томска, а Владимир Васильевич может жить вдали от любимого города не больше месяца, только отпуск или гастроли.

- Я попал в кино в момент перелома: настоящие фильмы уже заканчивались, а начиналась серость...И глядя на то, что происходит сегодня на экране, я нисколько не жалею, что продолжения "романа с кино" у меня не случилось, - говорит В. Варенцов. - Согласитесь, сегодня кинематограф ужасный, в нем заняты всего 50-100 актеров, а фильмы будто снимает один человек. Сегодня кино - это утомительно, неинтересно, это "механический вил искусства" (определение придумал я сам).

- А этот вопрос вам как юбиляру: какие свои работы за 40 лет творческой жизни вы особо выделяете?

- Таких этапных работ две - это Николай Островский еще в Брянском драматическом театре, где начинал, и "Соленая падь", Ефрем Мещеряков. После этих этапных работ я по-иному начал себя чувствовать.

- Пришла уверенность?

- Да что вы, уверенности у нас никогда не бывает: каждый спектакль - это как экзамен. После этих работ внутренне я себя почувствовал по-иному, понял, что могу сделать, а что нет.

...Он может многое. Актер занят в театре и в любой, пусть и небольшой, роли всегда интересен. В.В. Варенцов не раз был лауреатом городского театрального фестиваля "Маска", лауреатом фестиваля "Премьеры сезона". Как режиссер подготовил несколько программ, прекрасно знает поэзию и великолепно читает стихи. И очень жалеет, что нынешнее рациональное время вытеснило поэзию из жизни молодых...А ведь когда-то, в 70-тые годы, в Томском драматическом театре поэтические вечера начинались поздно вечером и уходили в ночь. Стихи читали актеры, студенты, преподаватели...

- Ваш бенефис - это и творческое событие, важное для актера, и своего рода отчет перед зрителями. В чем стоит отчитываться?

- Я не совсем согласен с тем, когда на бенефисе играют спектакль. Согласитесь, что зритель может прийти в любой обычный день и посмотреть мой спектакль. А на бенефисе, по-моему, нужно показать то, чего, может быть, не знает большая часть зрителей. А мне сейчас очень хочется поговорить с людьми, просто поговорить, чтобы была душевная, откровенная беседа, чтобы я мог ответить на любой вопрос, без всякого лицемерия. Нужно устраивать все так, чтобы зрителю было хорошо. Когда зрителю хорошо, то и нам, актерам, тоже... Всегда, когда мы готовим подобные мероприятия, то садимся компанией и начинаем "бредить на эту тему" - Валера Козловский, Юра Кисурин, Саша Ланговой, Андрюша Сидоров. Порой получается. Мой бенефис, конечно же, для меня волнительное событие, но я знаю, что все будет хорошо.

- Владимир Васильевич, возраст мужчины можно не скрывать, поэтому давайте поговорим о круглой дате. Древние греки утверждали, что в 60 лет человек прощается с молодостью и вступает в возраст зрелости. А как вы себя чувствуете?

- Вы не первая спрашиваете о моих летах. Для меня 60 лет - это возраст свободы! Свободы от всего абсолютно: сейчас я могу жить, как я хочу, делать и говорить, что я хочу - без всяких экивоков политических и прочих. Когда-то я прочел, что в каждом возрасте есть своя романтика, своя поэзия, и со временем я понимаю это мудрое утверждение... Да, когда мне было 20 лет, то я 30-летних считал пожилыми, а в 50 на 60-летних поглядывал несколько свысока. А вот сейчас и мне 60...Это хороший возраст, но печальный - как поется в песне: "Первый тайм мы уже отыграли...". Да и второй уже вовсю идет, и невольно думаешь, а сколько лет тебе Бог отпустил побыть на Земле? Есть некая грусть, а с другой стороны, жизнь идет, все время ставит перед тобой новые задачи - то детей вырастить, выучить, на работу устроить. Теперь вот внучка растет, и ее нужно выучить и замуж отдать за хорошего человека. От этих проблем никуда не денешься, но ведь и счастье великое - смотреть, как детеныши вырастают. Вот у меня красавица растет (Владимир Васильевич кивает на 5-летнюю внучку Лину), и с ней я счастлив...

Тамара Дроздова (журнал "Томск magazine", N5 - 2007 г.)

Док. 589228
Перв. публик.: 10.09.07
Последн. ред.: 10.09.09
Число обращений: 0

  • Варенцов Владимир Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``